Александр Афанасьев - Поэтические воззрения славян на природу - том 1
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Поэтические воззрения славян на природу - том 1"
Описание и краткое содержание "Поэтические воззрения славян на природу - том 1" читать бесплатно онлайн.
Историк и фольклорист Александр Николаевич Афанасьев (1826–1871 гг.) весьма широко известен как издатель «Народных русских сказок». Он был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев.
Итогом его многолетнего исследовательского опыта явились «Поэтические воззрения славян на природу» — фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с языком и фольклором других индоевропейских народов. Его труд до сих пор не превзойден в мировой науке о фольклоре. Ему значительно уступают известные у нас «Золотая ветвь» Дж. Фрэзера и «Первобытная культура» Э. Тэйлора.
Книга Афанасьева выявляет живые связи языка и преданий, более того, воскрешает основы русского мышления, что особенно важно сейчас, когда язык и мышление русского человека изуродованы газетными штампами, блатным жаргоном и сленгом всякого рода, замусорены иностранными словами.
К ней обращались разные поэты и писатели: А К. Толстой и Блок, Мельников-Печерский и Горький, Бунин и Есенин. Особенно последний.
Настоящее издание последовательно воспроизводит все три тома «Поэтических воззрений», вышедших еще при жизни автора в 1865–1869 гг. Они переведены на новую орфографию с некоторым сохранением особенностей старого правописания, чтобы дать почувствовать вкус и аромат словесных оборотов ушедшей эпохи.
2080
M. Мюллер, 115.
2081
У. 3. 2-го отд. А. Н., VII, в. 2,23.
2082
Сементов., 7; Терещ., VII, 164; Послов. Даля, 1063; Москв. 1852, XXIII, 100; Номис., 291.
2083
Из рукоп. сборн. г. Каравелова. Сравни Великор. загадки Худя к., 70: «бурая корова через прясло глядит» — солнце; текст загадки испорчен прибавкою эпитета «бурая», так как прилагательное это постоянно служит для обозначения грозовых туч.
2084
Нар. сл. раз., 146.
2085
Терещ., VI, 42.
2086
Sonne, Mond u. Sterne, 10.
2087
Послов. Даля, 1061; Сементов., 5,7.
2088
Сементов., 7; Курск. Г. В. 1853,11; Черниг. Г. В. 1854, 29.
2089
Послов. Даля, 1064.
2090
Die Götterwelt, 89.
2091
Владимир. Г. В. 1854, 6. Загадка: «бык в хлеве, хвост на хлеве» = пар, клубящийся из окна или дверей избы (Этн. Сб., VI, 81).
2092
Сементов., 14; Терещ., VII, 163.
2093
Вариант «посередь села зарезано вола, в каждой хатце по бокатце».
2094
Сементов., 8, 26; Этн. Сб., VI, 90; Сахаров., II, 108; Старосв. Банд., 235-6; Чешск. песни Эрбена, 13. У германцев водяной выходит из болота или моря оплодотворять коров, в виде дикого быка (D. Myth., 458).
2095
D. Myth., 194; Die Oötteiwelt, 241.
2096
Обл. Сл., 234; Доп. обл. сл., 272.
2097
Сличи в Ипатьевской летописи: «храбор бо бе (Роман), яко и тур». — П. С. Р. Л., II, 155.
2098
Рус. Дост., III, 29–30.
2099
Рус. прост, празд., III, 124,140.
2100
Ист. Сб., VII, 54, 99-100, 220,295,316,342-6; Костромск. губ. Крживоблоцкого, 513; Ч. О. И. и Д. 1858, IV, ст. Лавровск., 7. Ипатьевская летопись (П. С. Р. Л., II, 22) упоминает Турову божницу.
2101
Обл. Сл., 37.
2102
Срп. рјечник, 454; Срп. н. посл. 244.
2103
Гануш, 52–54,162.
2104
Абев., 224; Сахаров., II, 69; Ч. О. И. и Д… год 3, IV, смесь, 156; Зам. о Сибири, 56; Volkslieder der Wenden, II, 271.
2105
Сахаров., II, 99. В честь выезда солнцевой колесницы в летний путь пекут из теста коней, а в честь возврата весны — жаворонков.
2106
Обл. Сл., 86,90.
2107
Рус. прост, празд., III, 116.
2108
Гануш, 155,161.
2109
Маяк, XI, 49.
2110
Гануш, 148-9.
2111
Сахаров., II, 73; Рус. прост, празд., II, 129.
2112
У. 3. 2-го отд А. Н., VII, в. 2, 5–7; Пикте, II, 25–29. От корня pi-bibere произошли в санскрите payas, payasa, peya, ptyusha — молоко, перс, раупп, pinu, binü — масло коровье, греч. — напиток, литов. — penas — молоко. Русская загадка бочку, наполненную напитком, уподобляет дойной корове: «корова пестра, титька востра (= кран), вал на боку, хороша к молоку» (Этн. Сб., VI, 38).
2113
Кун, 247–251.
2114
Orient und Occid., год 2, II, 247,250.
2115
Сравни с сказанием о рахманах. — Москов. Телеграф 1832, XXIV, 558.
2116
Ж. М. Н. П. 1846, XII.208.
2117
Номис., 226,242.
2118
Die Götteiwelt, 89.
2119
Киев. Г. В. 1850, 20.
2120
Иллюстр. 1846, 247; Нар. сл. раз., 145.
2121
Дух Христианина 1861-2, XII, 283.
2122
Полтав. Г. В. 1845, 24; Маркевич., 15; Иллюстр. 1846, 332; Послов. Даля, 1037. Чехи заливают пожар, произведенный молнией, козьим молоком (Ч. О. И. и Д. 1865, IV, 276).
2123
Шотт, 10.
2124
Этн. Сб., VI, 133.
2125
Цебриков., 264; Абев., 230; Нар. сл. раз., 144.
2126
Нар. сл. раз., 150.
2127
Срп н. пјесме, I, 427.
2128
Die Götterwelt, 194; D. Myth., 647; Beiträge zur D. Myth. Вольфа, I, 232.
2129
У. 3. 2-го отд. А. Н., VII, в. 2,19–20.
2130
Sonne, Mond u. Steme, 259–560.
2131
Камчадалы думают, что во время дождей небесные боги испускают на землю свою мочу. Beiträge zur D. Myth., 1,209: «Kinder, die gem mit feuer spielen, pissen auch gem ins hett».
2132
От старинного су-ти — лить, откуда сытая вода — весеннее полноводье, сытеть — прибывать (о воде), медовая сыта, сытый — полный, здоровый, налитой (сравни: туча и тучный).
2133
Архив ист. — юрид. свед., I; ст. Бусл., 48.
2134
Мат. сравн. слов., 1,501.
2135
Потебн., 93: «от пить (санскр. pi, детское удвоенное пи-пи и лисить) и несколько измененного корня глагола соути образуются некоторые названия половых органов».
2136
Ч. О. И. и Д. 1865, II, 62.
2137
Н.Р.Ск. VII,27,28.
2138
Матер, для изучен, нар. слов., 82–89. Когда бычок-дристунок был зарезан, из его внутренностей вышел могучий карлик — мужичок-с-ноготок (молния).
2139
Монах Одерико ди Порденоне. — Ч. О. И. и Д. 1864, III, 200.
2140
Женское молоко, вместе с медом и кровью, употреблялось в старину как целебное средство от болезней. — Оп. Румян. Муз., 551.
2141
Н. Р.Ск. У, стр. 79, 181.
2142
Ibid., VI.54, 55; Кулиш, II, 23–26; Срп. прилов., 32; Эрбен, 209; Сб. Валявца, 222-3; Глинск., I, 227–242.
2143
Сказ. Грим., 130.
2144
Ск. норв., 1,19.
2145
Эрбен, 86–87.
2146
Сб. Валявца, 49–51.
2147
По смерти вола мальчик взял его рога; посмотрел в правый рог — перед ним явился большой город, открыл левый рог — оттуда выступило такое стадо, что глазом не окинешь! (Сличи у Гальтриха, 35: «Das Zauberhom».) См. выше, стр. 296, о ларчике или коробе-туче, из которого также появляются стада и город.
2148
Andeutung. eines Systems der Myth., 186; статья Я. Гримма «Ueber den Libesgott».
2149
Гальтрих, 17.
2150
Slov. pohad., 478–496; Westsl. Märch., 144.
2151
Вольф, 307.
2152
Н. Р. Ск., V, стр. 136.
2153
Шотт, 14.
2154
Подобное представление о корове, носящей на голове солнце, встречается и в финских преданиях.- Sonne, Mond u. Sterne, 133.
2155
Гальтрих, 21.
2156
О Буяне-острове и небесном дереве см. гл. XVI–XVII.
2157
Щапов, 60.
2158
Издревле бог-громовник почитался верховным жрецом (жрец = сожигатель); в греческих сказаниях боги посылают своих чудесных быков для принесения их в жертву (Der Ursprung der Myth., 185).
2159
Idid., 221.
2160
Подобно тому от корня sku или ku, заключающего в себе понятие покрова, произошли: cutis и шкура. — Чтения о языке М. Мюллера, 288.
2161
Звук г везде сменился в l. Пикте, 1,358; II, 23; У. 3. 2-го отд. А Н., VII, в. 2, 24–26.
2162
Обл. Сл., 20; Доп. обл. сл., 17, 25, 317.
2163
Этн. Сб., VI, 86.
2164
Илиада, XV, 308–310; XVII, 593-6.
2165
В сборнике монгольских сказок (Шидди-Кур, в Эти. Сб., VI, 42) говорится о козлиной шкуре: если ударить по ней слегка — пойдет небольшой дождь, а если сильно — то проливной.
2166
Срп. рјечник, 247.
2167
Diе Götteiwelt, 18, 276: «schwechen die lichtweiszen Ummerwolken am ilimmel, so sagt man in der Mark: Frau Ilolla treibt ihro Schafe aus».
2168
Каравел., 240.
2169
Die Gоtteiwelt, 89.
2170
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Поэтические воззрения славян на природу - том 1"
Книги похожие на "Поэтические воззрения славян на природу - том 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Афанасьев - Поэтические воззрения славян на природу - том 1"
Отзывы читателей о книге "Поэтические воззрения славян на природу - том 1", комментарии и мнения людей о произведении.