» » » » Мартин Бубер - Хасидские предания


Авторские права

Мартин Бубер - Хасидские предания

Здесь можно скачать бесплатно "Мартин Бубер - Хасидские предания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Хасидские предания
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Хасидские предания"

Описание и краткое содержание "Хасидские предания" читать бесплатно онлайн.








ответил, что по вечерам он моет всю посуду, а поскольку за ночь

на ней оседает пыль, то он моет ее по утрам снова. Но при этом

соблюдает особую осторожность, чтобы она не заржавела. Когда

ученик вернулся к равви Шмелке и поведал ему обо всем, тот

сказал: "Теперь ты знаешь то, что тебе надобно знать".


В дзэнской литературе мы находим эту основополагающую

идею в более скромном изложении. Монах просит настоятеля

своего монастыря, одного из великих учителей IX века, открыть

ему тайну учения. Наставник спрашивает: "Ты уже позавтракал?"

- "Да", - отвечает тот. "Тогда помой посуду", - говорит ему

учитель. И услышав это, ученик ощутил внутреннее озарение.


В хасидском рассказе подчеркнут аллегорический характер

происходящего, тогда как в дзэнском он остается скрытым.

Исследователями обсуждается значение этого высказывания, но

едва ли можно усомниться в том, что "мытье посуды" здесь

является символом духовной активности. Однако мы ошиблись

бы, несмотря на объяснение, содержащееся в самом хасидском

рассказе, если бы поняли суть дела только в символическом

смысле. В действительности это также означает, что каждый

должен делать то, что ему в то или иное время положено

(например, в данном случае - мыть посуду), и делать это

в полной сосредоточенности, внутренне собравшись, со всем

вниманием, не отвлекаясь по сторонам.


Равви из Коцка после смерти равви Моше из Кобрина спро-

сил одного из учеников умершего, что было наиболее важным

для его наставника. Ученик ответил: "Всегда то, чем он был занят

в данный момент". Спросили и настоятеля дзэнского монастыря:

"Говорят, один из первых патриархов утверждал, что существует

слово, постижение которого устраняет грехи бесчисленных миро-

вых эпох. Что же это за слово?" Тот ответил: "Прямо у тебя под

носом!" Ученик спросил снова: "Что же это означает?" - "Это

все, что я могу сказать", - ответил учитель.


Два ответа, хасидский и дзэнский, в сущности, идентичны:

ключ к истине в том, чем человек непосредственно занят в дан-

ный момент. И этот ключ открывает дверь в том случае, если


каждый занят надлежащим делом и не упускает из виду его

смысл.


Следовательно, учитель - это человек, который все, что ни

делает, делает в полную силу, и суть его учения состоит в том,

чтобы приобщить ученика к своей жизни и таким образом дать

ему возможность понять тайну действия. Равви Мендель из

Рыманова имел обыкновение утверждать, что каждая часть тела

его учителя равви Элимелека учила его Торе. О том же самом,

только обратившись к другой стороне проблемы, говорит дзэн-

ский учитель. Когда прислуживающий ему ученик выражает не-

довольство, что еще не приобщен к духовной мудрости, тот

отвечает ему: "С того дня, как ты пришел, я постоянно наставлял

тебя в духовной мудрости". - "Как так, наставник?" - спраши-

вает ученик, и учитель объясняет ему: "Когда ты принес мне

чашку чая, разве я не взял ее из твоих рук? Когда ты склонился

передо мной, разве я не поприветствовал тебя в ответ?" Ученик

кивает головой, а учитель продолжает ему пояснять: "Если хо-

чешь увидеть, сразу вглядись в вещь, но если начнешь размыш-

лять о ней, то тут же упустишь свою цель!"


Таким образом, в мире человека нельзя обрести истину в каче-

стве содержания процесса познания, но только в виде человечес-

кого существования. О ней нельзя размышлять, ее нельзя выска-

зать, ее нельзя представить себе, но каждый живет ею и вос-

принимает ее всей своей жизнью. В дзэн-буддизме и в хасидизме

это выражено почти одним и тем же языком. "Песня о пережива-

нии истины" некоего дзэнского учителя, относящаяся примерно

к 700 году, начинается со строки: "Разве ты никогда не видел

человека, который представляет собой саму истину?" Хасидизм

говорит в точности то же самое, когда приводит слова Давида:

"И это есть Тора человека'", - и указывает при этом на челове-

ка, который сам стал совершенной Торой. Почти в тех же выра-

жениях отвергается самое священное учение в том и другом

[религиозном направлении], если оно существует только в качест-

ве содержания человеческого мышления. В соответствии с хасид-

скими воззрениями опасно "слишком хорошо знать хасидут*",

потому что так человек сможет узнать больше, чем полагается.

А один из дзэнских учителей упрекал своего ученика за тот же

недостаток, находя в нем "слишком много дзэн". "Когда рассуж-

дают о дзэн, - говорил он, - это вызывает у меня отвращение".


В том и другом случае в чести молчание. Однако при этом

в обоих случаях нет стремления воздержаться от всяких выраже-

ний, а есть лишь намерение отказаться от любых понятийных

высказываний о том, что не существует в понятийной форме.

В обоих случаях упоминаются песнопения, а привносимые фольк-

лорные мотивы придают напеву мистическое звучание. Дзэнский

монах к тому же и рисует, что сильно повлияло на развитие

искусства Восточной Азии. Хасид не может рисовать, но он


' Самуил 7,10.


танцует. Все это - песня, рисунок, танец - означает высказыва-

ние и осознается как высказывание. Молчание не абсолютно.

"Учись сохранять молчание, чтобы ты мог знать, как говорить",

- советует цадик, а один из дзэнских учителей утверждает:

"Высказывание - это злоупотребление, а молчание - уловка. За

пределы высказывания и молчания ведет крутой путь". Следует

упомянуть еще об одной очень характерной черте, общей

дзэн-буддизму и хасидизму. В том и в другом говорится в раз-

личных вариантах о мирской беседе, которую наставник ведет со

своими учениками, беседе, способной разочаровать постороннего

слушателя своей, по видимости, совершенной несерьезностью,

хотя в действительности каждое слово в ней полно скрытого

и весомого смысла.


И в дзэн-буддизме, и в хасидизме центральное место занима-

ют отношения между учителем и учеником. Поскольку не сущест-

вует, безусловно, другого народа, у которого физическая связь

поколений достигла бы такого значения, как в Китае и Израиле,

постольку я не знаю другого религиозного движения, которое

в такой степени, как дзэн-буддизм и хасидизм, связало бы свои

представления о духе с идеей духовного продолжения рода. Обо-

ими движениями человеческая истина не ценится, как это ни

парадоксально, в форме владения, а только в форме движения: не

как огонь, пылающий в очаге, а скорее, говоря языком нашего

времени, как электрическая искра, вспыхивающая от соприкос-

новения потоков. В том и другом случае самым значительным

в содержании легенды являются взаимоотношения учителя и уче-

ника. Это почти единственный предмет дзэнских рассказов, тогда

как в хасидизме, который не представляется братством изолиро-

ванных индивидуумов, большое место занимает община. Разуме-

ется, она также состоит в известной мере из потенциальных

учеников, из случайных учеников, из людей, которые спрашива-

ют, ищут объяснения, слушают и время от времени узнают то,

что не предполагали узнать.


Тем не менее в этой точке пути наиболее разительно расходят-

ся. Мне снова хочется процитировать типичный для обоих движе-

ний рассказ.


К одному из дзэнских учителей Х века пришел молодой человек

из далекой страны. Учитель закрыл перед ним дверь. Тот постучал

и его спросили, кто он такой и каковы его намерения. "Я способен,

- сказал он, - понять основу своего существования, и я хочу

получить наставления". Учитель открыл дверь, посмотрел с удив-

лением на пришедшего и снова закрыл ее перед ним. Некоторое

время спустя юноша вернулся и все повторилось. В третий раз,

когда приезжий протиснулся внутрь, учитель схватил его за

шиворот и крикнул: "Говори!" Так как тот колебался с ответом, он

набросился на него: "Ты бестолочь!" - и стал выталкивать его

наружу. Закрывающаяся дверь ударила ученика по ноге и сломала

ее. Он громко вскрикнул, и в этот же момент испытал внутреннее

озарение. Позднее он основал свою собственную школу.


В хасидизме мы также слышим о "суровом" методе, а именно

по отношению к грешнику, который должен вернуться к Богу. Но

здесь он совершенно не свойствен учителю по отношннию к уче-

нику, задающему вопросы. Здесь характерен следующий случай.

Один из учеников равви Бунама, равви Энох, рассказывал, как он

в течение целого года стремился попасть в дом своего учителя

и поговорить с ним. Однако каждый раз, когда он приближался

к этому дому, мужество оставляло его. Однажды он бродил по

полям и плакал, и им завладело настолько сильное желание

пойти к учителю, что он сразу же побежал к нему. Тот спросил


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Хасидские предания"

Книги похожие на "Хасидские предания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мартин Бубер

Мартин Бубер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мартин Бубер - Хасидские предания"

Отзывы читателей о книге "Хасидские предания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.