Эвальд Ильенков - Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении"
Описание и краткое содержание "Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении" читать бесплатно онлайн.
Главный философский труд Эвальда Васильевича Ильенкова (1924-1979), принесший автору международную известность. В книге исследуются закономерности теоретического мышления в контексте логики развития политической экономии как науки. Предмет исследования - конкретный историзм категориальных характеристик мышления. В монографии показано, что критика политэкономии у К.Маркса содержательным образом связана с выявлением историко-философских предпосылок формирования научной теории вообще. Важнейшие особенности научного метода исследования непосредственно обнаруживаются в анализе понятий абстрактного, конкретного, противоречия, исторического и логического.
Книга Э.В.Ильенкова в полном виде издается впервые. Прижизненное (1960) издание (неполное, подвергшееся жесткой цензуре) переведено на основные европейские языки. До настоящего времени работа сохраняет свою актуальность. Основные идеи, реализованные в монографии Ильенкова, и сегодня вызывают интерес в различных областях научного знания.
* * *
Ильенков Эвальд Васильевич
Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении
Художественное оформление А. Сорокин
Компьютерная верстка Н. Мерзляков
Подписано в печать 27.05.97
Усл. печ. л. 24,36
Уч.-изд. л. 29,6
Тираж 2000 экз.
Издательство «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН)
1997
С этой точки зрения именно закон "восхождения от абстрактного к конкретному" выступает как тот всеобщий, "стержневой" закон, которому подчиняется познание.
Обратное же движение -- от чувственно-данной конкретности к ее абстрактному выражению -- выглядит в диалектической логике как подчиненная, побочная форма, через которую осуществляется закон восхождения от абстрактного к конкретному.
Сознательно применяемый в познании закон восхождения от абстрактного к конкретному оказывается тем способом мышления, который соответствует диалектике, -- диалектическому пониманию как предметной реальности, так и процесса ее отражения.
В этом понимании выражена коренная противоположность диалектики и метафизики в логике. С точки зрения метафизики сущность и цель мышления заключается в воспарении от чувственно-данного многообразия -- к его абстрактному выражению, к все более общим (то есть к все более широким по охвату, по "объему" и соответственно -- все более тощим по "содержанию") абстракциям. И поскольку метафизик , как правило, безоговорочно отождествляет "конкретность" именно с чувственно-наглядной полнотой представления, постольку сущность логического процесса он и выражает формулой -- "от конкретного к абстрактному".
Исторически и по существу это понимание связано, как мы уже показали в первой части работы, с механическим представлением о предметной реальности, с представлением, согласно которому предмет определяется объективно только пространственно-геометрически. Подлинная объективная реальность, согласно этому взгляду, беднее, "абстрактнее", нежели тот ее образ, который рисуется чувственностью. Поэтому мышление, очищающее образ предмета от всего того, что привнесено чувственностью, именно в "абстрактном" находит ту форму, которая соответствует предмету. Метафизическая логика есть теоретико-познавательная форма механического мировоззрения, она соответствует практике механического естествознания. Истина, согласно принципам механицизма, абстрактна, а "конкретное" -- это лишь субъективная иллюзия, которую следует рассеять, преодолеть.
Этой позиции полностью и соответствует тот взгляд, что сущность и цель мышления, поскольку оно воспроизводит предметную реальность в ее чисто объективных характеристиках, состоит в воспарении от "конкретного" (как субъективного и неистинного) -- к "абстрактному" (в конечном счете к математически-геометрическому) выражению. Метафизическая логика вообще неразрывно связана с познавательной практикой механистического естествознания. И только из практики этого естествознания может быть правильно понято кредо метафизики в логике -- "от конкретного к абстрактному", что в ее устах звучит как "от неистинного -- к истинному", от субъективного -- к объективному знанию.
С точки зрения диалектики дело выглядит как раз обратным образом. Реальность, которую воспроизводит мышление в понятии, на самом деле конкретна. При этом "конкретность" понимается здесь совсем по-иному, нежели в метафизической гносеологии. Категория конкретности вовсе не сводится в диалектике к чувственно-наглядной полноте образов созерцания и представления, а выражает прежде всего объективную форму существования предметной реальности. Сама по себе предметная реальность "конкретна" -- независимо от созерцающего и представляющего ее субъекта, конкретна в том смысле, который мы старались изложить в первой части работы.
И поскольку мышление воспроизводит объективную конкретность, постольку процесс этого воспроизведения и выражается формулой "от абстрактного к конкретному", к соответствию с "конкретным".
"Абстрактное" же с точки зрения диалектики оказывается не целью, а средством, которое само по себе, вне процесса движения к конкретному, не имеет никакого объективного смысла.
Именно поэтому Маркс и определяет способ восхождения от абстрактного к конкретному как способ "правильный в научном отношении".
Обратный же способ, в случае если он обособляется в самостоятельную форму познания, естественно, выглядит как способ, в научном отношении неправильный.
Совсем не случаен тот факт, что, кроме Маркса, аналогичное понимание выдвигает только Гегель. Причина этого совпадения заключается в том, что до Маркса лишь Гегель стоит в логике на позиции сознательной диалектики. Диалектика же неразрывна связана с положением о конкретности истины.
Но именно поэтому чрезвычайно важно выявить не только противоположность диалектики -- метафизике, но и противоположность материалистической диалектики -- диалектике, развитой на почве идеализма, идеалистическому толкованию самой диалектики.
В этом и заключается общая задача второй части работы.
Часть Вторая. ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ КАК ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА, СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ДИАЛЕКТИКЕ
Глава 4. "КОНКРЕТНОЕ" И ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
1. ГЕГЕЛЕВСКОЕ ПОНИМАНИЕ КОНКРЕТНОГО КАК ПРОДУКТА РАЗВИТИЯ
Гегель, как известно, был первым, кто понял процесс развития знания как общественно-исторический процесс, подчиненный не зависящим от воля и сознания людей законам. В качестве закона, управляющего всеобщим ходом развития знаний, он и обнаружил закон "восхождения от абстрактного к конкретному".
Прежде всего этот закон обнаруживается им в качестве простого эмпирически констатируемого факта -- факта прогрессирующего развития духовной культуры человечества. Бесспорно верно, что духовная культура, духовный мир человека, постепенно становится все богаче, все "различеннее", все сложнее и многообразнее, -- и в этом смысле -- "конкретнее". При этом духовный мир человека остается, несмотря на его сложность, единым "миром", который управляется едиными законами и представляет собой, таким образом, подлинное "единство в многообразии".
Движение от абстрактного к конкретному выступает у Гегеля прежде всего как та эмпирически бесспорная естественная форма, в которой совершается процесс построения "царства духа". Естественно, что вначале это "царство" -- то есть сфера человеческой культуры -- несложно, бедно сложившимися формами, то есть крайне абстрактно, а с течением времени становится все сложнее, богаче, разнообразнее -- конкретнее,
В этом, как нетрудно понять, нет еще ничего ни диалектического, ни идеалистического.
Идеализм, -- но одновременно и специфически гегелевская диалектика, -- начинается дальше, там, где Гегель ставит вопрос о движущих пружинах развития "царства духа", сферы сознания. Специфической особенностью гегелевской философии является то, что идея развития в полной мере применяется лишь к явлениям духа, к явлениям сознания.
Природа, вне и независимо от духа существующая, по его мнению, не развивается. Она противостоит сознанию как от века и навек одинаковая, застывшая во времени картина. В активном рассматривании этой неподвижной картины, этого царства вещей, вечно стоящих в одних и тех же отношениях друг к другу, сознание и осуществляет свою беспокойную деятельную природу.
Сама деятельность осознания, как таковая, и заключает внутри себя движущую пружину своего собственного развития.
С формальной стороны процесс развития сознания протекает по Гегелю таким образом: бедное и малосодержательное сознание (то есть абстрактное сознание) в определенный момент испытывает внутренний разлад, раздвоение внутри себя, -- в нем возникают различия, которые с неизбежностью, по мере того, как они приобретают четкое выражение, перерастают в противоположности, сталкивающиеся в противоречии.
Каждое из двух сталкивающихся представлений может принадлежать двум различным людям, иногда они могут возникать и в одном и том же "единичном" сознании -- это безразлично. Важно то, что они возникают вообще в сознании, являются противоположностями внутри сознания.
Здесь-то и возникает, по Гегелю, первая форма конкретности -- в виде связи двух различных и противоположных представлений, двух различных, но одинаково "абстрактных" сознаний. Каждое из этих двух единичных абстрактных сознаний мнит себя единственно истинным и именно этим вызывает против себя другое столь же абстрактное и по всем своим характеристикам полярно противоположное сознание с таким же самомнением.
Пока два индивида (а индивид у Гегеля есть синоним единичного сознания) обладают совершенно одинаковым, "тождественным" представлением о вещи, пока их мнения не сталкиваются, -- сознание вообще не развивается.
Но поскольку каждый из них образует относительно "предмета", называемого одним и тем же именем, представление, отличное от того, которым обладает другой, -- постольку внутри сознания и возникает диалектика.
Предмет продолжает обозначаться одним и тем же именем, но представление, которое с этим именем связано, по своему реальному содержанию распадается на два взаимоисключающих абстрактных представления. Внутри сознания возникает конфликт, внутреннее противоречие.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении"
Книги похожие на "Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эвальд Ильенков - Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении"
Отзывы читателей о книге "Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении", комментарии и мнения людей о произведении.









