Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
свободы вероисповедания допустимо только по соображени-
ям общественной безопасности — например, если религиозная
пропаганда направлена на ущемление человеческого достоинс-
тва, распространение религиозной нетерпимости, суицидного
насилия, агрессии по отношению к обществу и т. п. Этот при-
нцип нашёл отражение в аяте Корана: «Нет принуждения в ре-
лигии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не
верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую
надёжную ручку, которая никогда не отломится» (сура 2 «Ко-
рова», аят 256). Тагуты — это ложные боги, всё, чему поклоня-
ются вместо Единого Бога, Творца небес и земли.
§ 3. Принцип справедливости 211
212 Глава 6. Ислам и общество
Коран не допускает применение насилия при распростране-
нии ислама, и поэтому мусульманские завоевания, начавшие-
ся ещё в эпоху праведных халифов, никогда не сопровождались
массовыми казнями или преследованиями иноверцев. Принуж-
дение и насилие не способны пробудить в людях любовь к вере,
а ислам — это религия милосердия и любви. Коран не приемлет
лицемерного обращения в ислам из страха потерять уважение
или положение в обществе. Во многих аятах подчёркивается,
что лицемеры лишь подрывают единство мусульманской уммы,
и поэтому исламский призыв всегда характеризовался мудрос-
тью, состраданием и человеколюбием: «По милости Аллаха ты
был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был гру-
бым и жестокосердным, то они непременно покинули бы те-
бя» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 159).
Коран велит уважать право людей на свободное исповеда-
ние своей религии, ибо разделение на различные религии со-
ответствует Божьему замыслу и является частью земного ис-
пытания. Мусульманин может лишь разъяснять основы своей
религии, но наставить людей на прямой путь не в его власти:
«Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на
земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в ве-
рующих?» (сура 10 «Юнус», аят 99).
Историк Эдуард Гиббон в своем известном труде «Закат
и падение Римской империи» признавал, что мусульмане не
принуждали христиан отрекаться от Евангелия и принимать
Коран. «Гражданские должностные лица, — писал он, — охраня-
ли достоинство, привилегии и церковную юрисдикцию патри-
архов, епископов и духовенства; учёность христиан доставляла
им должности секретарей и методиков; они могли обогащаться
на доходных должностях сборщиков податей, а благодаря лич-
ным достоинствам они иногда возвышались до управления го-
родами и провинциями».
Такое отношение к немусульманам опиралось на корани-
ческую традицию: «Аллах не запрещает вам быть добрыми
и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-
за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ» (сура 60 «Ис-
пытуемая», аят 8). Пророк Мухаммад на собственном примере
обучал мусульман тому, что доброго обхождения заслуживает
каждый человек, независимо от его религиозных взглядов. Из-
вестно, что праведные халифы и сподвижники навещали сво-
их соседей-иноверцев, когда те заболевали, помогали им, если
те испытывали нужду, отправляли им угощение, когда готови-
ли еду или зарезали жертву. Уже в период правления Абу Бак-
ра больные и немощные немусульмане наряду с нуждающими-
ся мусульманами получали пособия из государственной казны.
Мусульманам разрешается принимать приглашения от после-
дователей других религий, молиться за их духовное благополу-
чие и спасение. Шариат позволяет принимать подарки от иудеев
и христиан даже в дни их религиозных праздников, ибо всё это
способствует укреплению мира и согласия в обществе.
Одним словом, признание свободы вероисповедания в ис-
ламе способствовало формированию культуры мира и толеран-
тности, которая была и остаётся характерной чертой мусуль-
манской цивилизации.
Культура толерантности в исламе. Ислам — религия веротер-
пимости, истоки которой берут начало в Коране и жизненной
практике Пророка Мухаммада. Толерантное отношение к ина-
комыслию не является тезисом, привнесённым в ислам из дру-
гих вероучений и идеологий. Это не дань западной демократии,
признающей плюрализм мнений в его самых крайних проявле-
ниях. Мусульмане уважительно относятся к христианам, иуде-
ям и последователям других религий потому, что обществен-
ные отношения в исламе строятся исключительно на принципе
справедливости и милосердия. В одном из священных хадисов
сообщается, что Всевышний Аллах сказал: «Я запретил Себе
поступать несправедливо и запретил вам то же самое. Не будь-
те же несправедливы».
В чём же причина веротерпимости в исламе?
Во-первых, ислам рассматривает себя не как новую религию,
появившуюся лишь в начале VII века, а как истинную религию
Аллаха со времён сотворения человека до конца дней этого ми-
ра. Миссия Мухаммада — продолжение и завершение традиции
монотеизма, развивавшейся и совершенствовавшейся в законах
предыдущих пророков. Поэтому мусульмане считают ислам до-
стоянием всего человечества, и ни один народ, ни одна община
не имеет на него больше прав, чем остальные.
Во-вторых, в исламе нет института духовенства, принадлеж-
ность к которому гарантирует спасение и прощение. Несмотря
на то что основные доктрины ортодоксального мусульманско-
го вероучения были сформулированы ещё при жизни Пророка,
большинство исламских течений признавало, что лишать чело-
§ 4. Культура мира и толерантность 213
214 Глава 6. Ислам и общество
века статуса мусульманина можно только за отрицание обще-
признанных устоев ислама, таких как единобожие или миссия
Мухаммада. Поэтому, за исключением коротких периодов ис-
тории, в исламском мире господствовали плюрализм мнений
и толерантность по отношению к инакомыслию.
В-третьих, основные положения ислама рациональны и реа-
листичны, и потому мусульманин принимает мир таким, какой
он есть, с его разнообразием и многоцветностью. Пропаганди-
руя нравственные ценности и добродетели, мусульмане никогда
не стремились подорвать устои чужой культуры, сделать другие
народы похожими на себя. Мусульмане ценили у греков прони-
цательность и мудрость, у персов — чувство государственности
и умение заниматься политикой, у индусов — математику и аст-
рономию, у китайцев — ремёсла, у древних арабов — красноре-
чие. Ислам легко адаптировался в любой культурно-исторической
среде, благодаря чему умма объединила в себе многочисленные
народы, обогатившие мусульманскую цивилизацию идеями, тра-
дициями и результатами своей созидательной деятельности.
Коран воспитывает в мусульманах дух веротерпимости,
учит этикету общения с приверженцами других религий и ми-
ровоззренческих систем. Шариат запрещает покушаться на
жизнь и имущество немусульман, живущих в мире с мусуль-
манами, и велит делать людям добро независимо от их религи-
озной принадлежности или убеждений. Толерантность в исла-
ме — не снисхождение или потворство, а активное отношение,
формируемое на основе признания фундаментальных прав, ко-
торыми Аллах почтил человека.
Призыв к веротерпимости выражается в Коране в разных
формах. В одних местах подчёркивается, что религия не при-
знаёт принуждения: «Истина — от вашего Господа. Кто хочет,
пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» (сура 18 «Пещера»,
аят 29). В других аятах упоминается о том, что мусульмане будут
получать от последователей других религий обиды, которые сле-
дует великодушно прощать. В Коране перечисляются достоинст-
ва последователей других религий, содержится ясное позволе-
ние жениться на иудейках и христианках, а также употреблять
в пищу мясо животных, зарезанных «людьми Писания».
Принципы межрелигиозного диалога. Диалог между религия-
ми имеет многовековую историю, и на разных этапах разви-
тия общества он приобретал разные формы. Современному
миру, в котором различные аспекты бытия подчинены хо-
зяйственно-экономическому измерению, не хватает духов-
ности, и поэтому процесс религиозного возрождения нередко
ограничивается возвратом к религиозным формам и обряд-
ности. В силу этих причин религию часто рассматривают как
источник конфронтации и повод для столкновения цивили-
заций. Однако политологи и социологи забывают, что адепты
всех небесных религий разделяют общие нравственно-эти-
ческие ценности и диалог между ними может принести мир
и согласие многим народам.
Предписания, содержащиеся в Коране и Сунне, целиком на-
правлены на обеспечение мира и согласия в обществе, установ-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.