» » » » Илья Прокофьев - Советская авиация в боях над Красным Бором и Смердыней. Февраль-март 1943


Авторские права

Илья Прокофьев - Советская авиация в боях над Красным Бором и Смердыней. Февраль-март 1943

Здесь можно скачать бесплатно "Илья Прокофьев - Советская авиация в боях над Красным Бором и Смердыней. Февраль-март 1943" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Илья Прокофьев - Советская авиация в боях над Красным Бором и Смердыней. Февраль-март 1943
Рейтинг:
Название:
Советская авиация в боях над Красным Бором и Смердыней. Февраль-март 1943
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Советская авиация в боях над Красным Бором и Смердыней. Февраль-март 1943"

Описание и краткое содержание "Советская авиация в боях над Красным Бором и Смердыней. Февраль-март 1943" читать бесплатно онлайн.



Эта книга воссоздает обширную панораму событий, происходивших в период февраля-марта 1943 года на Ленинградском и Волховском фронтах и посвящена двум малоизвестным операциям — Красноборской и Смердынской. В ней рассказывается о «воздушных рабочих войны» — летчиках, штурманах, воздушных стрелках-радистах, которые почти ежедневно поднимались в грозное фронтовое небо и зачастую, не возвращались с боевого вылета.

В книге использованы российские и зарубежные архивные материалы, результаты поисковых экспедиций, проходивших в Тосненском районе Ленинградской области, а также уникальные, ранее не публиковавшиеся, фотографии.

(СПб., 2008)


Книга Ильи Прокофьева «Советская авиация в боях над Красным Бором и Смердыней. Февраль-март 1943» была издана в Санкт-Петербурге в 2008 г. Книга сразу вызвала немалый интерес у читателя, но в связи с весьма ограниченным тиражом книги — всего 500 экземпляров, приобрести ее удалось далеко не всем желающим.

Идя навстречу пожеланиям читателей, автор предоставил книгу для публикации на нашем сайте, за что ему от всех нас большая благодарность!

Благодарим, также, Олега Корытова за содействие в публикации книги на сайте!

(http://www.airforce.ru/history/ww2/prokofjev/index.htm)






До 30 марта 1943 года на фронте перед Красным Бором идут бои местного значения, в воздухе продолжаются воздушные бои, но за этот период потерь со стороны авиации 13-й Воздушной армии и Краснознаменного Балтийского флота на этом участке фронта не отмечено.

С немецкой же стороны на аэродроме Красногвардейск после проведенных воздушных боев совершили аварийные посадки три истребителя, которые, возможно, были повреждены:

— FW190A-4 из состава 2./JG54 (заводской номер 5794);

— Bf109G-2 из состава 5./JG54 (заводской номер 10469);

— Bf109G-2 из состава 5./JG54 (заводской номер 10381).

30 марта 1943 года с большим трудом наступление продолжалось. В этот день со стороны Красной Армии основные потери в самолетах и личном составе понесли подразделения штурмовой авиации.

При подавлении артиллерийских батарей в районе Саблино, два самолета Ил-2 из состава 7-го гвардейского штурмового авиаполка ВВС КБФ были атакованы истребителями противника. Самолет командира звена 1 АЭ, гвардии младшего лейтенанта Яковлева Павла Тимофеевича был подбит. Летчик из последних сил сумел перетянуть линию фронта, но упал на северной окраине Красного Бора, самолет разбился, летчик погиб.

Саблинский житель Л. Гусев записал в своем дневнике: «От 5 до 6 часов пролетала первая партия русских самолетов, бомбила, очевидно, железную дорогу. Минут через 10 летели четыре русских бомбардировщика, без сопровождения истребителей по Октябрьской железной дороге по направлению к Москве. Их атаковали два немецких истребителя «фоке-вульф». Начиная с последнего, сбили три штуки, один вернулся и бреющим полетом, наверное вернулся на свою базу».

Скорее всего, Л. Гусев видел, как тяжелые потери понес 943-й штурмовой авиаполк 277 ШАД 13-й Воздушной армии при нанесении бомбоштурмового удара по Саблино. На свой аэродром не вернулись, и до сих пор считаются пропавшими без вести, экипажи двух самолетов Ил-2: младшего лейтенанта Хромова Павла Георгиевича (воздушный стрелок, младший сержант Медведев Александр Павлович) и младшего лейтенанта Шишкина Владимира Васильевича (воздушный стрелок, старший сержант Разумовский Петр Васильевич). Самолет сержанта Василия Максимовича Щеняева (воздушный стрелок сержант Кульков Сергей Евдокимович) был также подбит у цели и на свой аэродром не вернулся. В документах полка напротив фамилий экипажа тоже появилась запись: «не вернулись с боевого задания». Но спустя девять месяцев, 10 октября 1943 года в полк вернулся летчик самолета Василий Щеняев. Как оказалось, ему удалось спастись, выпрыгнув с парашютом над немецкой территорией. Он попал в плен. В последствии, ему удалось бежать, и после долгих скитаний по тылам противника и проверки органами СМЕРШ он вернулся в полк.

Самолет Ил-2 заместителя командира эскадрильи, старшего лейтенанта Кобинек Василия Ананьевича был атакован истребителями противника и совершил вынужденную посадку в районе деревни Новая, летчик остался цел.

Кобинек В. А.


Самолет летчика Шибанова также был подбит в районе цели, экипаж выбросился с парашютами. Летчик, спустя несколько дней, смог перейти линию фронта и вернутся в полк. О судьбе воздушного стрелка самолета, младшего сержанта Трескина Глеба Александровича, кроме того, что он также выпрыгнул с парашютом из горящего Ила, он добавить ничего не мог.

Только после войны в 1968 году, когда красноборский краевед Г. А. Зарубин записывал воспоминания старожилов близлежащих населенных пунктов о войне, удалось установить следующее: «Собирая материалы о поселке, мы спрашивали и про летчика. И нам удалось встретить человека, Плешака Алексея Антоновича, который его захоронил. Он нам сказал, что летчик погиб за эстакадой. Рядом с ним был парашют, и что у него в кармане была записная книжка, в которой написано: Трескин Глеб Александрович, 1921 г.р.».

На 2005 год в картотеке ЦАМО еще значилось: «Трескин Глеб Александрович, 1922 г.р., младший сержант, воздушный стрелок 943-го штурмового авиаполка 277 ШАД 13 ВА. Уроженец: г. Ташкент, ул. Чехова 1-й Тупик д. 15, мать Трескина Г. А., мобилизован Ленинским РВК города Ташкента. Пропал без вести при выполнении боевого задания 30 марта 1943 года». Опубликовав эту историю на сайте российских поисковиков Soldat.ru, удалось разыскать родного племянника Глеба Александровича, который сейчас проживает в Мурманске.

1 апреля 1943 года наступление приостановилось, а уже 2 апреля Ставка Верховного Главнокомандования разрешила временно приостановить наступление 55-й армии Ленинградского фронта... до января 1944 года.

Достигнутые успехи операции были скромные. Небольшим выступом в сторону Ульяновки протяженностью 1,5 — 2 км и чуть отодвинутыми рубежами в сторону Никольского закончилась вторая Красноборская операция.

Летчики 15 гвардейского штурмового авиаполка перед боевым вылетом


Подводя итоги проведенной операции, в штабе Ленинградского фронта был составлен Доклад об итогах боевых действий ударной группировки 55-й армии на Красноборском направлении за период с 19 по 30 марта 1943 года, в котором говорилось: «ВВС противника к началу операции были представлены только разведчиками и истребителями, но уже на второй день операции установлено перебазирование бомбардировочной авиации противника с других фронтов на лужский и псковский аэроузлы и усиление ее активной деятельности. В последующие дни по боевым порядкам наступающих войск и коммуникациям фронта ежедневно действовало до 300 самолетов при значительном количестве ночных бомбардировщиков. Последние участвовали в налетах на г. Ленинград и ст. Волхов, Тихвин и др.».

Смердынская операция

Разработка Смердынской операции началась 2 февраля 1943 года. В Директиве Военного Совета Волховского фронта говорилось: «В связи с затяжным характером фронтального наступления 2-й Ударной армии на Синявино, приказываю: ударной группе войск 54-й армии прорвать фронт противника на участке Макарьевская Пустынь, Смердыня, Егорьевка, Кородыня. Главный удар нанести в направлении: Васькины Нивы, Шапки, с целью выхода в тыл Синявинской группировки противника. Ближайшая задача: разбить противостоящего противника в районе: Макарьевская Пустынь, Смердыня, Кородыня, выйти на рубеж: Костово, Бородулино, перерезать шоссе и ж.д. в районе Любань».

При подготовке операции в штабе 54-й армии, давалась следующая оценка и характеристика обороны противника: «Свой оборонительный рубеж противник оборудовал и усовершенствовал в течение 10 месяцев и сумел за это время создать сильно развитую систему инженерных заграждений и препятствий».

Местность в полосе прорыва почти на всем протяжении участка представляла собой леса и болота, с большим количеством оврагов и ручьев. В том же документе говорилось: «...Слабо развитая система дорог, лесисто-болотистый характер местности, большая толщина снежного покрова в значительной мере снижали темп продвижения пехоты, танков и артиллерии сопровождения...».

Операция готовилась на 8 февраля 1943 года, но Директивой штаба Волховского фронта по согласованию со Ставкой Верховного Главнокомандования начало наступления было перенесено на 10 февраля 1943 года.

Основная задача по прикрытию и всесторонней помощи с воздуха войскам Волховского фронта была возложена на 14-ю Воздушную армию. После прорыва блокады Ленинграда авиация принимала активное участие в операциях по расширению «коридора». С началом наступления 54-й армии авиация действовала в ее интересах, но уже с 13 февраля частью сил вела бои в районе Синявино, способствуя продвижению 2-й Ударной армии. Для обеспечения Смердынской операции были привлечены штурмовики 281-й штурмовой дивизии (командир дивизии подполковник Гресков С. Е., в дивизию входили: 703-й, 872-й, 448-й штурмовые полки), которая изначально была сформирована в составе 14-й Воздушной армии. Прибывшая на Волховский фронт с Калининского фронта в конце декабря 1942 года и участвующая в прорыве блокады Ленинграда 232-я штурмовая дивизия (командир дивизии полковник Вальков А. Г., в дивизию входили: 801-й, 704-й, 230-й штурмовые полки), также была привлечена для содействия в проведении операции. Для прикрытия поля боя и сопровождения ударных самолетов использовались полки 2-го истребительного авиакорпуса под командованием генерал-лейтенанта авиации А. С. Благовещенского. Этот корпус также прибыл из состава Калининского фронта в декабре 1942 года. В состав корпуса входили 215-я истребительная дивизия под командованием генерал-лейтенанта авиации Кравченко Г. П. (263-й, 522-й, 2-й гвардейский истребительные авиаполки), и 209-я истребительная дивизия под командованием полковника Забалуева В. М. (1-й гвардейский, 12-й истребительные полки). В состав 14-й Воздушной армии, кроме уже названной 281-й штурмовой дивизии, также входили: 280-я бомбардировочная авиадивизия под командованием полковника Буянского Н. Н., 279-я истребительная авиадивизия под командованием полковника Дементьева Ф. Н., и несколько полков ночных бомбардировщиков По-2. В феврале 1943 года из резерва Верховного Главнокомандования на Волховский фронт прибыл 1-й бомбардировочный авиакорпус, под командованием генерал-лейтенанта авиации Судца В. А., в который входили 263-я бомбардировочная дивизия под командованием полковника Добыша Ф. И. и 293-я бомбардировочная дивизия под командованием полковника Грибакина Г. В.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Советская авиация в боях над Красным Бором и Смердыней. Февраль-март 1943"

Книги похожие на "Советская авиация в боях над Красным Бором и Смердыней. Февраль-март 1943" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Илья Прокофьев

Илья Прокофьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Илья Прокофьев - Советская авиация в боях над Красным Бором и Смердыней. Февраль-март 1943"

Отзывы читателей о книге "Советская авиация в боях над Красным Бором и Смердыней. Февраль-март 1943", комментарии и мнения людей о произведении.

  1. мила23.07.2018, 22:25
    хорошее дело интересная информация!спасибо за такой важны труд.
    сообщение для Ильи -в Туапсе,километр от причала(который был в войну)отошёл британский крейсер который собирал детей из Краснодарских портов и перевозить хотел в глубокий тыл в Грузию.на борту уже были дети из Севастополя,Новороссийска,и забрал из Туапсе.отошел на километр и в него сбросил бомбу немецкий самолет.все затонули.вторая бомба упала в Архипо-Осиповке в центре напротив ресторана..не взорвалась..вероятно и по сегодня там на глубине около 4-5метров..вес бомб около тоны.это рассказала мне бабуля-она была лесник и водила пограничников-партизан тропами горными от Геленджика до Сочи.свидетель гибели крейсера с детьми капитан и все кто был рядом на судне которое паркует корабли- тральщик,он тоже перевозил людей.на борту как заз был военный госпиталь, который деслацировали в район Грузии.
А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.