Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
за посаженное дерево или вырытый колодец будет расти даже
после смерти человека. В хадисе сообщается, что Пророк ска-
зал: «Кто посадит растение, тот будет получать награду за каж-
дый раз, когда человек или любая другая тварь поест от него».
§ 6. Любовь к Родине
Патриотизм — проявление веры. В священной книге мусульман
мы не встречаемся с такими понятиями, как родина или патрио-
тизм. Коран провозглашает всех верующих братьями, связанны-
ми духовными узами, которые прочнее, чем любые другие отно-
шения: «Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда
вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милос-
ти вы стали братьями» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 103).
Мусульманская община (умма) — социальный и культур-
ный феномен, не ограничивающийся рамками этнической об-
щности. Это — вселенское братство, объединяющее людей раз-
ных национальностей и цветов кожи. Однако принадлежность
к умме не означает отказа от национальной, этнической или
культурной самоидентификации. Коран призывает племена
и народы сохранять самобытность, обмениваться опытом и тра-
дициями, обогащая человеческую цивилизацию. Современный
исламский мир представлен множеством национальных куль-
тур, своеобразие которых обусловлено этническими, географи-
ческими, социальными и экономическими факторами.
Коран учит мусульман справедливо относиться ко всем лю-
дям, делать добро близким родственникам и друзьям, незнако-
мым людям и странникам. Однако при внимательном изучении
аятов становится ясно, что обязанности мусульманина перед
его родственниками и соседями превышают по значимости
и содержанию его обязанности перед теми, кто проживает вда-
ли от него. Осознание своего долга перед родными и близки-
ми, перед своим народом и родной землёй и есть основа патрио-
тизма в исламе.
Любить Родину означает любить свой народ, быть благодар-
ным ему за славную историю и заботу, любить землю, на кото-
рой человек живёт, любить все хорошее и прекрасное, что свя-
зано с ней. Мусульманин не выбирает Родину — он несёт за неё
ответственность. Он связывает свою судьбу с судьбой своего
народа, осознаёт свою ответственность за его земное процве-
тание и духовное благополучие. Мусульмане не отождествляют
любовь к Родине с отношением к каждому соотечественнику,
ведь среди них могут быть и несправедливые люди, лишённые
духовности и нравственности. Любовь к Родине — одна из час-
тей веры мусульманина. Он любит Родину за то, что в ней воп-
лощена милость Аллаха по отношению к нему самому. И как
тело живёт, пока оно связано с душой, так и верующий мусуль-
манин ощущает полноту жизни, пока он связан со своим наро-
дом и трудится для его блага.
Родина — это больше, чем страна, в которой родился и вы-
рос человек. Чтобы обрести её, нужно духом слиться с её ис-
торией и традициями, бытом и нравами, реками и озёрами,
долинами и нагорьями. Каждый народ по-своему трудится и от-
дыхает, печалится и радуется, созерцает и рассуждает, строит
дома и ведёт хозяйство. Одинаковые климатические условия,
схожие условия труда и быта, общие интересы и нормы пове-
дения — всё это сближает и объединяет людей. Государство же
скрепляет эти отношения системой законов и ценностей.
Чтобы любить Родину, человек должен знать и любить
язык своего народа, его историю и культуру. Для того, кто не
§ 6. Любовь к Родине 223
224 Глава 6. Ислам и общество
ощущает потребности в родном языке и родной культуре, лю-
ди и предметы теряют всякую ценность. Язык выражает внут-
ренний мир человека. Каждый язык имеет свой особый способ
мышления и является выражением определённого образа жиз-
ни. Это — основной механизм сохранения уникальной само-
бытности народа и нации. Согласно исламу, уважение и сохра-
нение национального языка — право и обязанность каждого
народа. Соответственно, долг каждого человека уважать языки
других народов и воздерживаться от любых действий, ущемля-
ющих право на сохранение родного языка.
Если язык формирует образ мышления народа, то история
формирует его память. История — сокровищница мудрости
и силы, оставляющая глубокий след в жизни и сознании наро-
да. Память о великих победах и горьких поражениях, легенды
и правдивые сказания о храбрости и героизме предков создают
у каждого народа глубокое чувство единения и солидарности.
Однако следует знать, что иногда поддержание единства на-
ции зависит от умения «позабыть» часть истории, связанной
с кровопролитными войнами, через которые она прошла на пу-
ти к единению. Это не означает искажения, вычёркивания или
полного уничтожения исторических фактов, записанных в хро-
никах. Достаточно не позволять этим фактам мотивировать на-
ше поведение, чтобы извлекать из них только полезные уроки.
Любовь к Родине — естественное чувство, и человек ощущает
её подсознательно. Для человека духовно богатого она выливается
в осознание своего долга, признание милости Аллаха и благодар-
ность за неё. Но если человек беден душой, то это чувство превра-
щается в слепой инстинкт, затмевающий порой чувство справед-
ливости и голос разума. Поэтому ислам призывает свято беречь
это чувство, питать к Родине только чистую любовь, не связан-
ную с корыстными побуждениями и лицемерным пафосом.
Понятие джихада в исламе. Арабское слово джихад означает
«усердие», «борьба». В широком смысле под джихадом подра-
зумеваются любые усилия, предпринимаемые во имя религии
и соответствующие духовной практике Пророка. Как сообщает-
ся в одном из хадисов, джихад — это основа и вершина ислама.
Наивысшей формой джихада считается борьба с собственными
страстями, воспитание души и донесение истины до человечес-
тва. В самом Коране разъяснение коранических знаний названо
«великим джихадом» (сура 25 «Различение», аят 52).
В узком смысле джихад — это священная война для за-
щиты родной земли от агрессора, целостности государства
и восстановления справедливости. Ислам — религия мира
и согласия, призывающая разрешать любые конфликты мир-
ным путём: «Мирное решение — лучше» (сура 4 «Женщины»,
аят 128). Во многих аятах Корана прощение обидчика опи-
сывается как добродетель. Более того, мусульманам предпи-
сывается отвечать на зло добром, ибо искоренить зло можно
только любовью и великодушием. Но если страна, в которой
проживают мусульмане, подвергается агрессии, если пролива-
ется кровь невинных граждан, женщин, стариков и детей, то
остановить насилие можно только с оружием в руках. В таких
случаях Коран приказывает верующим встать на защиту Оте-
чества и дать оккупантам достойный отпор: «Если кто посяг-
нул на вас, то и вы посягните на него, подобно тому, как он
посягнул на вас» (сура 2 «Корова», аят 194).
Согласно Шариату, джихад объявляется только руковод-
ством страны после консультаций с мусульманскими учёными
и никто другой не имеет права мобилизовать людей на военную
службу. В хадисе Пророка говорится: «Когда объявляют моби-
лизацию, отправляйтесь в поход». Вооружённый джихад допус-
кается только для защиты Родины, освобождения родной земли
от агрессора или нанесения упреждающего удара по врагу, гото-
вящемуся к войне.
Джихад не имеет ничего общего с этническим сепаратиз-
мом, религиозным экстремизмом или терроризмом. Ислам су-
рово осуждает терроризм, и преодоление современных экстре-
мистских тенденций — одна из главных задач, стоящих перед
мусульманами. Джихад — это не война во имя истребления
иноверцев, а вынужденная мера, к которой разрешается прибе-
гать для защиты Родины. Но даже во время войны Аллах пове-
левает мусульманам блюсти справедливость, проявлять мило-
сердие к пленным, не покушаться на жизнь стариков, женщин
и детей. Шариат запрещает мародёрство, изувечение трупов,
посягательство на честь женщин и пленных: «Сражайтесь на
пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не престу-
пайте [границы дозволенного]. Воистину, Аллах не любит пре-
ступников» (сура 2 «Корова», аят 190).
Защита Родины — святой долг мусульманина. Вставая на
защиту родной страны, мусульманин защищает свой дом и се-
мью, свою культуру и традиции, свою религию и убеждения. На
§ 6. Любовь к Родине 225
226 Глава 6. Ислам и общество
этом поприще он не жалеет ни своего имущества, ни своей жиз-
ни. Ислам высоко ценит воинский долг, а служба в армии и за-
щита границ Родины — честь для каждого верующего. Пророк
Мухаммад сказал: «Один день службы на заставе на пути Алла-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.