» » » » Эвальд Ильенков - Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении


Авторские права

Эвальд Ильенков - Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении

Здесь можно скачать бесплатно "Эвальд Ильенков - Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эвальд Ильенков - Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении
Рейтинг:
Название:
Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении
Издательство:
«Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН)
Жанр:
Год:
1997
ISBN:
5-86004-080-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении"

Описание и краткое содержание "Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении" читать бесплатно онлайн.



Главный философский труд Эвальда Васильевича Ильенкова (1924-1979), принесший автору международную известность. В книге исследуются закономерности теоретического мышления в контексте логики развития политической экономии как науки. Предмет исследования - конкретный историзм категориальных характеристик мышления. В монографии показано, что критика политэкономии у К.Маркса содержательным образом связана с выявлением историко-философских предпосылок формирования научной теории вообще. Важнейшие особенности научного метода исследования непосредственно обнаруживаются в анализе понятий абстрактного, конкретного, противоречия, исторического и логического.

Книга Э.В.Ильенкова в полном виде издается впервые. Прижизненное (1960) издание (неполное, подвергшееся жесткой цензуре) переведено на основные европейские языки. До настоящего времени работа сохраняет свою актуальность. Основные идеи, реализованные в монографии Ильенкова, и сегодня вызывают интерес в различных областях научного знания.


*   *   *


Ильенков Эвальд Васильевич

Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении

Художественное оформление А. Сорокин

Компьютерная верстка Н. Мерзляков

Подписано в печать 27.05.97

Усл. печ. л. 24,36

Уч.-изд. л. 29,6

Тираж 2000 экз.

Издательство «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН)

1997






Поэтому-то одно и то же имя начинает связываться с различными и даже противоположными по содержанию представлениями об одной и той же вещи. Вне и независимо от сознания сущая вещь -- несмотря на это, продолжает называться одним и тем же именем, -- и это потому, что индивиды, несмотря на все их споры (отражающие различия в практическом их отношениям к вещи) продолжают относится к вещи общественным образом, вынуждены, несмотря на борьбу, совместно взаимодействовать с вещью и, следовательно, взаимно понимать друг друга.

Имя, слово, название остается одним и тем же, обозначает для каждого из спорящих индивидов одну и ту же вещь, один и тот же предмет. Но при этом под одинаковостью имени всегда скрываются различные и даже противоположные по содержанию представления, что и обнаруживается в спорах, в борьбе "мнений" о вещи.

Когда разделение труда в обществе приобретает классово антагонистическую форму, тогда и представления сталкиваются в сознании непримиримым, антагонистическим, антиномическим образом. Разумеется, и тут вещь, предмет, по поводу которого разгорается борьба мнений, продолжает называться одним и тем же именем.

И человек в споре с другим вправе требовать от этого другого, чтобы тот называл предмет соответствующим словом, обозначал ту реальность, о которой идет спор, определенным названием. В этом и заключается оправдание известного "закона тождества". Не называй одну и ту же вещь двумя разными именами и не называй две различные вещи одним и тем же именем, -- иначе невозможен спор.

Но и это прекрасно поняла уже древнегреческая философия: сам по себе взятый, закон тождества не может обеспечить согласия спорящих. Ибо даже в том случае, если вещь и называют одним и тем же именем конкретное представление о содержании вещи будет различным. То, что закон тождества, касающийся, собственно, не содержания, а лишь "объема" представления (то есть тех границ, в которых применимо данное слово) -- не ликвидирует возможности противоречия в мнениях, а лишь обеспечивает полное и ясное раскрытие действительного противоречия в мнениях о вещи.

Аристотель, выдвигая положение о том, что "о принципах не спорят", лучше чем кто-либо другой понимал, что философия и есть не что иное, как затянувшийся на века спор о принципах, и именно о принципах.

И когда Гегель возражает против "закона тождества" как против закона возникновения понятия, то он вовсе не отвергает рациональный смысл этого закона как закона связи представления о вещи с названием этой вещи, с абстрактным термином, заключающем в себе абстрактно-общее представление.

Но закон тождества, понятый так, в его рациональном зерне, оказывается не законом возникновения понятия, а лишь предпосылкой спора, столкновения взаимоисключающих мнений об одной и той же вещи, спора, внутри которого только и рождается действительное конкретное понятие.

Конкретное понятие выступает как духовная реальность, внутри которой, посредством которой "снимаются" оба столкнувшихся односторонних (абстрактных) представления, превращаясь в "моменты" понятия. Сама же "вещь" выступает перед сознанием только в понятии.

До этого она выступала перед сознанием абстрактно, односторонне, причем каждое из абстрактных представлений мнило себя как единственное и высшее.

Гегель поэтому именно и атакует закон "исключенного третьего". Он хочет сказать следующее: если по поводу вещи столкнулись два взаимоисключающих представления, то "истина" вовсе не заключается с необходимостью в одном из них, и спор не может быть решен на пути выбора одного из них как "истинного" и отбрасывания, игнорирования другого как "ложного". Оба они равноценны, так как оба -- абстрактны. "Третьего не дано?" -- спрашивает Гегель рассудочную логику, и отвечает ей: третье дано, и это третье и есть сама вещь в ее конкретности, которую не уловило ни то, ни другое "абстрактное сознание". Поэтому вместо того, чтобы препираться, оставаясь при прежней абстракции, следует внимательно рассмотреть вещь. И тогда обнаружится, что она есть ни то, ни другое, а нечто "третье", которое рассудку кажется то таким, то прямо противоположным, -- смотря по тому, с какой стороны, с какой субъективной точки зрения ее рассматривают...

В этом и заключается, по Гегелю сущность перехода от представления и названия -- к мышлению, к понятию, от абстрактного -- к конкретному.

Действительное (разумное) понятие поэтому и образуется всегда не по принципу голого тождества, а по принципу тождества противоположностей. Оно конкретно по самой его природе, и заключает внутри себя (или, как это называет, Гегель, "для себя") диалектику с самого начала, с момента своего рождения.

Абстрактное же представление (или "понятие" в смысле рассудочной логики) этой диалектики внутри себя не заключает. Эта диалектика неизбежно осуществляется вне его: одна абстрактная крайность выдвигает против себя другую такую же крайность.

Любая рассудочная абстракция поэтому реально приобщена к диалектике, но в ней самой диалектики нет. Она реализует эту диалектику лишь внешним, "отрицательным" способом, вызывая против себя противоположную абстракцию. Каждая из двух содержит диалектику, реализует ее в общем ходе развития духа, но содержит ее, как говорит Гегель, лишь "в себе", лишь скрыто, а выявляет ее только через борьбу с другим, через отношение к другому.

Диалектика становится явно осознанной лишь в понятиях разума, лишь через понятия, а понятие предстает как реальность, с самого начала содержащая в себе "скрытые противоположности", "снятое противоречие". В разуме диалектика становится явной "для себя", то есть осознается человеком в форме, соответствующей ее природе.

Этот взгляд Гегель кладет в основу всей своей концепции развития духа. В развитой форме он является и фундаментальным принципом его гениальной истории философии. Согласно Гегелю, каждая вновь возникающая система философии лишь постольку совершает шаг вперед в развитии разума человечества, поскольку она не просто отбрасывает предшествующие ей системы, а "сохраняет" их в себе в качестве своих абстрактных моментов.

До поры до времени (а именно -- до Гегеля) этот процесс осуществляется-де по большей части стихийно и бессознательно, но все же осуществлялся. И именно поэтому философия в ее развитии и представляла собой процесс формирования разума.

Гегель же хочет осуществить этот процесс вполне сознательно, и поэтому "новейшая философия есть результат всех предшествовавших принципов; таким образом, ни одна система философии не опровергнута. Опровергнут не принцип данной философии, а опровергнуто лишь предположение, что данный принцип есть окончательное абсолютное определение..." (Гегель, т.IX, с.40).

В развитии мышления, таким образом, с самого начала, господствует "разум" с его требованиями. Но до осознания эти требования доходят лишь постепенно. Разум всегда, как высший закон, управляет процессом возникновения систем философии, а каждая из этих систем реализует веления разума лишь абстрактно, лишь односторонне. Поэтому только философия в целом, в ее развитии и осуществляет конкретную истину.

И если ту или иную систему философии вырвать из всеобщего процесса, то в ней невозможно обнаружить "разума", нельзя обнаружить как раз ее подлинного содержания, реального смысла категорий, в ней выраженных. Такая операция умертвит как раз понятие и оставит лишь словесную оболочку. На этом пути можно составить лишь более или менее верное представление о том, что говорил автор системы, о его "мнении". Такой подход и превращает историю философии в "перечень мнений". Понимания же он не достигает, ибо не выявляет действительного, понятийного состава этих разрозненных мнений... Такое "изучение" истории философии и не развивает в человеке способности действительно мыслить, не развивает в нем разума, способность оперировать понятиями.

Глубину этих идей переоценить трудно, и это лишний раз подтверждает, насколько верно и точно Гегель уловил и выразил формальную сторону процесса развития сознания. Но эту формальную сторону процесса он (и здесь начинается его специфический идеализм) выставил как имманентную пружину его развития, -- процесса перехода от представления к понятию, в частности.

На самом же деле и образование абстрактно-общего представления, фиксируемого в общественном сознании с помощью общего термина, и возникновение различий и противоположностей внутри общего представления (то есть разных представлений об одной и той же вещи), и процесс рождения понятия из столкновения этих абстрактных представлений, -- все эти процессы и соответствующие им всеобщие (логические) формы, формы духовной познавательной деятельности рождаются на основе процесса чувственно практической деятельности индивида в обществе; в этом процессе индивид именно через взаимодействие с другими индивидами, внутри определенной формы разделения труда, вынужден вырабатывать абстрактные представления, и соответствующие им "родовые имена", и понятия, рождающиеся только в борьбе мнений, только в столкновении взаимоисключающих абстрактно односторонних представлений об одной и той же вещи, об одном и том же предмете, об одной и той же объективной реальности, и категории "разума".


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении"

Книги похожие на "Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эвальд Ильенков

Эвальд Ильенков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эвальд Ильенков - Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении"

Отзывы читателей о книге "Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.