Александр Афанасьев - Поэтические воззрения славян на природу - том 1
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Поэтические воззрения славян на природу - том 1"
Описание и краткое содержание "Поэтические воззрения славян на природу - том 1" читать бесплатно онлайн.
Историк и фольклорист Александр Николаевич Афанасьев (1826–1871 гг.) весьма широко известен как издатель «Народных русских сказок». Он был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев.
Итогом его многолетнего исследовательского опыта явились «Поэтические воззрения славян на природу» — фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с языком и фольклором других индоевропейских народов. Его труд до сих пор не превзойден в мировой науке о фольклоре. Ему значительно уступают известные у нас «Золотая ветвь» Дж. Фрэзера и «Первобытная культура» Э. Тэйлора.
Книга Афанасьева выявляет живые связи языка и преданий, более того, воскрешает основы русского мышления, что особенно важно сейчас, когда язык и мышление русского человека изуродованы газетными штампами, блатным жаргоном и сленгом всякого рода, замусорены иностранными словами.
К ней обращались разные поэты и писатели: А К. Толстой и Блок, Мельников-Печерский и Горький, Бунин и Есенин. Особенно последний.
Настоящее издание последовательно воспроизводит все три тома «Поэтических воззрений», вышедших еще при жизни автора в 1865–1869 гг. Они переведены на новую орфографию с некоторым сохранением особенностей старого правописания, чтобы дать почувствовать вкус и аромат словесных оборотов ушедшей эпохи.
1905
Шлейхер, 195.
1906
Срп. н. njecмe, II, 455:
На челу MyjapKo сунце cnja,
А на грлу (шее) cjajнa мjесечина,
На сапима (на крестце) звоиезда даница.
1907
Н. Р. Ск., II, 25, 28; III, 5; V, 37; VII, 4, 11; Сказ. Грим., I, стр. 339; Ск. норв., II, 7, 16; Штир, 9, 16. Калевала упоминает о конях огнекрасных, с блестящими гривами (Эман, 11, 21; Совр. 1840, III, ст. Грота, 71); сличи Веет. Р. Г. 0.1855, V, 129 («Богатыр. поэмы минусии. татар»).
1908
Пам. стар. рус. лит., II, 383; Пыпин, 85, 324.
1909
Нар. Сказ. Бронницына, 78.
1910
Закавказ. край Гакстгаузена, II, 65.
1911
Ган, I, стр. 309.
1912
Н. Р. Ск., VII, 3; VIII, 9.
1913
Ibid., VIII, 8; см. также I, 14; II, 27; Рыбник., I, 292; Худяк., I, стр. 88; III, стр. 5; Матер, для изучен. нар. слов., 25,38; Slov. pohad., 56, 422.
1914
Срп. н. njecмe, II, 106–112.
1915
Сказ. Грим., 178; Ск. норв., II, 7, 21; Гальтрих, стр. 125-6; Срп. припое., 4,5, 40.
1916
Шотт, 16,17.
1917
Приб. к Изв. Ак. Н., I, 116, 148; Соревноват. Просвещ. и Благотвор. 1823, XXIV, 10. В богатырских поэмах минусинских татар (Вести. Р. Г. О. 1855, VI, 198–223) рассказывается о конях, которые несутся как стрела, пущенная с лука: и глазами не видно, и ушами не слышно!
1918
Времен., XXII, 5-10.
1919
Приб. к Изв. Ак. Н., III, 266-7; в польской сказке (Глинск., IV, 46–47) Вихрь несется на коне.
1920
Сб. Валявца, 77–78.
1921
Толков. Слов., 1,126-7.
1922
Штир, 141-2.
1923
Словарь Рос. Акад., 1,346; V, 438
1924
Кирша Дан., 59–60; сравни с рассказом о Соловье-разбойнике, стр 307.
1925
Глинск., 1,56,189.
1926
Срп. н. пjесме, II, 140.
1927
Arkiv za povCstnicujugoslavensku, I, 96.
1928
Этн. Сб., VI, 50.
1929
Срп. н. njecме, II, 245.
1930
Вся.
1931
Из рукопис. сборника г. Каравелова.
1932
Москв. 1846, XI–XII, 153-4.
1933
Slov. pohad., 422–430; Zcitsch. für D. M., II, 262 и дал.; конь этот превращается в орла (Nar zpiewanky, 1,14).
1934
Вольф. 202; Н. Р. Ск., II, 21.
1935
Н. Р. Ск., II, 24; VIII, стр. 601-2; Москв. 1845,1, 45; лубочн. сказка о Булате-молодце.
1936
Orient und Occid., год 2, II, 245.
1937
Н. Р. Ск., VII, 1; Кулиш, II, 51; Лет. рус. лит., кн. V, 12 (сказка об Иване Белом); Slw. pohad., 414 и 396: конь Татош питался vetrem a ohnein»; Шотт, 181-5,193.
1938
Кирша Дан., 57–58; Срп. н. njecме, II, 249: Марко-королевич поил своего коня вином.
1939
Ган, II, стр. 181.
1940
О представлении облаков — садами и рощами см. гл. XVII; гесперидские — вечерние, т. е. потемняющие небо; в применении к солнцу гесперидская область представляет ту вечернюю (западную) сторону, где садится дневное светило и где лошади его, освобожденные от упряжи, отпускаются на пастбище.
1941
Рус. предан. Макарова, 11, 87–88.
1942
Черты литов. нар., 140.
1943
Н. Р. Ск., VII, стр. 282.
1944
Ibid., VII, 16; VIII, 10.
1945
D. Myth., 890.
1946
Der UrspTung der Myth., 166.
1947
Н. Р. Ск., VI, 27; VII, 12, 22; VIII, 7; Lud. Ukrain., I, 276-7, 327–338; Рус. Бес. 1856, III, 100-2; Сб. Валявца, 4–5,7-12; Шотт, 17; Штир, стр. 90; Гальтрих, стр. 107-8.
1948
Slw. pohad., 424–430.
1949
Н. Р. Ск., VII, 36.
1950
D. Myth., 438.О Перуне-пахаре см. гл. XI.
1951
Сементов., 26; Сахаров., 1,100.
1952
Обл. Сл.,40.
1953
Великор. загадки Худяк., 17; Послов. Даля, 1066.
1954
Гальтрих, 53–54,108.
1955
Н. Р. Лег., 31.
1956
Илиада, XIII, 23–27; Н. Р. Ск., VI, 48.
1957
Andeutung. eines Systems der Myth., 157; Der Ursprung der Myth., 164-5. Норк производит ` от — течь, а имя Пегаса — источник. Как олицетворения туч, поглощающих светлых героев (небесные светила), баснословные кони роднятся с пожирающими великанами; дышащие пламенем кони царя Диомеда и красные быки Гериона (другая метафора грозовых туч) были так свирепы, что пожирали людей (Der Urspr. der Myth., 156).
1958
Кун, 171-4. Когда Индра, в виде сокола, похитил сому, то один из гандарвов стрелок Kreanu (зенд. Kerecani — от karc, kre, имя, совпадающее по значению с демоном-иссушителем дождевых потоков — Cushna) преследовал его. Такой смешенный получеловеческий, полулошадиный тип встречается в русских сказках под именем Полкана, но в сказках лубочных, отзывающихся сочинением, или заимствованных изчужи (таковы сказки о Бове-королевиче, Добрыне и об Иване-богатыре, крестьянском сыне); самое название Полкан есть переделка итальянского Pulicane (Пыпин, 247) и перешло в народ путем книжным. В чисто народных произведениях о Полкане не упоминается; тем не менее обстановка, в которой является он в лубочных изданиях, не противоречит преданиям о кентаврах; Полкан с головы по пояс человек, а туловище лошадиное; в один скок делает он семь верст, на картинках изображают его с луком и стрелами или с вырванным из земли деревом (Н. Р. Ск., VIII, стр. 605).
1959
Н. Р. Ск., П, 28; IV, 41, 47.
1960
Черты литов. нар., 76–77; Семеньск., 26.
1961
Сб. Валявца, 77–78; Ск. норв., II, 7.
1962
H. Р. Ск., II, 19.
1963
Ibid., VIII, стр. 408.
1964
Ibid., VII, 3,6; Нар. Ск. Бронницына, 70–71: богатырский конь даже сообщает свою силу доброму молодцу, ударяя его заднею ногою.
1965
Песнь XIX.
1966
Об истор. нар. песнях сербов, Соколова, 30; Ж. М. H. П. 1840, XI, 91; Срп. н. njecмe, II, № 74.
1967
Н. Р. Ск., VII, 3,10,12; VIII, 2; Приб. к Изв. Ак. Н., III, 277, IV, 366; Нар. сл. раз., 108–116; Пов. и пред., 127-9,182; Рыбник., 1,132, II, 27; Сб. Валявца, 122; Об истор. зн. нар. поэз., 137.
1968
Эта метафора встречается и в псалмах Давида; в немецком переводе читаем: «du (Gott) fahrst auf den Wolken, wic aufeinem Wagen, und gehest auf den Fittigcn des Windes» (nc. 103).
1969
Приб. к Ж. М. Н. П. 1841, 87–88.
1970
Ibid., 17–18; Рус. прост, праздн., 1,95.
1971
Перевод: Куда девались божие кони? Божие сыны на них поехали. Куда поехали божие сыны? Искать дочерей солнца. — Вест. Р. Г. 0.1857, IV, 248; Черты литов. нар., 130.
1972
Orient und Occid., год 1-й, 1,18, 23–24; HI, 390; год 2-й, II, 251.
1973
D. Myth., 304-5.
1974
Илиада, VIII, 41–46; XVI, 148–151; XX, 226-9.
1975
Н. Р. Ск., II, стр. 402.
1976
Der heut. Volksglaube, 31.
1977
D. Myth., 194.
1978
Ibid., 137–140,214, 621-3; Симрок, 28, 251,260–270, 29,5.
1979
D. Myth., 151-2,168,305.
1980
Эман, 2.
1981
Н. Р. Ск., V, 41; VI, 29, a; Wcstsl. Märch., 60–61; Вольф, 89.
1982
Ворон. Г. В. 1850,16; О.З.1843,1,20 (крестьян, свадьба в Нижегор. губ.); D. Myth., 623-9.
1983
Срезнев., 82–83; Сахаров., I, 67; Рус. прост, праздн., II, 43, 49; Москв. 1848, II, 130.
1984
Этн. Сб., VI, 139.
1985
D. Myth., 1076.
1986
Украин. нар. песни Максимовича, 140; см. выше о сербском Шараце, стр. 318.
1987
О.З.1848, V, смесь, 10.
1988
D. Myth., 622-9.
1989
Oп. Румян. Муз., 551-2.
1990
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Поэтические воззрения славян на природу - том 1"
Книги похожие на "Поэтические воззрения славян на природу - том 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Афанасьев - Поэтические воззрения славян на природу - том 1"
Отзывы читателей о книге "Поэтические воззрения славян на природу - том 1", комментарии и мнения людей о произведении.