» » » » Авторский коллектив - Исламоведение


Авторские права

Авторский коллектив - Исламоведение

Здесь можно скачать бесплатно "Авторский коллектив - Исламоведение" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Исламоведение
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Исламоведение"

Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.








сился даже к оскорбительным высказываниям лицемеров, кото-

рые пытались посеять раздор между мусульманами и подорвать

их единство.

В хадисе сообщается, что однажды, когда Пророк распреде-

лял пожертвования, к нему подошёл мужчина и сказал: «Дели

справедливо!» Пророк сказал: «Горе тебе! Кто будет справедлив,

если не я?! Поистине, если я не буду поступать справедливо, то

окажусь в убытке и понесу урон». Один из сподвижников, вме-

шавшись в их разговор, предложил наказать дерзкого араба, но

Пророк велел оставить его в покое. Он не позволил причинить

вред человеку, который поступил по отношению к нему некор-

ректно, и дал понять, что каждый имеет право высказать своё

мнение.

История знает много примеров того, как ислам гарантиро-

вал право людей на выражение своего мнения, даже если оно

содержало критику властей. Более того, Шариат предписыва-

ет верующим наставлять правителей и давать им полезные со-

веты. Пророк сказал: «Сердце мусульманина никогда не преис-

полнится злобы, пока он вершит праведные дела искренне ради

Аллаха, наставляет мусульманских имамов и держится вместе

с мусульманами. Воистину, ваша мольба окружает и тех, кто ря-

дом с вами».

Вместе с тем свобода слова — одно из тех прав, реализация

которых нередко нарушает права других людей или даже вре-

дит интересам всего общества. В таких случаях ислам призыва-

ет уважать права человека в целом и воздерживаться от любых

высказываний, содержащих клевету или оскорбления, недосто-

верные сведения или конфиденциальную информацию, поро-

чащую чьё-либо доброе имя.

§ 1. Ислам и права человека 197

198 Глава 6. Ислам и общество

§ 2. Принцип равенства

Равенство людей перед Аллахом. В Коране и Сунне неоднократ-

но подчёркивается, что все люди были созданы Единым Богом

и произошли от общего предка. Эти два постулата легли в ос-

нову исламского принципа равенства — равенства перед Алла-

хом и перед законом. Каждый человек — слуга Божий, незави-

симо от его происхождения или социального статуса, и каждый

обязан одинаково хорошо выполнять свои обязанности перед

Ним и Его созданиями. И хотя праведность и благочестие поз-

воляют верующему занять высокое положение перед Аллахом,

это не освобождает его от обязанностей перед людьми и ответс-

твенности перед законом.

В одном из хадисов рассказывается о том, как знатная жен-

щина совершила кражу, и люди решили заступиться за нее пе-

ред Пророком Мухаммадом. Услышав их ходатайство, он раз-

гневался и сказал: «О люди! Ваших предшественников погубило

то, что они отпускали знатных людей, когда те совершали кра-

жу, и наказывали простолюдинов, когда те совершали кражу!»

Ислам отменил все привилегии, которыми пользовались

жрецы и знать, и устранил все формы дискриминации в отно-

шении бедняков и слабых. Как справедливо заметил профессор

Принстонского университета, известный востоковед Бернард

Льюис, «исламская доктрина резко противостояла всем видам

привилегий, передаваемых по наследству, в том числе институ-

ту монархии. И хотя изначальный эгалитаризм был во многих

отношениях изменён и ослаблен, он оставался достаточно силь-

ным, чтобы предотвратить появление брахманов или аристок-

ратов и сохранить общество, в котором достоинство и амбиции

могли надеяться на воздаяние».

Со временем ситуация в мусульманском мире изменилась

и наставления Пророка были преданы забвению. Тем не менее,

на протяжении почти тринадцати веков исламские общества

предоставляли людям, не имевшим богатства и знатного про-

исхождения, больше шансов добиться признания и успеха, чем

любое государство на Западе. Возможности открывались перед

мужчинами и женщинами, свободными и рабами, мусульмана-

ми и иноверцами. Такие условия считались неотъемлемой час-

тью общественной организации ислама, опирающейся на От-

кровение Аллаха и практику Пророка.

Один из главных факторов обеспечения равенства между

людьми в исламе — отсутствие духовенства. Согласно исламу,

человека и Бога соединяет прямая связь и между ними не может

быть посредников. Осознание близости Аллаха к людям оказы-

вает большое влияние и на исламское вероучение, и на религи-

озную практику, и на общественные отношения.

Ислам стёр классовые различия, уничтожил расовые пред-

рассудки, провозгласил такие принципы, как умеренность

и свобода, справедливость и достоинство. Законы Шариата

имели своей целью улучшение жизни и обеспечение каждого

тем, на что он имеет право. Преимущества друг перед другом

арабов и эфиопов, персов и византийцев, белых и чёрных опре-

делялись только степенью благочестия, ибо все люди — потом-

ки Адама, а Адам был сотворён из праха.

Этими принципами руководствовались праведные халифы

и их последователи, обеспечивая равенство всех перед законом

и защищая права людей. В своей первой проповеди после из-

брания его халифом Абу Бакр сказал: «О люди! Мне доверена

власть над вами, хотя я не лучше вас. Если я буду поступать пра-

вильно, то помогите мне, а если я ошибусь, то поправьте меня.

Правдивость — это доверие, а ложь — это предательство. Если

на то будет воля Аллаха, слабый среди вас будет сильным пре-

до мной, пока я не верну ему то, что ему полагается, и сильный

среди вас будет слабым предо мной, пока я не отниму у него то,

что причитается другим».

Умар бин аль-Хаттаб в одной из своих проповедей сказал:

«О люди! Клянусь Аллахом, я не отправляю своих наместников,

чтобы они били вас или отнимали ваше имущество. Я отправ-

ляю их, чтобы они обучали вас вашей религии, вашим законам

и чтобы они судили между вами по справедливости. Если с кем-

нибудь из вас поступят иначе, пусть обращается ко мне, и, кля-

нусь Тем, в Чьей Длани душа Умара, я отомщу за него».

Ислам не провозглашает абсолютного равенства между людь-

ми и рассматривает идею равенства всех людей от природы как не

соответствующую действительности. Вместе с тем мусульманин

видит во всех людях равных себе и борется с высокомерием. Для

верующего любое превосходство над другими — это прежде всего

ответственность. Если же человек лишён чувства ответственнос-

ти и солидарности, если он не готов использовать свои преиму-

щества на благо другим, то он подрывает устои всего общества и,

как следствие, ставит под удар собственное благополучие.

§ 2. Принцип равенства 199

200 Глава 6. Ислам и общество

Мы живем в мире неравных возможностей. Предписания ис-

лама направлены на использование этих неравенств для блага че-

ловека и общества, на предупреждение злоупотребления ими.

Превосходство над людьми гарантирует власть над ними, и Коран

учит тому, как правильно пользоваться этой властью, сохраняя

духовную чистоту и поддерживая социальную справедливость.

Гендерное равенство и ислам. Распространение ислама корен-

ным образом изменило положение женщин в обществе. Впер-

вые за всю историю человечества женщина получила статус

равноправного партнёра мужчины. Ислам предоставил жен-

щине свободы и привилегии, которыми она не пользовалась ни

при какой религиозной или иной системе.

В мусульманском обществе женщина наравне с мужчи-

нами пользуется экономическими, социально-культурными

и политическими свободами. Она самостоятельно распоря-

жается своим имуществом, имеет одинаковое с мужчинами

право на человеческое достоинство. Ни родители, ни суп-

руг не могут препятствовать получению женщиной хороше-

го образования, если это не мешает ей выполнять более важ-

ные обязанности.

Со времён Пророка Мухаммада и праведных халифов му-

сульманки участвовали в политической жизни государства,

влияли на принятие важных политических и религиозных реше-

ний. Сообщается, что в период правления Умара бин аль-Хатта-

ба мусульмане стали требовать богатый брачный дар (махр) для

своих дочерей, что было обременительным для многих молодых

людей. В связи с этим халиф решил ограничить размер махра

четырьмястами дирхемами, поскольку махр дочерей Пророка

не превышал этой суммы. Тогда одна из курейшиток возрази-

ла Умару, сославшись на слова Аллаха: «Если вы пожелали за-

менить одну жену другой и если одной из них вы подарили

кантар…» (сура 4 «Женщины», аят 20). Поскольку кантар зна-

чительно превышает сумму в четыреста дирхемов, халифу не

оставалось ничего, кроме как признать её правоту, и он сказал:

«Умар ошибся, а женщина права».

Коран наделил мужчин и женщин равными правами и обя-

занностями — равными, но не идентичными, поскольку физио-


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Исламоведение"

Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Авторский коллектив

Авторский коллектив - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"

Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.