Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
значит, что совершать жертвоприношение следует искренне
ради Аллаха. Нельзя приносить в жертву животных ради сла-
вы или людской похвалы, для продолжения традиций отцов
или в знак почитания кого-либо из усопших. Совершая жертво-
приношение, мусульманин жертвует своим имуществом во имя
спасения собственной души, вспоминая о том, как был спасён
пророк Исмаил. Глядя на умирающее животное, он понимает,
что заслуживает гибели за совершённые грехи и проступки, но
его покаяния будут приняты, и он будет жить дальше. Он бла-
годарит Аллаха за дарованные ему блага и проявляет заботу
о родственниках и нуждающихся.
Паломничество в Медину и Иерусалим. Второй святыней, к ко-
торой мусульмане совершают паломничество, является мечеть
Пророка в Лучезарной Медине. Её строительство было начато
сразу после переселения Пророка Мухаммада в 622 г. Поначалу
бульшая часть мечети представляла собой открытый двор, а её
площадь составляла 1060 квадратных метров. После последне-
го расширения, продолжавшегося десять лет и завершившегося
в апреле 1994 г., застроенная площадь мечети составила 82 ты-
сячи квадратных метров.
Молитва в мечети Пророка считается главной целью палом-
ничества в Медину. Посланник Аллаха сказал: «Намаз в моей
мечети в тысячу раз превосходит намаз в любой другой мечети,
кроме Заповедной мечети, а намаз в Заповедной мечети во сто
раз превосходит намаз в моей мечети».
§ 5. Хадж — паломничество в Мекку 189
190 Глава 5. Основы ислама
При посещении Медины обычно посещают и могилу Про-
рока, чтобы поприветствовать его и помолиться за его благо-
словение, кладбище Баки-эль-Гаркад, на котором похоронены
жёны Пророка и многие славные сподвижники, а также место
захоронения семидесяти сподвижников, погибших в сражении
при Ухуде. К достойным поступкам относится моление в пер-
вой построенной мусульманами мечети — мечети Кубб, которая
особо отмечена в Коране и названа «мечетью, которая с перво-
го дня была основана на богобоязненности» (сура 9 «Покая-
ние», аят 108). В хадисе сообщается, что посещение этой мечети
и молитва в ней равноценны малому паломничеству в Мекку.
Центральная часть Медины, расположенная между горами
Айр на юге и Саур на севере, считается заповедной. С востока
и запада она ограничивается двумя лавовыми полями, которые
называются харра. Как и в Мекке, здесь запрещается охотиться,
рубить деревья, обламывать ветви растений. Однако запреты,
касающиеся заповедных земель Медины, не являются такими
же категоричными, как в Мекке. Например, если человек пред-
намеренно убил животное в Мекке, то в качестве искупления
он должен совершить жертвоприношение, накормить бедняков
или поститься. Если он совершил такой же поступок в Меди-
не, то ему достаточно принести покаяние. Кроме того, в Меди-
не разрешается косить траву или рубить деревья, если в этом
есть необходимость, например для кормления скота или изго-
товления орудий труда.
Третьей святыней, к которой разрешается совершать палом-
ничество, является мечеть Аль-Акса («Удалённая») в Иерусали-
ме (Эль-Кудсе). Согласно традиции, она была построена через
сорок лет после воздвижения Каабы. В эту мечеть был пере-
несён Пророк Мухаммад во время ночного путешествия, и там
он совершил намаз из двух ракяатов. Мечеть Аль-Акса была
первой кыблой в истории ислама: мусульмане поворачивались
лицом к ней во время молитв в течение тринадцати лет в Мекке
и 17 месяцев после Хиджры в Медину.
Мечетью Аль-Акса считается комплекс храмовых соору-
жений общей площадью 114 тысяч квадратных метров, распо-
ложенный в юго-восточной части Иерусалима. На территории
комплекса расположено около двухсот памятников, важней-
шими из которых являются мечети Аль-Кыбли и Куббат-ас-
Сахра («Купол скалы»). Соборная мечеть Аль-Кыбли — первое
сооружение, воздвигнутое на территории комплекса в эпоху
ислама. Она получила такое название, потому что находится
в южной части комплекса, ближайшей к кыбле мусульман. Её
легко узнать по тёмному куполу. Некоторые люди ошибочно
называют её мечетью Аль-Акса, хотя в действительности она
является лишь частью комплекса. Впервые она была построена
в период правления Умара бин аль-Хаттаба, в 15 году хиджры
(в 636 г.), когда мусульмане покорили Иерусалим. При халифах
Абд-аль-Малике бин Марване (685–705) и его сыне аль-Вали-
де (705–715) она была увеличена и впоследствии несколько раз
восстанавливалась после разрушительных землетрясений. Ме-
четь Куббат-ас-Сахра была построена в годы правления Абд-
аль-Малика бин Марвана. Существует мнение, что именно от
скалы, над которой был возведён золотой купол, Пророк Му-
хаммад был вознесён на небеса.
В исламе не принято совершать паломничества к другим
мечетям или мавзолеям. Пророк сказал: «Запрягать животных
можно только для путешествия к трём мечетям: Заповедной ме-
чети, моей мечети и мечети Аль-Акса».
§ 5. Хадж — паломничество в Мекку 191
Глава 6. Ислам и общество
§ 1. Ислам и права человека
Права человека в исламе. Ислам поднял проблему прав человека
и указал на пути её практического решения задолго до того, как
этот вопрос стал занимать умы европейских мыслителей. Му-
сульманские общества пользовались политическими и религи-
озными свободами тогда, когда в остальных частях света цари-
ли политический гнёт и социальная несправедливость.
Полноценная жизнь немыслима без свободы, и поскольку
отсутствие последней означает духовную смерть, ислам признаёт
за человеком гражданские и политические права: право на жизнь
и безопасность, на свободу перемещения, на равенство и недо-
пущение дискриминации, на справедливость и защиту чести, на
участие в управлении делами общества, на свободу мысли и сло-
ва, на свободу вероисповедания, на образование и социальное
обеспечение, на частную жизнь, создание семьи и т. д.
Признание перечисленных свобод не означает того, что
каждый имеет право поступать в обществе, как ему заблагорас-
судится, поскольку такая абсолютная и ничем не ограниченная
свобода близка к анархии. Она порождает социальную неспра-
ведливость, а последовательная реализация принципов соци-
альной справедливости требует ограничения свободы.
Поэтому индивидуальные и коллективные свободы в исламе
имеют ограничения, предусмотренные для защиты прав и досто-
инства людей, обеспечения государственной безопасности, об-
щественного порядка, физического и духовного здоровья народа.
Шариат не допускает пользование индивидуальными свобода-
ми за счёт прав общества и не расширяет коллективные свободы
в ущерб правам отдельной личности. Иными словами, индиви-
дуальные и коллективные права в исламе гармонично сочетают-
ся, и ограничение свобод допускается лишь в трёх случаях:
а) для обеспечения общественной и государственной безо-
пасности;
б) если пользование ими влечёт за собой нарушение более
важных по значимости и результатам прав;
в) если пользование ими подразумевает ущемление равно-
ценных прав других людей или групп.
Исламская концепция прав человека опирается на Коран
и Сунну. Основные права и свободы были декларированы Про-
роком Мухаммадом во время прощальной проповеди. В новей-
шее время мусульманские теологи уделяют большое внима-
ние научному осмыслению прав человека в исламе. 19 сентября
1981 г. Исламский совет Европы опубликовал Всеобщую ислам-
скую декларацию прав человека. Она была принята на Между-
народной конференции, посвящённой Пророку Мухаммаду, со-
стоявшейся в Лондоне 12–15 апреля 1980 г.
На XIV Конференции министров иностранных дел госу-
дарств — членов Организации Исламская конференция (ОИК),
прошедшей в Дакке 6–11 декабря 1983 г., была утверждена Дак-
ская декларация прав человека в исламе. На XIX Конференции
министров иностранных дел государств — членов ОИК (31 ию-
ля – 5 августа 1990 г., Каир) этот документ был усовершенство-
ван. Была утверждена Каирская декларация по правам человека
в исламе, состоящая из преамбулы и 25 статей. В ней, в частнос-
ти, подчёркивается, что «соблюдение прав человека в исламе
превращается в акт поклонения, а нарушение — в отвратитель-
ный грех каждого человека в отдельности».
Между исламским и либеральным (индивидуалистским)
подходом к идее прав человека существуют определённые раз-
личия. В контексте либеральных ценностей призыв к защите
гражданских и политических прав звучит как спекулятивный,
поскольку является продуктом антропоцентрического мышле-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.