Мартин Бубер - Хасидские предания
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Хасидские предания"
Описание и краткое содержание "Хасидские предания" читать бесплатно онлайн.
СКРЫТЫЙ СВЕТ
Говорил равви Элимелек: «Перед тем как душа входит в этот мир, ее проводят по всем мирам. В конце ей показывают первозданный свет, освещавший все при сотворении мира. Но когда человек сделался ущербным. Бог сокрыл от него этот свет. Зачем же показывают этот свет душе? Чтобы она, шаг за шагом, постепенно приблизилась к нему в своей земной жизни. Этот свет входит в тех, кто его достигает, то есть в цадиким, и через них он снова освещает мир. Ради этого он сокрыт».
НА СИНАЕ
Говорил равви Элимелек: «Я помню не только то, как все души Израиля стояли у Горы Синай, но и то, какие души стояли подле меня».
БОГ ПОЕТ
Сказано: «Ибо лучшая песня – Бог наш». Равви Элимелек пояснил: «Хорошо, когда человек может действовать так, чтобы в нем пел Бог».
СЛУЖАНКИ
Одну старую женщину, в молодости служившую в доме равви Элимелека, часто просили рассказать что–нибудь о цадике. Но на все просьбы она лишь отвечала: «Я ничего не знаю. Помню только, что на буднях мы, служанки, часто бранились на кухне. Но накануне субботы на нас словно что–то нисходило; мы становились кроткими и говорили друг другу: «Дорогая моя, прости меня за все то зло, что я причинила тебе на неделе!»
ПЕРВЫЙ ГРЕХ
Рассказывал равви Хаим из Зан: «Мой святой наставник, равви Элимелек, часто говорил, что, если человек хочет обратиться к Богу, он должен вспомнить о всех своих грехах, вплоть до самого первого, породившего все остальные. Он должен понести покаяние за все свои грехи, а особенно за самый первый. Сам равви Элимелек нес покаяние за то, что, когда был младенцем, топал по материнской груди ногами».
КАЮЩИЙСЯ
Два раза по шесть лет нес равви Давид из Лелова тяжелое покаяние: он постился от субботы до субботы и подвергал себя всем видам строгого подвижничества. Но и по завершении вторых шести лет он все еще чувствовал, что не обрел совершенства и не знал, как достичь его. Услышав о равви Элимелеке, целителе душ, равви Давид отправился к нему просить о помощи. Вечером накануне субботы он, среди многих других людей, предстал перед цадиком. Наставник пожал руки всем, кроме равви Давида: от него он отвернулся, даже не взглянув на него. Равви из Лелова испугался этого и ушел. Но затем, подумав, решил, что наставник, должно быть, предназначил ему нечто особенное. Поэтому вечером после молитвы он снова пошел к цадику и протянул ему руку. Но, как и прежде, тот не обратил на него внимания, и равви из Лелова снова испугался. Он проплакал всю ночь, а утром решил не ходить в Дом Молитвы цадика, а по завершении субботы отправиться домой. Но когда наступил час священной третьей трапезы, за которой равви Элимелек произносил слова поучения, равви Давид не мог удержаться и подкрался к окошку дома цадика. Там он услышал, как равви учил:
«Иногда приходят ко мне люди, которые долго постились и мучали себя, некоторые даже несли покаяние шесть лет, а потом еще шесть – двенадцать лет! И после этого они считают себя достойными духа святости; они приходят ко мне и просят низвести к ним этот дух: мол, что мне стоит оказать им такую пустяковую услугу и дать мелочь, которой им пока недостает для полного совершенства. Но истина в том, что все их подвижничество и все их самоистязание – не больше капли в море, и все их служение обращено не к Богу, а служит идолу их гордости. Таким людям следует обратиться к Богу, отказавшись от всего, что они делали прежде, и начать служение с самого начала с сердцем, полным истинного рвения».
Когда равви Давид услышал эти слова, в нем с такой силой пробудился дух, что он едва не потерял сознание. Трепеща и рыдая, стоял он у окна. По окончании Хавдалы равви Давид, тяжело дыша, подошел к двери, испытывая сильный страх, открыл ее и встал в прихожей. Равви Элимелек вскочил со своего кресла, подбежал к посетителю, обнял его и сказал: «Благословен входящий!» Затем он пригласил его за стол и посадил рядом с собой. Элеазар, сын цадика, не мог скрыть своего удивления: «Отец, – произнес он, – ведь это тот самый человек, которого ты два раза отверг, даже не взглянув на него!»
«Нет, что ты! – сказал равви Элимелек. – Это совсем другой человек! Разве ты не видишь, что это наш дорогой равви Давид!»
НЕЧИСТЫЙ ОГОНЬ
Во время своей поездки к равви Элимелеку, которого – после смерти Великого Маггида – он избрал своим вторым учителем, молодой Иаков Ицхак, ставший позднее равви в Люблине, заехал в маленький городок и там в Доме Молитвы услышал местного рава, читавшего утреннюю молитву с огромным рвением. Иаков Ицхак провел с равом субботу и заметил то же рвение во всем, что он говорил или делал. Узнав рава поближе, он спросил его, служил ли он когда–нибудь какому–либо цадику. Тот ответил: «Нет». Это удивило Иакова Ицхака, потому что хасидскому пути нельзя научиться из книг или по слухам; единственный способ – это общение с цадиком. Он спросил благочестивого рава, не поедет ли он с ним к учителю, и тот согласился. Но когда они переступили порог дома равви Элимелека, он не вышел навстречу, радушно встречая своего ученика, как делал обычно, но отвернулся к окну, как бы не замечая своих гостей. Иаков Ицхак понял, что такое поведение связано с его спутником, поэтому он сказал удивленному раву идти на постоялый двор, а сам вернулся к учителю один. На этот раз равви Элимелек тепло встретил своего ученика и сказал ему: «Что заставило тебя, друг мой, взять с собой человека, на лице которого я вижу искаженный образ Божий?» Иакову Ицхаку было неприятно слышать эти слова, но он не отважился что–либо возразить или задать вопрос. Равви Элимелек понял, что происходит с его учеником, и продолжил: «Тебе известно, что есть место, освещаемое одной лишь планетой Венерой, где смешаны добро и зло. Когда человек попадает туда, то, если он начинает служить Богу, в его служение закрадываются низкие мотивы и гордость. После, несмотря на все усилия, он так и остается обитать в этом мрачном месте, даже не зная об этом. Более того, он даже способен выказывать огромное рвение, ибо рядом с ним постоянно полыхает нечистый огонь. Именно от него этот человек получает свое сияние, именно от него загорается его служение, хотя несчастный даже не ведает, что это за огонь».
Иаков Ицхак передал своему спутнику слова равви Элимелека, и рав понял, что это так. В тот самый час он обратился к Богу, зарыдал и побежал к учителю; наставник оказал ему помощь, и благодаря ей рав обрел истинный путь.
УГРОЗА САТАНЫ
Рассказывают.
Пришел однажды к равви Элимелеку Сатана и говорит: «Я больше не могу терпеть то, что ты со своими хасидим преследуешь меня! Но не думай, что сможешь одержать надо мной верх. Я наполню весь мир своими хасидим, и у тебя больше не будет прежнего влияния».
Некоторое время после этого равви Элимелек пошел в Дом Учения с розгами и выгнал оттуда некоторых хасидим. Никто не знает, почему он сделал это. Думаю, так он отделил посланцев Сатаны от своих хасидим.
ИЛИЯ
Равви Элимелек рассказывал однажды о человеке, которому явился пророк Илия*[233]. Кто–то засомневался, могло ли это быть, ибо даже наставник Ибн–Эзра, обладавший духом, обитавшим в высочайшей из сфер, не был – по его собственным словам – удостоен такого видения. «То, что ты говоришь, правильно, – сказал цадик. – Но правильно и то, что говорю я. Вам известно, что после того, как Илия вознесся и преобразился, он стал Ангелом Завета, присутствующим при обрезании каждого еврейского мальчика. Но как это возможно, ибо обрезание происходит всегда в час после молитвы и в один и тот же час во всех частях мира происходит множество обрезаний? Я скажу вам как! Илия движет всех сынов Израиля духом обращения, чтобы они опускали свои глаза и восклицали Имя Божие. Таким образом, Илия явлен во всеобщей душе Израиля. Когда же мальчик вводится в завет, в него входит часть души Илии – большая часть или малая часть, в соответствии с качествами ребенка и корнем его бытия. И если растущий мальчик полностью развивает в себе заложенную в нем часть души Илии, то он удостаивается видения Илии, присутствующего в нем частью своей души. Так и человек, о котором я говорю, сумел своими благими делами проявить заложенную в нем маленькую частичку души Илии. А у Ибн–Эзры просто не хватило сил довести до совершенства ту огромную часть души Илии, которой он обладал».
СУД ТОРЫ*[234]
Рассказывают.
Император в Вене издал закон, затруднявший жизнь евреев в Галиции. В это время в Доме Учения равви Элимелека жил ученый и очень праведный человек по имени Фейвел. Как–то ночью этот человек встал, вошел в комнату цадика и сказал: «Равви, у меня иск к Богу». Сказал и испугался собственных слов.
Равви Элимелек ответил ему: «Хорошо, но по ночам суд не заседает».
На следующий день в Лиженск приехали два цадика, равви Израэль из Кожниц и равви Иаков Ицхак из Люблина, и остановились в доме равви Элимелека. После полуденной трапезы равви Элимелек послал за Фейвелом и сказал ему: «Теперь изложи свой иск».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Хасидские предания"
Книги похожие на "Хасидские предания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мартин Бубер - Хасидские предания"
Отзывы читателей о книге "Хасидские предания", комментарии и мнения людей о произведении.