Алексей Епихин - ВЧК-ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики (1921-1928 гг.)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "ВЧК-ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики (1921-1928 гг.)"
Описание и краткое содержание "ВЧК-ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики (1921-1928 гг.)" читать бесплатно онлайн.
Монография «ВЧК — ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики (1921–1928)» является одной из первых крупных научных работ, в которой авторами проведен глубокий анализ апробированных мер борьбы с коррупционными проявлениями в период НЭП, рассмотрена организация деятельности органов, участвовавших в борьбе с коррупцией, определена их роль и значение в выработке антикоррупционных мер и их реализации на всех уровнях власти и управления, даны рекомендации по использованию этого опыта на современном этапе.
В книге опубликованы неизвестные ранее широкому кругу исследователей нормативно-правовые документы, регламентировавшие деятельность государственных и партийных структур по борьбе со взяточничеством в исследуемый период.
Так как в книге очень много таблиц, дополнительно сделано PDF-приложение, которое находится http://lib.rus.ec/b/208892
1. Сельскохозяйственных — 191;
2. Промысловых (зверобойные и рыболовные) — 40;
3. Промышленных — 678;
4. Транспорта и связи — 131;
5. Торговых — 431.
Но всего было заключено 96 договоров, что показывает слабое развитие концессий в стране. Несомненно, что это не могло положительно сказаться на развитии экономики страны. По отраслям народного хозяйства это выражается в следующих цифрах: в сельском хозяйстве — 6 концессий, промысловых концессий — 4, в промышленности — 56, транспорте и связи — 10, торговых концессий — 18.
Среди соискателей концессий по странам первое место занимает Германия — 33,6 %, затем со значительным отрывом идут Англия, США, Франция, Польша, Австрия, Италия, Швеция и др.
По годам же концессионные договора по промышленности заключались следующим образом: в 1921 и 1922 гг. — по одной концессии, в 1923 г. — 8, в 1924 — 12, в 1925 — 20, за 6 месяцев 1926 г. — 15 концессий.
Размеры вложенного капитала во все действующие промышленные концессии выражались в сумме 11 098 874 рублей, в торговые, за 1923–1924 гг. по 10 наиболее крупным концессиям — 2 482 941 рубль.
Экспорт по торговым концессиям за 1923–1926 гг. составлял 49,21 млн. рублей, импорт — 47,63 млн. рублей. Почти по всем статьям смешанные акционерные общества несли убыток от 15 до 25 %, однако эти убытки компенсировались необыкновенно большим процентом прибыли по импорту, по отдельным товарам — 100 до 800 %.
Число концессионных предложений за 1925/26 год составило 461, за 1926/27 — 231, за 1927/28 год — 152. Заключено же за эти годы концессионных договоров соответственно 26,8 и 4.
Анализ деятельности торговых концессий приводит к выводу, что мотивы, побудившие к предоставлению концессий (получение коммерческого опыта и т. д.) не оправдали себя. Деятельность торговых концессий затруднила проведение мероприятий по регулированию экспортных заготовок, и, исходя из этого, в дальнейшем считалось нецелесообразным предоставление торговых концессий.
В целом же и мелкие промышленные концессии не способствовали выполнению задачи индустриализации страны.
Такие концессии давали возможность лишь концессионерам с помощью взяток должностным лицам получать огромные прибыли.
В докладной записке 5-го отделения ЭКУ ОГПУ говорится, что по существующей практике инвестирования капитала в виде товара концессионер фактически создает концессию за счет государства. Не располагая наличными деньгами, он берет концессию на условиях выдачи ему лицензии на ввоз товаров в СССР, где он реализует их, как правило, на частном рынке и на вырученную громадную прибыль приобретает необходимое ему сырье и рабочую силу.
В целом же работа Главконцесскома характеризовалась в докладной записке ЭКУ ОГПУ как пассивная, указывалось на отсутствие реальных планов и систематической разработки концессионных объектов, а также на отсутствие учета практики уже сданных и работающих концессий.
5 июня 1928 г. Политбюро ЦК ВКП(б) решает не рассматривать концессионные вопросы до их предварительной разработки в порядке, установленном советскими законами.
Заключение
Начавшееся в середине 80-х гг. прошлого века реформирование экономики и социально-политического устройства государства, как известно, привело к замене планово-распределительной системы механизмом финансово-экономического регулирования товарно-денежных отношений, достижению высокой степени либерализации предпринимательской и внешнеэкономической деятельности, образованию нового слоя общества — собственников. Наряду с этими положительными изменениями в экономике России получили развитие и негативные, связанные с широким распространением организованной преступности и коррупции, которые достигли уровня, угрожающего национальной безопасности Российской Федерации.
Информация, которой располагают отечественные правоохранительные органы и специальные службы, свидетельствует о том, что в стране действуют более 100 организованных преступных сообществ, под их контролем находится не менее 500 крупных хозяйствующих субъектов практически во всех отраслях экономики страны (ТЭК, металлургия, минерально-сырьевой комплекс и др.). Особая опасность организованного криминалитета состоит в том, что для достижения своих целей он использует структуры общества и государства. В его природе лежат две основные причины: высокий уровень коррупции и возможность легализации доходов от преступной деятельности.
Сложность криминальной ситуации в современной России выдвигает на первый план проблему повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб по борьбе с преступностью и коррупцией. В этой связи особую ценность приобретают историко-пра-вовой опыт организации борьбы с коррупцией, который необходимо учитывать и использовать на современном этапе, и который в кратком виде заключается в следующем:
• организация борьбы с коррупцией должна охватывать все ее уровни;
• создание атмосферы общественной нетерпимости к коррупции в различных ее проявлениях;
• запрет на службу в государственных учреждениях и на предприятиях лицам, уличенным в коррупционных правонарушениях;
• запрет на «совместительство соподчиненных должностей… если одна из них имеет основной задачей контрольные функции хозяйственного, административного, финансового, бухгалтерского и т. п. характера по отношению к остальным занимаемым должностям», а также на совместительство в подконтрольных коммерческих структурах;
• улучшение материального положения сотрудников государственных учреждений и предприятий, повышение их социального статуса;
• организация действенного контроля за участниками товарно-денежных отношений;
• создание предпосылок для активизации борьбы с коррупцией среди участников «касты неприкасаемых»;
• ужесточение норм УК РСФСР, направленных на усиление репрессий в отношении лиц, «берущих, дающих и посредничествующих в деле взяток», а также разработка и внедрение в практику превентивных антикоррупционных положений на основе гражданского, трудового, административного и иного законодательства;
• персональная ответственность не только руководителей государственных учреждениях и предприятий, допустивших или способствовавших распространению коррупционных правонарушений среди своих подчиненных, но и должностных лиц органов, участвующих в борьбе с коррупцией, которые не предприняли необходимых мер по выявлению, предупреждению и пресечению указанных правонарушений;
• использование СМИ для предания гласности выявленных фактов коррупционных правонарушений и принятых по ним мер, а также для опубликования списков лиц, уличенных в коррупции;
• укрепление органов, участвующих в борьбе с коррупцией, путем очистки их от субъектов коррупции и других правонарушителей; специальной проверки кандидатов на службу; мобилизации на борьбу бывших чекистов и части хозяйственников; создания эффективного агентурного аппарата и следствия, опоры в своей деятельности на население страны; выработки и реализации механизма материального стимулирования как отдельных граждан, так и вышеуказанных органов по выявлению фактов коррупции; сочетания в своей деятельности карательных и профилактических мер и др.
Полагаем, что при разработке комплексной целевой программы по противодействию коррупции следует учитывать следующие рекомендации:
• сузить поле оснований и обстоятельств, создающих условия для развития коррупционных отношений в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества;
• строго нормировать сферы взаимодействия представителей государственных органов власти и потребителей услуг, а также сокращение области нерегулируемого взаимодействия;
• создать эффективную систему государственного финансового контроля с активным участием правоохранительных органов и специальных служб; организовать учет лиц, совершивших коррупционные правонарушения в специальных федеральном и региональных регистрах, а также законодательно запретить замещение ими должностей на государственной и муниципальной службах; предусмотреть в законодательстве обязательность проведения официальной юридической антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов и международных договоров, что позволило бы своевременно выявлять и, возможно, исключать противоречия и отдельные положения, которые могут использоваться для различного рода злоупотреблений; разработать и внедрить в практику систему противодействия и профилактики коррупции и преступности в экономической сфере. При этом главные устремления должны быть направлены на профилактику коррупционных деяний, однако с учетом распространенности коррупции в современной России считаем, что успешная борьба с ней невозможна без усиления репрессивных мер в различных сферах правового регулирования;
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "ВЧК-ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики (1921-1928 гг.)"
Книги похожие на "ВЧК-ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики (1921-1928 гг.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Епихин - ВЧК-ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики (1921-1928 гг.)"
Отзывы читателей о книге "ВЧК-ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики (1921-1928 гг.)", комментарии и мнения людей о произведении.