Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
вопросы и, убедившись в том, что она верующая, велел своему
сподвижнику подарить ей свободу.
Мусульмане обучали рабов, давали им хорошее воспитание
и создавали условия для того, чтобы они реализовывали свои
способности. В известном хадисе Пророка говорится: «Если
у человека была рабыня и он дал ей хорошее образование и вос-
питание, а потом подарил ей свободу и женился на ней, то он
получает двойную награду. И если кто-либо из людей Писания
уверовал в своего пророка и в меня, то он получает двойную на-
граду. И если невольник исправно выполняет свои обязанности
перед своим хозяином и перед своим Господом, то он тоже полу-
чает двойную награду».
Освобождённые из рабства не подвергались дискримина-
ции и унижениям в мусульманском обществе, а пользовались
всеми правами свободных людей. Более того, они считались чле-
нами семьи того, кто подарил им свободу, и относились к его ро-
ду. В истории ислама немало примеров того, как бывшие рабы
(мавали) становились видными государственными деятелями,
знатными полководцами и авторитетными учёными. Так, черно-
кожий раб Кафур стал правителем Египта. Хорошо известна по-
эма, в которой известный арабский поэт Абу-т-Тайиб аль-Мута-
набби воспел достоинства Кафура и высмеял его недостатки.
Ислам не только облегчил положение рабов, но и заложил
основы для последующей полной ликвидации рабства. Пророк
запретил обращать в рабов свободных мусульман и призвал
дарить свободу достойным и праведным людям. Освобожде-
ние верующего раба было объявлено искуплением за некото-
рые преступления и грехи (непреднамеренное убийство, клятво-
преступление и т. д.). В Коране сказано: «Аллах не взыщет с вас
за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили
клятвами. В искупление этого необходимо накормить десяте-
рых бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи,
или одеть их, или освободить раба» (сура 5 «Трапеза», аят 89).
По приказу халифа Умара бин аль-Хаттаба мусульманам бы-
ло запрещено продавать рабынь, у которых родились дети от их
хозяев, и в случае смерти отца ребёнка женщина получала сво-
боду. Кроме того, если раб хотел выкупить собственную свобо-
ду, то хозяевам было приказано заключить с ним договор об ос-
вобождении за разумную плату и даже помочь ему в выплате
этой суммы: «Если [невольники], которыми овладели ваши де-
сницы, хотят получить письмо [о сумме выкупа], то дайте им
такое письмо, если вы нашли в них добрые [качества], и ода-
рите их из имущества Аллаха, которое Он даровал вам» (су-
ра 24 «Свет», аят 33).
Благодаря этим предписаниям отношение к рабству в му-
сульманском мире коренным образом отличалось от произвола
и насилия над рабами, царившего в других странах. Провозгла-
шённые исламом принципы справедливого обращения с людь-
ми независимо от их происхождения и цвета кожи во многом
способствовали развитию идеи о человеческом достоинстве
и окончательной ликвидации рабства.
§ 3. Принцип справедливости
Справедливость как философская категория. Справедливость —
это понятие о должном порядке взаимодействия между члена-
ми общества, соответствующем определённым представлениям
о сущности человека, его правах и обязанностях. Представле-
ния о справедливости развивались и изменялись параллельно
с развитием общественного сознания.
В античной философии справедливость рассматривалась
как внутренний принцип существования природы, как косми-
ческий порядок, отразившийся в порядке социальном. Арис-
§ 2. Принцип равенства 205
206 Глава 6. Ислам и общество
тотель понимал под справедливостью, с одной стороны, соот-
ветствие закону, а с другой стороны — справедливое отношение
к окружающим. Социальную справедливость он видел в пропор-
циональном равенстве: владеющий большим состоянием дела-
ет больший взнос, а владеющий малым состоянием — меньший.
Разделяя справедливость на природную и установленную зако-
ном, философ признавал превосходство первой, но оправдывал
социальное неравенство интересами государства и общества.
Во все времена идея справедливости была одним из основ-
ных факторов общественного согласия, и понимание справед-
ливости связывалось с поддержанием существующего строя
и порядка. В социальной практике это выражалось в мерах на-
казания за нарушение установленных норм, перераспределении
богатств и т. п. Этика справедливости определялась необходи-
мостью восстановить нарушенный баланс (наказать преступ-
ника, компенсировать нанесённый пострадавшему урон и т. д.),
и реализация чувства справедливости связывалась с государс-
твом как институтом легитимной власти.
Однако далеко не всегда в понятие справедливости вклады-
вался позитивный смысл. Так, социалистические представле-
ния о справедливости включают равенство людей по отношению
к средствам производства, что предполагает неуважение к инди-
виду и является тормозом для общественного прогресса. В утили-
таристском учении английского философа Джона Милля (1806–
1873) справедливость определяется интересами большинства,
тогда как мнение меньшинства может вообще не приниматься
во внимание. Во взглядах немецкого философа Фридриха Ниц-
ше (1844–1900) справедливость выступает не как оценочная ка-
тегория. Она приобретает ценность лишь в борьбе, но не как ре-
альность, а как символ, за которым скрывается совсем иное.
Как индивидуальная добродетель справедливость обычно свя-
зывается с пользованием правами и выполнением обязательств.
Люди ценят это качество и требуют справедливости к себе. Ког-
да же речь заходит о выполнении ими своих обязательств перед
другими, они зачастую начинают трактовать справедливость так,
что из этого выходит явная несправедливость в их пользу. При-
страстность свойственна человеческой природе, и для разреше-
ния многих конфликтов и разногласий (имущественных, терри-
ториальных, идейных и прочих) необходимы строгие критерии
справедливости. Вопрос существования таких критериев — одна
из ключевых проблем современной философии и этики.
Понятие справедливости в исламе. В исламе идея справедливос-
ти приобретает ярко выраженную ценностную ориентацию
и опирается на авторитет Откровения. Идеалы справедливости
провозглашены Аллахом и не являются предметом обществен-
ного обсуждения. Тем не менее каждая из этих ценностей под-
даётся рациональному объяснению, чтобы люди разделяли их,
не вступая в конфликт со своими знаниями.
Ислам не поддерживает принцип абсолютного равенства
людей независимо от их пола, физических и интеллектуальных
способностей. Люди по природе своей отличаются друг от друга
и телесно, и душевно. Они имеют неравную силу и неодинако-
вое здоровье, получают разное воспитание и образование. Раз-
личия между их характерами и вкусами, наклонностями и пред-
почтениями, способностями и в озможностями настолько
велики и разнообразны, что всех их не сосчитать. Поэтому ис-
лам не наделяет абсолютно всех людей одинаковыми правами:
несовершеннолетние дети и слабоумные не имеют права распо-
ряжаться собственным имуществом. С другой стороны, Шари-
ат не возлагает на всех людей одинаковые повинности: старики,
больные, женщины и дети не обязаны нести воинскую службу.
Согласно исламу, чтобы справедливо относиться к челове-
ку, необходимо принять во внимание его индивидуальность
и положение, в котором он находится. Поэтому справедливость
в исламе опирается на два главных принципа.
1. Принцип равенства: все люди равны перед Аллахом
и пользуются правом на человеческое достоинство и про-
чими правами, приличествующими человеку.
2. Принцип различия: социальные, экономические и поли-
тические неравенства должны регулироваться так, что-
бы не ущемлялись ни индивидуальные, ни коллективные
права членов общества.
Ислам рассматривает справедливость в контексте взаимо-
отношений индивида с Аллахом, окружающим миром и самим
собой. Человек имеет права и обязанности, соразмеренные с его
возможностями и соответствующие Божественной мудрости:
«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (су-
ра 2 «Корова», аят 286).
Коллективные и индивидуальные права в исламе сбалан-
сированы в интересах всех членов общества и каждого инди-
вида в частности. Так, Коран обязывает детей повиноваться
родителям, оказывать им всяческое уважение и всесторонне
§ 3. Принцип справедливости 207
208 Глава 6. Ислам и общество
заботиться о них, запрещает проявлять к ним малейшее не-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.