Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
родные сёстры мужчин».
Однако ислам не ограничился провозглашением законов,
закрепляющих за женщинами их права, а создал условия для их
активного участия в общественно-политической жизни. В ис-
тории ислама немало примеров того, как женщины давали сове-
§ 1. Отношение ислама к браку 233
234 Глава 7. Семья в исламе
ты халифам и правителям, опротестовывали их решения и ука-
зы. В ответ на их вопросы ниспосылались коранические аяты
и шариатские предписания.
Ислам не ставит женщин в зависимость от их отцов и му-
жей даже в политических вопросах, и поэтому Пророк Мухам-
мад принимал присягу непосредственно от женщин, руководст-
вуясь аятом: «Если верующие женщины придут к тебе, чтобы
присягнуть в том, что они не будут приобщать сотоварищей
к Аллаху, красть, прелюбодействовать, убивать своих детей,
покрывать клеветой то, что между их руками и ногами, и ос-
лушиваться тебя в благих делах, то прими у них присягу» (су-
ра 60 «Испытуемая», аят 12).
Участие женщин в общественной жизни может быть огра-
ничено только нравственными нормами и ответственностью
женщин за выполнение материнских и супружеских обязан-
ностей. Жизненная практика Пророка была прекрасным при-
мером того, как мусульмане должны советоваться с женщинами
по различным вопросам. Праведные халифы регулярно обра-
щались за советами к жёнам Пророка и другим авторитетным
сподвижницам, а в период правления Омейядов и Аббасидов
матери и жёны халифов нередко влияли на принятие важных
государственных решений.
Женщины в мусульманских государствах легко возвыша-
лись до уровня учёных, проповедников, общественных деяте-
лей. Они возглавляли Диван жалоб и занимали другие госу-
дарственные посты. Законоведы расходились во мнениях лишь
относительно правомочности назначения женщины на долж-
ность кади. Хотя большинство имамов не допускало этого, та-
кие выдающиеся учёные, как Абу Ханифа и Ибн Джарир ат-Та-
бари, считали такое назначение законным.
Ярким свидетельством признания права женщин на участие
в общественных делах является признание предоставленных
ими гарантий безопасности. Когда двое свойственников спод-
вижницы по имени Умм Хани попали в плен, она взяла их под
своё покровительство, и Пророк признал её действия законны-
ми. Он сказал ей: «Мы гарантируем безопасность каждому, ко-
му ты гарантировала безопасность».
В мусульманском обществе особое внимание уделяется обра-
зованности женщин, от которых во многом зависит нравственное
и интеллектуальное здоровье будущих поколений. Не случайно
мать правоверных Аиша достигла в богословии, литературе и дру-
гих науках таких высот, что даже выдающиеся сподвижники об-
ращались к ней за советом. Она настолько часто комментирова-
ла суждения других учёных, напоминая им об их упущениях, что
имам аз-Заркаши собрал предания об этом в отдельную книгу.
Вопреки распространённому мнению, мусульманка имеет
право учиться и работать, заниматься общественной деятель-
ностью и выражать свою гражданскую позицию. Однако глав-
ной обязанностью женщины всегда остаётся забота о семье
и воспитание детей.
Отношение к женщине в семье. В мусульманских семьях жен-
щина всегда пользуется большим авторитетом. Это почтенная
мать, любимая жена и дорогая сестра. Её искренняя забота при-
нимается с благодарностью и признательностью, её мудрые ре-
шения исполняются охотно и с любовью, к её добрым советам
и наставлениям прислушиваются. Женщина — хранительни-
ца семейного очага и распорядительница в доме своего мужа.
Она ответственна за сохранность его имущества, поддержа-
ние атмосферы любви и согласия в семье. Она создана для то-
го, чтобы любить и быть любимой, дарить покой своему му-
жу и непрестанно чувствовать его твёрдое плечо, дарить жизнь
и воспитывать детей. Для исполнения этой славной миссии она
наделена прекрасными качествами, которые обычно не прояв-
ляются у мужчин с такой силой и выразительностью. Она обла-
дает удивительным терпением и бескорыстной добротой, от ко-
торой угасает ненависть и исчезает злоба.
В мусульманской семье отношение к жене определяется тем,
что она помогает мужу восполнить целую половину веры, и по-
этому доброе отношение к жене считается одной из высших
добродетелей. В одном из хадисов Пророка говорится: «Самой
совершенной верой обладают верующие с самым прекрасным
нравом, а самые лучшие из вас — те, которые лучше других от-
носятся к своим жёнам».
Отношение к матери определяется тем неоплатным долгом,
в котором находятся дети перед своими родителями. В Священ-
ном Коране сказано: «Мы заповедали человеку [делать добро]
его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение
за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари
Меня и своих родителей» (сура 31 «Лукман», аят 14).
Сестра имеет право на искреннюю братскую любовь до кон-
ца дней своих, а также право на заботу и опеку до тех пор, пока
§ 2. Статус женщины 235
236 Глава 7. Семья в исламе
она не выйдет замуж. Отношение к другим близким родствен-
ницам опирается на необходимость поддержания родствен-
ных уз, и тётушки имеют на это больше прав, чем многие другие
родственники. Пророк Мухаммад сказал: «Тётя по материнской
линии подобна матери».
Во времена ниспослания Корана ислам изменил представ-
ления людей о роли и месте женщины в обществе и семье, и се-
годня мусульмане свято чтят эти традиции, оберегая женщину
от всего, что может причинить ей физический или моральный
вред. О том, как ислам ломал старые стереотипы и воспитывал
в мужчинах уважение к женщине, прекрасно свидетельствует
хадис, переданный имамом Муслимом. В нём сообщается, что
Умар бин аль-Хаттаб сказал: «Во времена невежества мы счи-
тали, что женщины не могут высказывать своего мнения. Это
продолжалось до тех пор, пока Аллах не ниспослал откровение
о них и не наделил их соответствующими правами». Однажды
он размышлял о важном деле и жена посоветовала ему: «Тебе
следовало бы поступить так-то». Он сказал: «Какое тебе дело?
Зачем ты взваливаешь на себя мои заботы?» Она ответила: «Ибн
аль-Хаттаб! Ты не любишь, когда тебе советуют, а ведь твоя дочь
даёт Посланнику Аллаха столько советов, что он весь день хо-
дит разгневанный». Услышав это, Умар отправился к своей до-
чери Хафсе, которая была замужем за Пророком, и предостерёг
её от наказания Аллаха и гнева Его Посланника. После разгово-
ра с ней он поделился своими переживаниями с другой женой
Пророка, Умм Салямой, которая приходилась ему родственни-
цей. Она сказала: «Я удивляюсь тебе, Ибн аль-Хаттаб, ты вме-
шиваешься во все дела и теперь хочешь вмешаться в отноше-
ния Посланника Аллаха с его жёнами!» После этих слов Умар
успокоился и призадумался над мудростью Пророка, а его жена
продолжала помогать ему своими советами даже тогда, когда он
встал во главе Халифата.
Внешний вид мусульманки. Заботливое отношение ислама к жен-
щине проявляется и в ряде предписаний, касающихся одежды.
Согласно традиции, женское платье должно покрывать всё тело,
за исключением лица и кистей рук, не облегая тело и не подчёр-
кивая фигуру: «Пусть они не выставляют напоказ своих при-
крас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикры-
вают своими покрывалами вырез на груди и не показывают
своей красы» (сура 24 «Свет», аят 31). Снимать покрывало и об-
нажать голову мусульманкам разрешается только в присут ст-
вии женщин и близких родственников, перечисленных в окон-
чании этого аята.
Женскую одежду, соответствующую требованиям Шариата,
принято называть хиджаб, хотя в арабском языке это слово оз-
начает «преграда», «завеса» и практически не используется для
указания на женскую одежду. В этом слове кроется глубокий
смысл, определяющий значимость хиджаба для верующей жен-
щины, ведь это не просто кусок материи, оберегающий тело от
мороза или загара. Это занавес целомудрия, скромности и бла-
гопристойности, которым мусульманка окружает свою душу.
Ношение хиджаба является свидетельством покорности
Аллаху не только в исламе, но и в других религиях. Покрывало
было неотъемлемой частью женского убранства с древнейших
времен, и эта традиция была сохранена и в иудаизме, и в хрис-
тианстве. В Первом послании к коринфянам сказано: «И вся-
кая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой голо-
вою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она
была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.