Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
высоте около полутора метров. Дверь в храм находится в северо-
восточной стене и возвышается над землёй примерно на два мет-
ра. У северо-восточной стены построена полукруглая стенка, ко-
торая отгораживает место, известное как хиджр. Примыкающая
к храму часть хиджра считается собственно Каабой, потому что
во времена пророка Ибрахима она входила в состав строения.
§ 5. Хадж — паломничество в Мекку 185
186 Глава 5. Основы ислама
Кааба — не шедевр аравийской архитектуры, она не имеет
пышного фасада и не украшена барельефами. Её внешний вид —
это аккуратно выложенные серые камни, обычно покрытые чёр-
ной парчой, на которой вышиты аяты из Корана (это покрыва-
ло называется кисва). Внутреннее убранство храма скромное: там
нет ни мебели, ни росписей. Внутри находятся три колонны, ви-
сят лампы, расписанные эмалевыми красками, и хранятся дарс-
твенные списки Корана. Отсутствие богатого интерьера напоми-
нает о том, что самое главное для верующего — не земная красота
и форма, а внутренний мир и содержание. Пустота внутри Каабы
указывает на присутствие там незримой духовной силы, которая
манит к себе сердца верующих со всех уголков земли.
Согласно традиции, в ответ на мольбу пророка Ибрахима
Аллах благословил Каабу и её окрестности, и поэтому в Коране
Заповедной мечетью называется весь город. Мусульмане совер-
шают паломничество в Мекку в течение всего года, чтобы со-
прикоснуться с памятниками духовной истории человечества,
обойти вокруг Каабы, пробежать между двумя холмами и помо-
литься там, где молились величайшие из пророков.
Паломничество в Мекку. В Коране упоминаются два вида палом-
ничества в Мекку: умра и хадж. Эти обряды были хорошо из-
вестны до ислама и играли важную роль в экономической и ре-
лигиозной жизни аравитян. Пророк не отменил их, потому что
история паломничества восходила к пророкам Ибрахиму и Ис-
маилу, но очистил их ритуалы от всевозможных проявлений
язычества и многобожия. По мнению большинства учёных,
хадж был вменён в обязанность в 6 г. х.
Умра — малое паломничество, которое можно совершать
в любое время года. В хадисах подчёркивается превосходство
умры, совершённой в рамадане, когда верующие получают воз-
можность совместить тяготы паломничества с постом в течение
дня и продолжительными молитвами по ночам.
Хадж начинается в месяце зу-ль-хиджжа, но паломникам
разрешается прибыть в Мекку в шаввале или зу-ль-кааде, со-
вершить умру и остаться там до начала хаджа. Такая форма объ-
единения двух обрядов называется прерываемым хаджем (хадж
ат-таматту).
Обряды паломничества начинаются при вступлении на за-
поведную территорию (харам) Мекки. В специально отведён-
ных местах, которые называются микатами, паломники об-
лачаются в особую одежду, состоящую из двух кусков белой
материи. Одним куском оборачивают тело от пояса до колен
(изар), а другой накидывают на плечи (рида). Перед облачени-
ем в ритуальное одеяние желательно искупаться, подстричь
ногти и умаститься благовониями. Потом паломники вслух вы-
ражают намерение совершить одновременно хадж и умру или
только один из этих обрядов. С этого момента они находятся
в ритуальном состоянии ихрама, когда им запрещается всту-
пать в близость с женой, умащаться благовониями, облачать-
ся в одежду, которая прошита в соответствии с частями тела
(рубашка, майка, брюки, плащ и т. п.), надевать головной убор,
подстригать ногти и волосы, охотиться на животных и обла-
мывать ветки деревьев. Женщины не надевают ритуальной
одежды, но в ихраме им запрещается носить перчатки и вуаль.
Вступление в ихрам знаменуется произнесением тальбии —
особой формулы восхваления Аллаха, которую повторяют до
начала обхода вокруг Каабы (во время хаджа — до бросания
камешков в День жертвоприношения).
Войдя в Заповедную мечеть, паломники совершают обход
вокруг Каабы (таваф). Этот обряд состоит из семи кругов, кото-
рые начинаются и заканчиваются на уровне Чёрного камня. Пос-
ле тавафа паломники совершают намаз из двух ракяатов позади
«места Ибрахима», пьют воду из источника Замзам и поднима-
ются на холм Сафа. Повернувшись лицом к Каабе, они обраща-
ются с молитвами к Аллаху, а потом семь раз пробегают между
Сафой и Марвой. Подобно матери Исмаила, они ощущают себя
людьми, которые близки к погибели и не могут надеяться ни на
кого, кроме Аллаха. После пробежки полагается подстричь во-
лосы, и на этом обряды умры завершаются, а паломники осво-
бождаются от ихрама. Исключение составляют только те палом-
ники, которые пригнали с собой жертвенный скот и вступили
в ихрам с намерением не освобождаться от него вплоть до за-
вершения ритуалов хаджа. Такая форма объединения двух об-
рядов называется совмещённым хаджем (хадж аль-киран).
Хадж начинается 8 числа месяца зу-ль-хиджжа, когда па-
ломники снова вступают в ихрам и отправляются в долину Ми-
на, чтобы провести там ночь. После восхода солнца 9 зу-ль-
хиджжа паломники направляются в долину Арафат (в 22 км от
Мекки), где совершается важнейший из обрядов хаджа — стоя-
ние у горы Арафат (вукуф). Люди произносят тальбию и поми-
нают Аллаха до заката солнца, после чего отправляются в Муз-
§ 5. Хадж — паломничество в Мекку 187
188 Глава 5. Основы ислама
далифу — долину, расположенную в 9 км от места стояния. Там
они проводят ночь, а на рассвете следующего дня, незадолго до
восхода, отправляются в Мину.
10 зу-ль-хиджжа — один из самых напряжённых дней па-
ломничества. Добравшись до Мины, паломники бросают семь
камешков в большой столб, олицетворяющий шайтана. Потом
они совершают жертвоприношение и бреют голову или под-
стригают волосы (женщины лишь слегка укорачивают волосы).
С этого момента паломникам разрешается всё, что им было за-
прещено в ихраме, за исключением половой близости. Вернув-
шись в Мекку, они совершают обход вокруг Каабы и пробежку
между Сафой и Марвой. Завершив пробежку, они полностью
освобождаются от ихрама, и с них снимаются все ограничения.
Следующие три дня, которые называются днями ташрика
(от араб. шаррака — «вялить мясо на солнце»), паломники про-
водят в долине Мина. После полудня в каждый из этих дней они
бросают по семь камешков в каждый из трёх столбов, олицетво-
ряющих шайтана. Если паломник не успел совершить жертвоп-
риношение 10 числа, то ему разрешается совершить его до пос-
леполуденного намаза 13 числа месяца зу-ль-хиджжа. На этом
ритуалы хаджа завершаются, и паломники, совершив прощаль-
ный обход вокруг Каабы, возвращаются на родину.
Праздник жертвоприношения. Праздник жертвоприношения,
или Курбан-байрам, отмечается 10 числа месяца зу-ль-хидж-
жа. Этот великий день связывает мусульман с монотеистичес-
кой традицией Ибрахима, который стойко прошёл через ис-
пытания и остался верен завету с Аллахом. Как и в праздник
разговения, в этот день мусульмане сразу после восхода сол-
нца собираются в мечетях и местах моления, чтобы принять
участие в праздничном богослужении, состоящем из двух ра-
кяатов намаза и проповеди.
После праздничного намаза верующие спешат совершить
жертвоприношение, которое, однако, можно отложить до 13 зу-
ль-хиджжа. Этот обряд пришёл в ислам из времён пророка Иб-
рахима. Аллах испытал его веру, и он увидел во сне, как приносит
в жертву своего первенца Исмаила. Сны пророков были вещи-
ми, и Ибрахиму стало ясно, что от него требуется. Он рассказал
об этом сыну, и тот смиренно покорился воле Господа. Любящий
отец уже собирался принести в жертву сына, когда Аллах оста-
новил его и сообщил, что испытание пройдено. Ибрахиму было
велено принести в жертву барана, и с тех пор жертвоприноше-
ние является формой поклонения Богу и приближения к Нему.
В Курбан-байрам приносят в жертву овец (не младше шес-
тимесячного возраста), коз (не младше однолеток), коров (не
младше двухлеток) и верблюдов (не младше пятилеток). Жерт-
венное животное не должно иметь физических дефектов, быть
дряхлым или больным. Корову, быка или верблюда можно при-
нести в жертву от имени семи семей. Мясо жертвенных живот-
ных обычно делят на три части: одну часть раздают беднякам,
другую — родственникам и соседям, а третью едят в кругу се-
мьи за праздничным столом.
Смысл жертвоприношения не состоит собственно в закла-
нии животного или пролитии крови. Коран гласит: «Ни мясо,
ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ва-
ша богобоязненность» (сура 22 «Паломничество», аят 37). Это
значит, что совершать жертвоприношение следует искренне
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.