Александр Афанасьев - Поэтические воззрения славян на природу - том 1
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Поэтические воззрения славян на природу - том 1"
Описание и краткое содержание "Поэтические воззрения славян на природу - том 1" читать бесплатно онлайн.
Историк и фольклорист Александр Николаевич Афанасьев (1826–1871 гг.) весьма широко известен как издатель «Народных русских сказок». Он был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев.
Итогом его многолетнего исследовательского опыта явились «Поэтические воззрения славян на природу» — фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с языком и фольклором других индоевропейских народов. Его труд до сих пор не превзойден в мировой науке о фольклоре. Ему значительно уступают известные у нас «Золотая ветвь» Дж. Фрэзера и «Первобытная культура» Э. Тэйлора.
Книга Афанасьева выявляет живые связи языка и преданий, более того, воскрешает основы русского мышления, что особенно важно сейчас, когда язык и мышление русского человека изуродованы газетными штампами, блатным жаргоном и сленгом всякого рода, замусорены иностранными словами.
К ней обращались разные поэты и писатели: А К. Толстой и Блок, Мельников-Печерский и Горький, Бунин и Есенин. Особенно последний.
Настоящее издание последовательно воспроизводит все три тома «Поэтических воззрений», вышедших еще при жизни автора в 1865–1869 гг. Они переведены на новую орфографию с некоторым сохранением особенностей старого правописания, чтобы дать почувствовать вкус и аромат словесных оборотов ушедшей эпохи.
2169
Die Gоtteiwelt, 89.
2170
Послов. Даля, 1063.
2171
Der Ursprung der Myth., 220; Мифы классич. древности, 1,189.
2172
Нар. сл. раз., 80; Срп. прилов., 12.
2173
Ск. норв., 1,7; Глинск., IV, 113-4,124; Пов. и пред., 117.
2174
Der Ursprung der Myth., 201-2; Черты литов. нар., 69; Н. Р. Ск., IV, стр. 34–35.
2175
Orient und Occid., год 1,1,17; III, 389.
2176
Andeut eines Systems der Myth., 194.
2177
Die Götteiwelt, 259.
2178
D. Myth., 168,304; Симрок, 256; Die Götterwelt, 128,188.
2179
Симрок, 271; о значении хромой ноги см. гл. XXII.
2180
Die Götterwelt, 50,158. То же рассказывается о корове, которою питаются духи неистового воинства (ibid, 117). Наши сказки (Н. Р. Ск., VII, стр. 188) упоминают про диво дивное, как оживает убитый медведь или заяц (и тот, и другой принимаются за олицетворения грозы).
2181
Гальтрих, 67–70.
2182
Эрленвейн, 108-9.
2183
Die Götterwelt, 23.
2184
Одис., XII, 395-6.
2185
Другое сказание: сатир Марсий, воспользовавшись флейтою, которую бросила Минерва, надумал состязаться в музыкальном искусстве с Аполлоном; Марсий признан был побежденным, и Аполлон снял с него с живого косматую шкуру, т. е. при песнях грозы бог-громовник снимает с своего противника облачную шкуру, кровь и слезы, проливаемые сатиром, означают дождь- Der Ursprung der Myth., 232-3.
2186
Абев., 149; Терещ., VII, 244-6; Зам. о Сибири, 65. Гримм указывает на германский обычай надевать на себя шкуру только что убитого животного и, приходя к водопаду, угадывать будущее по шуму льющихся вод.- D. Myth., 1069.
2187
Н. Р. Ск., III, 45.
2188
Немецкая сказка (сборн. Грим., 11) такое превращение приписывает чарам, совершенным ведьмою (облачной женою) над колодцами и родниками.
2189
Lud Ukrain., 1,305–327. Точно так в валахской сказке о Флориане и в русской об Иване Водовиче оба эти герои зарождаются от воды, выпитой их матерями.
2190
Терещ., VII, 238: На Святках девицы ходят ночью в баню и, отворив двери, оборачиваются к ним задом, с таким приговором: «шени меня куньим хвостом по голой части!» Если почудится им прикосновение чего-нибудь мохнатого — это предвещает богатую жизнь замужем.
2191
Абев., 43–44,50-51; Вест. Евр. 1829, VII, 248.
2192
Учен, записки Моск. универс. 1836, XI, 366.
2193
Пермск. Сборн., I, отд. 2,8.
2194
Пассек, II, 26.
2195
Нар. cл. раз., 159.
2196
Абев., 260.
2197
Ворон. Г. В. 1851,11.
2198
Одисс., ХII, 127–140,380-3.
2199
Черты литов. нар., 130. По свидетельству Дитмара, у славян был такой обычай: пастух ходил по дворам с палкою, рукоятка которой изображала руку, держащую железный шар, и кричал: Гонило, стережи! Делалось это для охранения стад от волков. — Костомар. С. М., 77.
2200
Сементов., 6; Послов. Даля, 1060-1.
2201
Сахаров., II, 13.
2202
Срп. н. пјесме, 1,305,336.
2203
Sonne, Mond u. Sterne, 268.
2204
П. С. Р. Л., 1,12,31.
2205
Христ. Чтен. 1849, II, 332.
2206
Сахаров., II, 12; Оп. Румян. Муз., 697.
2207
Рус. Дост. III,28.
2208
История рус. церкви Макария, еписк. винницкого, 1,7, 203-5; Пам. стар. рус. литер., I, 221-2.
2209
Ibid., III, 119. В Боснии — гора Велес (Ж. М. Н. П. 1843, т. XI, 28), во Псковской губ. — Волосово (ibid., 1838, V, ст. Прейса, 231), во Владимирской губ. — Велесово, в Винницком повете Волосов яр (Р. И. Сб., VII, 80,106), в Новгороде — Волосова улица.
2210
Ж. М. Н. П. 1843, X; Die Göttenvelt, 130.
2211
Времен., XVII, 18.
2212
Ж. М. Н. П. 1846, VII, 52–54.
2213
Сахаров., 1,24.
2214
Обл. Сл., 23; Доп. обл. сл., 19.
2215
Преллер: Römisch. Myth., изд. 1858,366.
2216
Ист. Росс. Иерарх., III, 125.
2217
Терещ., V, 36–37; Рус, прост, праздн., III, 155.
2218
С этим днем крестьяне соединяют мысль о приближающейся весне: «св. Власий, сшиби рог с зимы!». — Послов. Даля, 973.
2219
Ibidem. В XII в. в Новгороде был храм св. Власия, что на Волосове (ныне Власьевская улица). — Археология, описан, церковн. древностей в Новгороде, 1,177.
2220
Вест. Евр. 1819, 1,58; Сахаров., II, 11; Рус. прост, праздн., III, 156-7; Шевырева: Поездка в Кирилло-белозер. монастырь, 1,129.
2221
Моск. Ведом. 1861,195.
2222
Терещ., VI, 39; Сахаров., П, 12; Ж. М. Н. П. 1843, т. XL, ст. Сабинина, 47–49; Метлинск., 325-7.
2223
Вест. Евр. 1828, V–VI, 90.
2224
Обл. Сл., 13; Доп. обл. сл., 11.
2225
Сахаров., II, 44; Обл. Сл., 27; Доп. обл. сл., 317.
2226
Послов. Даля, 989; Эта. Сб., V, 83 (Быт курск. кр.).
2227
D. Myth., 140-1, 231; Die Götteiwelt, 129–131, 276. В честь Одина лили на пашни молоко и пиво (эмблемы дождя).
2228
Пам. отреч. лит., П, 100–111.
2229
Вар.: Закладал цепями.
2230
Вар.: Явилася пресвятая Богородица (замена богини Лады = Фреи), еще солнце красное.
2231
В одном из вариантов замечено: царь-басурманище «яко змей летит».
2232
В заговоре, напечатанном в Киевск. Г. В. 1850, 20: «јихав Юрий на билим кони».
2233
Вар.: На тех зверей на могучиих, На тех зверей на рогатыих.
2234
Вар.: лопят — говорят.
2235
Калеки Пер., II, 395–402, 418–430, 461, 481, 491; Н. Р. Лег., 9 и стр. 132; Ч. О. И. и Д., год 3, IX, 148–154; Сахаров., II, 24–25; Сборн. духовн. стихов Варенцова, 95.
2236
Калеки Пер., II, 504.
2237
Терещ., VI, 35.
2238
Калеки Пер., II, 504–524; Ч. О. И. и Д., год 3, IX, 155-8; Volkslieder der Wenden, I, 278; U, 147; Лет. рус. лит., кн. I, отд. 1,18–19.
2239
Живопись изображает св. Георгия на белом коне, с копьем, поражающим дракона.
2240
Пассек, II, смесь, 19.
2241
Памят. книжка Архангел, губерн. на 1864 год, 19.
2242
23 апреля прилетают ласточки — вестницы возвратившейся весны (Послов. Даля, 979); самое имя Юрий, малоррс. Юрко, могло наводить на мысль о весеннем плодородии, так как оно созвучно с словами: польск. jurnoSt — похоть, jumy — похотливый (= ярь, ярость, ярый), jurzyc sic — гневаться (яриться) и великорус, юрить — спешить, торопить, юркой — резвой, бойкой, юрово — скоро, шибко (» яро), юра и юрило — беспокойный человек, юр — возвышенное место, открытое действию ветров и солнца («стоит на юру»; сравни яр — крутая гора, обрывистый берег). — Слов. Акад. Рос., VI, 1015; Обл. Сл., 272.
2243
Срп. н. пјесме, II, 5.
2244
Prostonar. Ceske pisne a ri kadla Эрбена, 58; Гануш, 165.
2245
Калеки Пер., VI, 44.
2246
Номис., 10.
2247
Терещ., VI, 26, 29–31; Послов. Даля, 980.
2248
Рус. Бес. 1857,III, 111.
2249
Маяк, XVII, 42. Эта связь Юрия с земледельческими работами дала повод назвать его именем гумно, как видно из народной загадки: «стоит Егорий в полу-угорье, шатром накрылся, копьем подперся» (Этн. Сб., VI, 51).
2250
Die Götteiwelt, 89.
2251
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Поэтические воззрения славян на природу - том 1"
Книги похожие на "Поэтические воззрения славян на природу - том 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Афанасьев - Поэтические воззрения славян на природу - том 1"
Отзывы читателей о книге "Поэтические воззрения славян на природу - том 1", комментарии и мнения людей о произведении.