Автор неизвестен - Энциклопедия - Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)"
Описание и краткое содержание "Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)" читать бесплатно онлайн.
2. Собственно страховка. 2.1. Самостарховка.
+ Главный принцип - спасение утопающих дело рук самих утопающих. Вы боретесь за выживание один, все остальные виды страховки есть лишь иногда полезное дополнение. 2.1.1. До киля.
+ Если вы плаваете на катамаране, не поленитесь при стапеле сделать по всему периметру катамаранных баллонов обвязку из 5-6 мм репшнура с жестким креплением к баллону (раме) через каждые 0.7-1 м. И с таким расчетом, чтобы эта веревка оказалась над водой после киля (учитывайте и киль на загруженном катамаране). Это тоже дико полезная вещь. Нам она помогала столько раз, что все перечислять бессмысленно. 2.1.2. После киля.
+ На эту тему сам читал руководств штук пять, причем все они правильные. Остается только немного добавить. Первое - постарайтесь попасть при киле внутрь катамарана. Хотя обычно это получается только у одного баллона. Второе - вынырнув, быстро оценивайте ситуацию (на берег плыть или забираться на катамаран) и не паникуйте. Если все-таки запаниковали, то см. третье. Третье - в 90% случаев правильное решение - быстро хватайтесь за обвязку катамарана (чаще всего это можно сделать) и старайтесь по этой обвязке быстро попасть внутрь ката. Просто перебирая руками. Выберетесь на раму - тогда и оцените ситуацию. Только перебирайте руками по обвязке и вылезайте на раму с умом если в этот момент вас бросает в бочку лучше на секунду схватиться за обвязку покрепче и переждать, иначе вас в этот момент от катамарана и оторвет. Однако бывают случаи (хоть и редко), когда от катамарана лучше отцепиться. См. дневник Ершова по Сарыджазу 97. Четвертое - ну а если за обвязку не уцепились или вас от нее оторвало, тогда самосплав. Наверное помните где страховка стоит и куда в этом пороге (хуже если каскаде) попадать не стоит? Так что не маленькие, выплывете. Потренируйтесь только заранее плавать с веслом.
+ Еще спорный совет - Лагода говорит, что упоры на катамаране он затягивает настолько сильно, что не сразу может из них выбраться. В результате он не вылетает из упоров при перевороте, он выбирается из них уже под водой. А там времени вполне хватает сооринтироваться и вылезти внутрь катамарана. Мне этот совет, честно говоря, не нравится, но Лагода выживал в таких передрягах, что поневоле задумаешься... В любом случае, не стоит этот совет использовать на реках ниже сильной 5 международной к.с. 2.2. Спасконцы.
+ Довольно надежный способ для отлавливания людей в сознании, только: Первое - когда вы вынырнете из-под перевернутого катамарана или большой бочки, некоторый (небольшой) промежуток времени вам понадобиться на ориентировку. И если вам спасконец бросили раньше, то толку от него никакого - вы уже проплыли мимо. Тщательно подбирайте места для страховки. Например - Ключевой на Башкаусе. Мощный слив первой ступени, малый промежуток быстрого течения, вторая ступень из нескольких менее опасных сливов, потом все становится спокойнее. Основная страховка спасконцами обязательно должна стоять именно после второй ступени на сравнительно спокойном отрезке. Что не отрицает наличия спасконцов между первой и второй ступенями, но основные силы на страховку после второй. Попробуйте поставить (а все и ставят) все спасконцы после первой ступени - и по результатам страховки почувствуете себя полным дураком. Все 'оверкильнутые' всплывут и отплюются только к началу второй ступени и оставят ваши спасконцы за спиной. Если же поставить спасконцы после второй ступени, часть людей уже вылезет на катер, часть выберется на берег, остаток (кстати и катер тоже) выловите вы спасконцом. Второе - не создайте по неопытности проблем уже висящему на спасконце человеку. Думайте еще в момент постановки страховки куда его на вашем спасконце прибьет маятником - вы его можете свои спасконцом направить в такую задницу, что лучше бы ему этого спасконца и не видеть. Мне рассказывали ребята, как при них в Уцере на Риони одного бойца на спасконце конкретно забило под бревно у самого берега - без спасконца он спокойно проплыл бы мимо. Третье - ставьте спасконцы последовательно. Брошенный спасконец по возможности не должен мешать следующему. Опутанные со всех сторон спасконцами пловцы посередине струи не редкость при неграмотной постановке страховки. Четвертое - попасть точно в пловца спасконцом часто трудно. Выручаю спасконцы с плавающей веревкой - тем самым область 'поражения' значительно увеличивается.
+ И еще очень важно - спасконец ловит только людей в сознании. В Гранитном каньоне на Белой парня сильно ударило катамараном при киле. Ему на голову легли два (!) спасконца, а он был без сознания и поплыл дальше. Выловили сильно ниже страхующим катамараном, не откачали. 2.3. Живец.
+ Из общих соображений один из самых надежных приемов страховки. Но в действии (а мы ставили живцов во многих местах) мне его увидеть ни разу не довелось. Классическое место, где живец необходим - Семейный на Башкаусе. Вся струя отжимается к берегу - всех в сознании выловят спасконцы, остальных живец. 2.4. Страхующий катамаран.
+ Плюсы очевидны - чаще всего самая надежная страховка в чисто катамаранном походе. Основной минус - катамаран же надо в точку страховки доставить. Стандартная дилема при тяжелом обносе - где грань между безопасностью и маразмом. 2.5. Тандем.
+ Иногда очень помогает, иногда нет. Обычно помогает когда один из катамаранов идет путем попроще. В 96 году на Сарыджазе в номерном пороге перед Каюкапом (трехметровый слив с маловодной безопасной канализацией слева) мы ради развлечения прыгнули по центру, легли через корму. Все быстро вылезли на кат и его зачалили, но так же быстро нас догнал тандемный катамаран, который в это же время прошел порог по канализации.
+ Если бы кого-то у нас оторвало далеко от катамарана или сильно ударило при киле, тандемный катамаран сыграл бы свою роль.
Дополнение:
+ Эти заметки, они далеко не полные, это не самоцельная вещь, это дополнение к уже написанному другими на тему страховки/самостраховки. Я постарался понавыдергивать из опыта важные по моему мнению вещи именно те, которые часто забывают или упускают из вида. Так что цель этих заметок не научить страховке/самостраховке, а обратить внимание ребят на некоторые важные детали. Но детали действительно важные, что я стараюсь иллюстрировать примерами из своих походов или походов моих друзей/знакомых.
+ Что касается дилемы 'бросать катамаран иль не бросать'. Честно говоря, я знаю только три случая по сложным походам, когда катамаран лучше было бросить. Первый - смерть пяти человек на Муксу в большую воду, это еще в советские годы. Там произошел переворот обоих катамаранов в группе, два человека попали на берег, остальные забрались на перевернутый катамаран. Катамаран был разломан на части в каньоне Кардара, пять человек из шести погибли. Второй - смерть Толика Акхямова на Сарыджазе-97. Но это трагическая случайность, такие сильные люди погибают только случайно (хотя и знал я этого парня по рассказам своих ребят). Третий когда на Башкаусе после переворота в Ключевом мои сокатамаранники Буба и Муравьев свалили с перевернутого судна на берег в непосредственной близости от начала связки Капкан-Мясорубка. За что им большое спасибо, иначе последствия могли быть любыми.
+ Случаев же спасения именно из-за сплава с судном можно привести гораздо большее количество (на порядок большее). Три (только три, они достаточно информативны, при желании можно перечислять долго) трагических примера-иллюстрации (рассказываю все с чужих слов, могу что-то в деталях переврать, за что сразу извиняюсь): первый, Башкаус, большая вода, переворот катамарана между третьей ступенью Ключевого и Капканом, два трупа, оба из-за отрыва от катамарана, внутри катамарана люди живы; второй, Ингури, большая вода, каскад Хаиши, труп, отрыв от катамарана, люди внутри катамарана живы; третий, Терек, Дарьяльское ущелье, один из отброшенных от катамарана труп, второй - перелом ноги, люди внутри катамарана без повреждений.
+ Вот и получается у меня эмпирический факт, что судно бросать почти никогда не нужно. Нужно только быстро обезопасится от двух вещей: во-первых, от возможности оказаться между катамараном и камнем при навале - для этого надо как можно скорее оказаться внутри катамарана на раме; во-вторых, постараться обезопасится от смыва с перевернутого судна (крепче держись за обвязку ката, шофер) - при смыве сплав просто снова перейдет в самосплав. Поэтому я и советую если не можешь сразу оценить обстановку и начинаешь паниковать, хватайся лучше за обвязку и быстро лезь внутрь на раму, там спокойнее, там обстановку и оценишь.
+ А когда же нужно катамаран бросать? Порог, за ним плес, потом начало жесткого и длинного каскада. Катамаран ложится в пороге, ты на нем остался один, страховка не сработала (см. как ставить спасконцы). Вот и выбирай - либо безопасно прыгнуть на берег, либо уйти с катамараном в каскад. Когда я плавал в таком каскаде один на перевернутом катамаране-двойке в паводок на речке Чегем на заре туманной юности мне такое плаванье крайне не понравилось. Это только один пример, ситуации бывают разные. Чаще всего все-таки лучше катамаран не бросать.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)"
Книги похожие на "Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Автор неизвестен - Энциклопедия - Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)"
Отзывы читателей о книге "Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)", комментарии и мнения людей о произведении.




