Мартин Бубер - Хасидские предания
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Хасидские предания"
Описание и краткое содержание "Хасидские предания" читать бесплатно онлайн.
стучит в дверь дома своего друга. Тот спрашивает: "Кто там?"
Он отвечает: "Я". Тот отсылает его обратно. Целый год его
мучает горечь разлуки, затем он приходит снова и опять стучит.
На вопрос своего друга: "Кто это?" - он отвечает: "Ты". И сразу
дверь открывается и он оказывается там, где нет места для двух
"Я" - Бога ("друга") и человека.
Этот рассказ, безусловно, не принадлежит самому Руми. Со-
гласно Массиньону и Паулю Краузу, его источник - изречения
мистика и мученика аль-Халладжа*, процитированные Солами*.
Здесь Бог отвергает правоверного, ответившего: "Это я", но
принимает его, когда тот возвращается и на этот раз дает такой
ответ: "Нет, это ты, мой Господь!" В то же мгновение его
стремление к Богу превращается в стремление Бога к нему'.
Вполне возможно, что присутствие, хотя и фрагментарное,
данной идеи в хасидизме объясняется влиянием суфизма, вероят-
но, через Турцию в саббатианский период*. Насколько я знаю,
доказать это невозможно. В данном случае этот вопрос для меня
не важен, поскольку мы не видим внутренней связи между суфиз-
мом и одним только хасидизмом, что свидетельствовало бы об
особой близости между ними. Мы находим параллели не только
в индийском мистицизме движения бхакти* и в рейнском монас-
тырском мистицизме средних веков, но также в мистической
системе, которая, в противоположность им всем, не несет на себе
теистического отпечатка, - в восточноазиатском дзэн-буддиз-
ме*, о котором мы и будем говорить далее. Здесь повествуется
о монахе из другой буддийской секты, который, последовав
' Изречения, изложенные Никольсоном в его комментарии к "Маснави",
несколько иные.
совету монаха дзэнского монастыря, погрузился в самосозерца-
ние. На рассвете, услышав игру на флейте, он впал в экстаз,
побежал к келье своего знакомого и постучал в дверь. На вопрос:
"Кто там?" - он ответил: "Я". Тогда тот набросился на него со
словами: "Почему ты напился и всю ночь храпел на улице?" На
следующий день человек находит "правильную установку" и вы-
ражает ее в таких стихотворных строках: "Теперь я больше не
валяюсь в праздной дреме на подушках, а позволяю флейтисту
играть так, как он пожелает". На дзэнском символическом языке
это означает, что он уже больше не противопоставляет свое "Я"
Бытию, а осознает их единство.
Мы можем считать эту основополагающую идею свойствен-
ной вообще всему мистицизму, в котором тенденция преодоле-
ния различий между Я и Ты для ощущения их единства нашла
свое наглядное выражение. Что касается типологии, то это сопо-
ставление не выводит нас за общие рамки.
Мы подходим намного ближе к пониманию своеобразия хаси-
дизма, когда сравниваем некоторые его легенды с легендами дзэн
- той секты, а точнее, одной из тех сект в махаяне*, которые
совершенно отдалились от теистических элементов, возникших
в этом религиозном направлении. Здесь, таким образом, об-
наруживается, что при сравнительно-исторических исследованиях
мистицизма не всегда полезно начинать с центрального содержа-
ния религии; более плодотворно, по-видимому, исходить из са-
мой жизни, из отношения к конкретной реальности и только
в конце поставить вопрос о центральном содержании, которое,
конечно, оказывает определяющее влияние на сферу конкретного.
Дзэн (на санскрите "дхъяна" - погруженность в себя, созер-
цание) - название одного из видоизменений позднего буддизма.
Он был основан в Китае в VI веке и в Японии в XII веке. Его
наиболее важная особенность состоит в отказе от всякого прямо-
го высказывания о трансцендентных предметах. Согласно преда-
нию, сам Будда отказывался говорить об области трансцендент-
ного и обосновывал это тем, что такой разговор не благочестив
и не помогает обрести путь спасения. Школа дзэн развивает на
этом основании учение о невозможности мыслить об Абсолюте
как таковом, тем более высказываться о нем. В особо авторитет-
ном произведении махаяны "Ланкаватара сутра"* говорится:
"Понятия и оценки взаимосвязаны, они не могут выразить выс-
шую реальность". Это полностью соответствует высказыванию
Лао-цзы: "Дао*, которое можно выразить, не является вечным
дао". Во многих дзэнских формулировках заметно влияние даос-
ского учения, согласно которому истина выше противоположнос-
тей. Любое понятийное выражение подчиняет свой предмет зако-
ну противоречия, снижает его до уровня диалектики, где каждому
тезису можно противопоставить антитезис, и таким образом
абсолютная истина превращается в относительную. Поэтому
школа дзэн отказывается признавать противоположность поня-
тий классического буддизма - сансары*, "потока" непрерывного
становления, и нирваны*, иссякнувшего потока; в действитель-
ности оба представляют собой одно и то же. "Высшая истина,
- говорится в одном раннем дзэнском тексте, - нетрудна,
она лишь отвергает выбор", т. е. разумное принуждение считать
истиной либо А, либо не А, но не оба эти суждения одно-
временно.
Абсолют, следовательно, нельзя постичь через что-то универ-
сальное, но он, пожалуй, может быть осмыслен в чувствен-
но-конкретном проявлении, в том, чем мы живем. Дзэнские
учителя ссылаются на предание, согласно которому Будда, ре-
шив выразить всю полноту проповедуемого им учения, поднял
вверх цветок и молча улыбнулся. В собравшейся толпе только
один человек понял его и тоже улыбнулся - это был его ученик
Кашьяпа. Школа дзэн возводит свою традицию к Кашьяпе,
узнавшему тайну от Будды. Смысл этой традиции соответствен-
но в том, что ее духовное содержание нельзя передать в понятий-
ной форме. Однако и все принятые методы созерцания оказыва-
ются тоже лишь более или менее сомнительными приемами и не
ведут к постижению истины; некоторые и в самом деле даже
любое созерцание называют болезнью. Когда ученик спрашивает
учителя о трансцендентном, тот показывает ему, например, свой
посох, как бы противопоставляя тем самым конкретное всеоб-
щему. Либо он поднимает вверх палец. Либо издает вопль,
прославленный в истории этой школы*: "Куотс!" Либо если все
же заговорит, то произнесет какие-нибудь стихотворные строки.
А иногда он даже отвешивает ученику оплеуху, чтобы сразу же
переместить того в реальность, где ему откроется тайна, превы-
шающая все Да и Нет, тайна, которая не может быть передана
иначе как зарождением ее в сердце ученика благодаря влиянию
учителя. "Каждый, - как говорится, - должен найти сердце
Будды в своем собственном сердце". Не через отстранение от
реальности, а только посвятив себя ей, человек может снискать
благо. В соответствии с этим дзэнские монастыри представляют
собой не уединенное место для погружения в созерцание, а коопе-
ративный поселок сельскохозяйственных работников: работа
- основа их жизни. О патриархе, положившем в VIII веке начало
этому образу жизни, рассказывают, что, когда монахи стали его
упрашивать разъяснить тайную истину, он приказал им отпра-
виться работать в поле и обещал поговорить с ними по их
возвращении. Когда же они вернулись обратно, он вышел на-
встречу и молча указал на них, простирая к ним руки. Ведя
активное духовное и физическое существование, человек достига-
ет тесной взаимосвязи с конкретной реальностью; в тесной взаи-
мосвязи с конкретной реальностью он становится способным
к постижению истины, а постижение истины ведет, в свою оче-
редь, к высшей сосредоточенности действия. Этим объясняется
решающее влияние дзэн на военную касту самураев. Опытные
фехтовальщики имели обыкновение перед поединком посещать
великих дзэнских наставников и учиться у них высшей сосредото-
ченности. Им открывалось, как говорил один из них, что "цепля-
ющиеся за жизнь - умирают, а презирающие смерть - живут".
Теперь я сравню некоторые хасидские рассказы с аналогичны-
ми рассказами школы дзэн. О равви Шмелке из Никольсбурга
рассказывают, что один из его учеников обратился к нему с жало-
бой: "посторонние мысли" мешают ему молиться. Равви пред-
ложил ему пойти к другому ученику, равви Аврааму Хаййиму из
Злочова, который содержал тогда трактир, и провести некоторое
время у него. В течение двух недель ученик наблюдал привычки
хозяина. Каждый день он видел, как тот молился и как работал,
и не заметил в нем ничего особенного. Ему не удалось только
узнать, чем был занят равви Авраам Хаййим по вечерам, после
ухода всех гостей, и в ранние утренние часы, перед их приходом.
В конце концов он набрался смелости и спросил его об этом. Тот
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Хасидские предания"
Книги похожие на "Хасидские предания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мартин Бубер - Хасидские предания"
Отзывы читателей о книге "Хасидские предания", комментарии и мнения людей о произведении.





