Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
круговорот веществ, и создают угрозу для здоровья людей.
Учёные заговорили о возможных экологических пробле-
мах в конце XIX века. Первым документом в области междуна-
родно-правовой охраны окружающей среды считается Париж-
ская конвенция 1902 г., посвящённая проблеме охраны птиц,
полезных для сельского хозяйства. Современная система меж-
дународной охраны окружающей среды зародилась в 1972 г. на
Конференции ООН, прошедшей в Стокгольме, хотя некоторые
международные соглашения, в частности, по проблеме загряз-
нения морской среды, были подписаны ещё раньше.
В конце XX века широкое распространение получил тер-
мин «устойчивое развитие», под которым понимается социаль-
но-экономическое и экологическое развитие, направленное на
разумное удовлетворение потребностей людей при одновре-
менном улучшении качества жизни ныне живущих и будущих
поколений, на поддержание мира, бережное использование ре-
сурсов планеты и сохранение природной среды.
В настоящее время экологические проблемы приобрели гло-
бальный характер и вызывают беспокойство не только потому,
что масштабы надвигающейся катастрофы могут превзойти все
опасения, но и потому, что истощение природных ресурсов ста-
ло оказывать ощутимое влияние на развитие мировой эконо-
мики. Тем не менее, современные правовые механизмы эколо-
гической безопасности несовершенны, а предлагаемые способы
разрешения глобальных проблем не подразумевают системного
преобразования действующих принципов техногенно-потреби-
тельского развития.
Загрязнение окружающей среды и истощение ресурсов на-
шей планеты имеют антропогенный характер, и поэтому ислам
видит решение этих проблем в целенаправленном регулирова-
нии человеческой деятельности, формировании ценностно-ори-
ентированной экологической культуры. В свете этого особую
значимость приобретает экологическое просвещение. Челове-
чество должно компенсировать своё воздействие на природу,
и Коран возлагает на человека ответственность за всё, что проис-
ходит с ним и вокруг него, в том числе — за восстановление сре-
ды его обитания: «Воистину, Аллах не меняет положения лю-
дей, пока они не изменят самих себя» (сура 13 «Гром», аят 11).
Экологическая ответственность в исламе. Человек и окружаю-
щий мир во все времена рассматривались мусульманами как
часть космоса, внутреннее единство которого обусловлено муд-
ростью Аллаха: «Неужели неверующие не видят, что небеса
и земля были единым целым, а Мы разделили их и сотвори-
§ 5. Ислам и забота об окружающей среде 219
220 Глава 6. Ислам и общество
ли всё живое из воды?» (сура 21 «Пророки», аят 30). В свете та-
кого мировосприятия в исламском мире развиваются и право,
и наука, и искусство.
Ислам рассматривает природную среду как источник жиз-
необеспечения человека, за который он несёт ответственность.
В десятках коранических аятов содержится призыв размыш-
лять над природными явлениями, изучать отношения между
живыми организмами и окружающей средой. Каждый элемент
в природе связан с остальными элементами, и человек как один
из биологических видов тоже неразрывно связан с окружаю-
щей средой. Коран указывает на необходимость организации
рационального взаимодействия человека и природы, ибо толь-
ко в этом случае возможно поступательное развитие общества:
«Он поместил на земле незыблемые горы, дабы она не колеба-
лась вместе с вами, а также реки и дороги, дабы вы могли ид-
ти верным путём» (сура 16 «Пчёлы», аят 15).
В одном из хадисов общество сравнивается с мореплавате-
лями, отправившимися в путь на корабле. Одни разместились
на нижней палубе, а другие — на верхней. Всякий раз, когда лю-
ди с нижней палубы хотели зачерпнуть воды, они доставляли
беспокойство тем, кто наверху. Наконец, они решили проделать
дыру в днище, чтобы набирать воду через нее, не беспокоя ос-
тальных. «Если они предоставят их самим себе и тому, что они
хотят сделать, то погибнут все, если же они схватят их за руки,
то спасутся сами и спасут всех остальных», — говорится в хади-
се Пророка. Иными словами, ислам сравнивает тех, кто посяга-
ет на окружающий мир и варварски уничтожает его, с теми, кто
проделывает брешь планетарного масштаба, а ответственность
за сохранение планеты возлагается на всё человечество.
Известно, что исламское право опирается на аяты Корана
и хадисы Пророка. По своей форме они отличаются от современ-
ных правовых документов, однако в них чётко очерчены грани-
цы допустимой активности человека, которые он не должен пре-
ступать ни при каких обстоятельствах. Учёные извлекают из них
законы, касающиеся животного мира, водной среды, зелёных
насаждений, дикой природы, бесхозных земель, роста городов
и других аспектов использования природных ресурсов и влия-
ния на естественные процессы. К примеру, Шариат уделяет вни-
мание сохранению разнообразия форм жизни на Земле. Пророк
Мухаммад запретил охотиться на животных ради забавы и ска-
зал: «Не выбирайте мишенью тварь, обладающую душой».
Человек стоит на вершине иерархии земных существ, но для
того чтобы сохранить за собой это высокое положение, он дол-
жен постичь законы мироздания и жить в соответствии с ними.
Коран напоминает, что человечество — лишь частица Божье-
го творения: «Воистину, сотворение небес и земли есть нечто
большее, чем сотворение людей» (сура 40 «Прощающий»,
аят 57). Подчёркивая это, ислам указывает на несостоятельность
антропоцентрического мировосприятия. Человек не имеет пра-
ва разрушать мир, который он не создавал. Законы Шариата ог-
раничивают его вмешательство в природу, оберегая лесные мас-
сивы от уничтожения, источники питьевой воды и воздух — от
загрязнения, а экосистемы — от гибели и разрушения.
Охрана окружающей среды в исламе. Заботливое отношение
к природной среде является частью мусульманской культуры.
Мусульманин учится любить и беречь природу с того момента,
как постигает смысл свидетельства веры. Будучи ещё ребёнком
и изучая правила совершения намаза и очищения, он узнаёт,
что нужно бережливо относиться к воде и нельзя осквернять
источники и водоёмы. Чрезмерное потребление воды порица-
ется даже при ритуальном омовении, предшествующем нама-
зу. Коран гласит: «Воистину, расточители — братья шайтанов,
а ведь шайтан неблагодарен своему Господу» (сура 17 «Ноч-
ной перенос», аят 27).
Необходимость бережливого отношения к водным ресур-
сам в исламе объясняется тем, что существование всех живых
существ на земле связано с водой. Наличие источников пресной
воды в аятах Корана описывается как Божья милость: «Мы нис-
посылаем с неба чистую и очищающую воду, чтобы оживить
ею мертвую землю и напоить ею многочисленный скот и мно-
гих людей» (сура 25 «Различение», аяты 48–49).
Шариат призывает заботливо относиться к почве, запреща-
ет засорять и осквернять землю. Любые усилия по очищению
земли и предотвращению её загрязнения рассматриваются как
богоугодный поступок. В одном из хадисов удаление с дороги
того, что доставляет неприятность, помещено в один ряд с при-
знанием единобожия и названо «ответвлением веры».
Во многих аятах Корана мы находим указания на одно из
основных условий существования жизни на Земле — биоло-
гическое разнообразие: «Неужели они не видят, сколько Мы
взрастили на земле благородных видов растений?» (сура 26
§ 5. Ислам и забота об окружающей среде 221
222 Глава 6. Ислам и общество
«Поэты», аят 7). Все животные, растения и микроорганизмы,
населяющие нашу планету, имеют право на существование —
не потому что они могут быть использованы для блага челове-
ка, а потому что в совокупности они обеспечивают гармонию
Божьего творения: «Мы простёрли землю, поместили на ней
незыблемые горы и взрастили на ней в меру всякие вещи»
(сура 15 «Хиджр», аят 19).
Предписания, касающиеся сохранения биологического раз-
нообразия Земли, встречаются во многих хадисах Пророка. Он
запретил убивать муравьёв и пчёл, удодов и сорокопутов, ля-
гушек и жаб. В одном из хадисов говорится: «Кто вырубит ди-
кую ююбу, того Аллах бросит в Ад с головой». Это дерево растёт
в пустынных местностях, бедных растительностью, и запреще-
ние его вырубки указывает на необходимость поддержания су-
ществующего в природе баланса.
Пророк запрещал причинять животным страдания и велел
проявлять к ним сострадание даже в момент заклания. Он вдох-
новлял верующих на рассадку деревьев и сообщил, что награда
за посаженное дерево или вырытый колодец будет расти даже
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.