» » » » Авторский коллектив - Исламоведение


Авторские права

Авторский коллектив - Исламоведение

Здесь можно скачать бесплатно "Авторский коллектив - Исламоведение" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Исламоведение
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Исламоведение"

Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.








представлены в более доступной форме: весь фактический ма-

териал будет адаптирован и обращён непосредственно к детям

и подросткам, будет сделана поурочная разбивка с вопросами

для повторения, добавятся карты, схемы и иллюстрации.

Авторский коллектив выражает искреннюю признатель-

ность всем лицам и организациям, оказавшим помощь в под-

готовке учебного пособия, и надеется на дальнейшее сотрудни-

чество с теми, кто заинтересован в создании новых пособий по

исламоведению. Все замечания и пожелания просим направлять

по адресу: 109382, г. Москва, проезд Кирова, д. 12, издательство

Московского исламского университета.

11

Глава 1. Мухаммад — последний пророк

§ 1. Доисламская Аравия: социокультурные

и религиозные особенности

Географические условия и население. В начале VII века, нака-

нуне появления ислама, Аравия представляла собой достаточ-

но замкнутый и обособленный уголок мира. Если взглянуть на

карту, то мы увидим, что Аравийский полуостров с трёх сто-

рон омывается морскими водами: Красным морем с запада,

Индийским океаном с юга и Персидским заливом с востока.

И только к северу за безграничными песками пустынь Нефуд

простирался Шам (современные Иордания, Сирия и Палести-

на), а рядом, между реками Тигр и Евфрат, лежала Месопота-

мия (современный Ирак). Климатические и географические

условия жизни на этом полуострове достаточно суровы. Ле-

том достигающая 50 градусов жара и яркий свет солнца выжи-

гают всё живое, но и зимой, когда жара спадает, резкий пере-

пад дневных и ночных температур (от нуля до 30 градусов) не

даёт развиваться растительности. Песчаные пустыни и каме-

нистые плоскогорья создают суровый ландшафт, отсутствие

дождей делает эти пространства засушливыми и неплодород-

ными. Малочисленные оазисы, сформировавшиеся вокруг ко-

лодцев и источников на расстоянии сотен километров друг от

друга, лишь изредка скрашивают эту безжизненную пустыню.

Животный мир Аравии тоже беден. Звери нечасто появляют-

ся среди здешних песков. Хищные птицы питаются остатками

диких ослов, антилоп и мелких грызунов, на которых напада-

ют лисы, волки и гиены.

Для жителей Аравии верным спутником и надёжным дру-

гом был и остаётся верблюд — «корабль пустыни». Он явля-

ется незаменимым средством передвижения в условиях жары,

безводья и скудного подножного корма, поскольку может обхо-

§ 1. Доисламская Аравия: социокультурные и религиозные особенности 13

диться без питья до пяти суток и нести на своём горбу четверть

тонны грузов, пробегая до 130 километров за сутки. Ни одно

другое верховое животное не способно конкурировать в этом

отношении с верблюдом. А ведь верблюда ранее использовали

ещё и во время пахоты, и для подъёма воды из глубоких колод-

цев, он обеспечивал хозяев молоком, шерстью, кожей и мясом.

Поскольку не каждый мог позволить себе зарезать ради мяса та-

кого важного для жизни помощника, аравийские кочевники со-

держали большое поголовье овец и коз.

Несмотря на суровый климат и бедную растительность пус-

тыни, на Аравийском полуострове издревле проживали ара-

бы — гордый и гостеприимный народ. Арабы относятся к семи-

тской семье и являются прямыми потомками Ибрахима (библ.

Авраам). После того как стареющая жена патриарха Сара (библ.

Сарра) родила ему мальчика Исхака (библ. Исаак), она потре-

бовала отправить в Аравию его первенца — сына Исмаила, ро-

дившегося от Хаджар (библ. Агарь). Потомки Исмаила стали

называться арабами. Словом «арабы» в древнесемитском язы-

ке обозначались народы, кочевавшие за реками на широких

просторах пустыни. В течение многих веков арабы постепенно

распространились по всей Аравии. Большинство из них стали

кочевниками (по-арабски это звучит бадави, отсюда слово бе-

дуин), но некоторые остались оседлыми и жили в оазисах и го-

родах. Оседлые арабы создали крупную древнейеменскую ци-

вилизацию на юге Аравийского полуострова. Государства Саба,

Маин, Катабан и Хадрамаут, возникшие в конце II тысячелетия

до н. э., обладали высокоразвитой культурой, сопоставимой

с культурой древних египтян и ассирийцев, иудеев и персов.

Древние йеменцы построили крупные города в руслах пересы-

хающих рек (вади), соорудили высокие плотины и огромные во-

дохранилища, создали свой собственный пантеон богов, покло-

няясь солнцу, луне и звёздам. Они научились вырезать надписи

на больших известняковых плитах, используя древнее квадрат-

ное письмо, которое послужило прототипом эфиопского и ар-

мянского алфавитов. На севере Аравийского полуострова ещё

в первые века нашей эры были основаны арабские города-госу-

дарства Пальмира и Набатея.

Однако подавляющее большинство арабов оставались бе-

дуинами-кочевниками и занимались скотоводством и земле-

делием, перемещаясь по бескрайним просторам Аравийского

полуострова. Лишь несколько десятков оазисов в центре полу-

14 Глава 1. Мухаммад — последний пророк

острова превратились в небольшие поселения, где арабы жили

оседло. Такими поселениями были Мекка, Ясриб, Таиф.

Социальная жизнь. Для араба главным жизненным окружени-

ем является племя. Арабы величают своё племя словом бану,

что переводится как «сыновья»: основным принципом социаль-

ной организации в доисламской Аравии были кровнородствен-

ные отношения по мужской линии при коллективной собствен-

ности на землю и пастбища. Старейший и наиболее известный

мужчина формировал начальное генеалогическое звено — эпо-

ним, к которому относили себя все последующие поколения де-

тей мужского пола, называя себя сыновьями такого-то. Напри-

мер, Пророк Мухаммад происходил из племени бану хашим, то

есть «сыновья Хашима». Постепенно племя разрасталось, в него

входили не только родственники, но и те, кто по древней арабс-

кой традиции гостеприимства и вольнолюбия оказывались под

защитой племени: приёмные дети, примкнувшие чужаки, отпу-

щенные на свободу рабы и другие.

Во главе племени стояли вожди, которые занимали главенс-

твующее положение не столько по происхождению, сколько бла-

годаря личному авторитету, храбрости и богатству. Вокруг вож-

дя собирались главы родов, которые составляли совет племени.

Именно совет племени принимал наиболее важные решения:

избирал вождя, начинал войну с соседями, распределял добы-

чу и землю. Члены племени жили большими семьями и родами,

во главе которых стояли старшие по возрасту. Они были гаран-

тами безопасности и благополучия семьи. Никто не мог поку-

ситься на жизнь или имущество семьи, не опасаясь мщения, ибо

действовал принцип «все за одного». Если кого-нибудь из семьи

убивали или ранили, то за пострадавшими было право выкупа:

жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, но иногда выкуп выплачи-

вался скотиной, деньгами или продуктами при согласии постра-

давших. Коллективная ответственность за каждого члена семьи

была гарантией социального спокойствия внутри племени, пос-

кольку наказание было неотвратимым. Самым страшным пос-

ледствием проступка было изгнание из семьи и племени, ибо

тогда человек оказывался беззащитным и любой мог его убить,

ограбить и оскорбить. Основу семьи составляли мужчины, ко-

торые воевали, работали, торговали. Положение женщин было

второстепенным, они обеспечивали продолжение рода, но не

образовывали генеалогической линии. Женщины не имели прав

на наследство, а в случае кончины мужа лишались возможности

самостоятельно определять свою дальнейшую судьбу. Обычно

старший сын наследовал вдов своего отца вместе с его имущес-

твом и брал их в жёны. В условиях суровой пустыни женщины

становились обузой для рода. Именно по этой причине у неко-

торых племён даже существовал обычай закапывать в землю

новорождённых девочек, чтобы они не были лишними ртами

в голодное время года. Поскольку мужчины чаще погибали или

умирали, существовало неограниченное многожёнство.

Верования. Верования арабов были связаны с именами проро-

ков Ибрахима и Исмаила, хотя имели мало общего с их моноте-

истической традицией. Тех, кто поклонялся одному Аллаху, от-

вергая различные проявления язычества, были единицы, и они

называли себя ханифами. Среди большинства арабов были рас-

пространены идолопоклонство, почитание камней, скал, дере-

вьев, животных, звёзд, а также различные суеверия. Одними из

самых почитаемых идолов были Лат, Узза и Манат, имена кото-

рых упоминаются в Коране. Иногда в идолов превращались мо-

гилы праведников, над которыми сооружались храмы. Глав-


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Исламоведение"

Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Авторский коллектив

Авторский коллектив - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"

Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.