Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
поста также разрешается пробовать пищу при условии, что она
не попадёт в желудок.
Ночь предопределения и Праздник разговения. Последние де-
сять ночей рамадана считаются лучшими ночами в году, и по-
этому многие мусульмане выискивают возможности для того,
чтобы провести их в служении Аллаху и молитве. Пророк Му-
хаммад и многие сподвижники в последние десять дней рамада-
на уединялись в мечети, проводя дни и ночи за чтением Корана
и поминанием Аллаха, и не покидали мечети без крайней необ-
ходимости. Этот обряд получил название итикяф.
Главное событие последних десяти ночей рамадана — Ночь
предопределения и величия. В разные годы она приходится на
разные даты, но отмечают её ночью 27 рамадана. Согласно тра-
диции, именно в такую ночь Священный Коран был ниспослан
с Хранимой Скрижали на ближайшее небо: «Мы ниспослали
его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В неё ре-
шаются все мудрые дела» (сура 44 «Дым», аяты 3–4). Мусуль-
мане верят, что в Ночь предопределения ангелы-писцы получа-
ют сведения о том, что произойдёт в течение следующего года.
Согласно Корану, Ночь предопределения превосходит тысячу
месяцев, и в эти благословенные часы ангелы спускаются на зем-
лю, чтобы принести с собой мир и добро. Награда за поклонение
Аллаху в течение этой ночи превосходит награду за богослужение
в течение тысячи месяцев, а Пророк Мухаммад сказал: «Кто вы-
стаивал Ночь предопределения с верой и надеждой на вознаграж-
дение Аллаха, тому будут прощены совершённые им ранее грехи».
Окончание рамадана мусульмане отмечают особым обра-
зом. Завершение поста для каждого верующего означает шанс
на спасение и милость Аллаха. Поэтому в первый день шавваля
отмечается Праздник разговения — Ураза-байрам. Праздники
в исламе являются ознаменованием великих событий в жизни
мусульман, и выполнение одного из важнейших предписаний
религии — лучший повод для радости и веселья.
В праздничный день принято часто произносить форму-
лу возвеличивания Аллаха, раздавать пожертвования, навещать
соседей, родственников и друзей. В этот день нельзя поститься,
и поэтому после совершения рассветного намаза принято немно-
го поесть. После этого обеспеченные мусульмане раздают нужда-
ющимся братьям и сёстрам пожертвование фитр — крупу, изюм,
финики, сыр или другие продукты питания — за каждого члена
семьи, включая несовершеннолетних детей. Это пожертвование
должно попасть к беднякам до праздничного намаза, и поэтому
его разрешается раздать за день или за два дня до конца поста.
Главное действо праздника Ураза-байрам — праздничный
намаз, на который собираются все мусульмане, включая жен-
щин, стариков и детей. Он совершается спустя некоторое время
после восхода солнца и состоит из двух ракяатов, но отличается
от обычного намаза дополнительными возвеличиваниями Ал-
лаха в начале каждого ракяата. После моления имам обращает-
ся к присутствующим с праздничной проповедью.
§ 4. Закят — основа социальной гармонии
Отношение ислама к богатству. Мусульманская традиция не по-
рицает богатство и считает его милостью Аллаха, которой ве-
рующий должен распорядиться правильно. Однажды бедные
§ 3. Пост — великое таинство ислама 179
180 Глава 5. Основы ислама
мухаджиры пожаловались Пророку на то, что богатые мусуль-
мане делают больше добрых дел, чем неимущие. Они сказали:
«Богатые молятся, как и мы, и постятся так же, но они разда-
ют милостыню, а мы не делаем этого, и они освобождают лю-
дей из рабства, а мы не можем сделать этого». Пророк сказал:
«Если хотите, я обучу вас тому, как догнать тех, кто жил до вас,
и опередить тех, кто придёт после вас, и никто не сможет пре-
взойти вас, пока не станет совершать то же самое. Прославляй-
те, возвеличивайте и восхваляйте Аллаха по тридцать три раза
после каждого намаза». Спустя некоторое время бедняки снова
пришли к Пророку и сказали: «Наши богатые братья услышали
о том, что мы делаем, и теперь они тоже поступают так». В от-
вет он сказал: «Это — милость Аллаха, которую Он дарует то-
му, кому пожелает».
Богатство не считается пороком, и вера не обязывает му-
сульман избавляться от всего, что связывает их с мирской жиз-
нью. Напротив, ислам поощряет стремление к приобретению
богатства, если человек собирается расходовать его на добрые
дела. Когда Саад бин Абу Ваккас тяжёло заболел, он попросил
у Пророка разрешение пожертвовать на пути Аллаха всё своё
имущество. Пророк разрешил ему пожертвовать только треть
его состояния и сказал: «Но даже треть — много. Поистине, ос-
тавить наследников богатыми лучше, чем оставить их бедными,
чтобы они побирались у людей. Поистине, что бы ты ни потра-
тил, есть милостыня, даже тот кусочек, который ты подносишь
ко рту твоей жены».
В то же время богатство считается искушением, устоять пе-
ред которым могут только сильные духом верующие, и поэтому
Коран порицает страсть к накопительству. Человек становит-
ся подлинным владельцем своего состояния только тогда, когда
расходует его на добрые дела. В противном случае богатство об-
ременительно и лишает его владельца возможности обрести ду-
шевную гармонию. Пророк сказал: «Поистине, чего я боюсь для
вас после моей смерти, так это блеска и украшений мира этого,
которые будут вам дарованы».
Согласно исламу, все богатства в действительности принадле-
жат Аллаху. Он вверяет имущество людям на время, чтобы те ис-
пользовали его в благих целях. Если человек расходует имущест-
во во благо себе, своим близким и окружающим, то он поступает
правильно. Если же он использует его на цели, запрещённые Ал-
лахом, то проявляет по отношению к Нему неблагодарность.
Бедность тоже не считается пороком в исламе. Арабское
слово гина, означающее «богатство», подразумевает отсутствие
нужды в чём-либо. Поэтому, если бедный человек богат душой
и не ощущает нужды в материальном богатстве, то его нельзя
назвать бедным в полном смысле этого слова. Пророк Мухам-
мад сказал: «Не обилие имущества приносит богатство — бо-
гатством является богатство души».
Первые мусульмане проявляли умеренность в расходах, жи-
ли скромно и воздерживались от излишеств в еде и убранстве.
Они расходовали своё имущество на добрые дела, помогали
ближним и не считали богатство достоинством. Абу Хурейра,
один из ближайших сподвижников Пророка, рассказывал, что
Мухаммад покинул этот мир, так и не наевшись досыта даже яч-
менного хлеба. Когда же он скончался, его доспехи были зало-
жены у одного иудея за несколько пригоршней ячменя. В своих
молитвах Пророк любил повторять: «О Аллах, сделай уделом се-
мьи Мухаммада дневное пропитание!»
Принципы выплаты закята. Закятом называется обязательная
выплата определённой части имущества в соответствии с оп-
ределёнными правилами. Арабское слово закят образовано от
глагола, означающего «очищать», «расти». Считается, что закят
очищает душу верующего, делает его имущество благодатным
и приносящим пользу, способствует его росту и приумножению.
Пророк сказал: «Богатство не уменьшается от пожертвований».
В Коране повеление выплачивать закят часто упоминает-
ся наряду с предписанием совершать намаз. Аяты с повелением
выплачивать закят впервые были ниспосланы в Мекке, но пра-
вила взимания и распределения закята были установлены в Ме-
дине. Мусульманская община, находившаяся на стадии станов-
ления государственности, нуждалась в социальном институте
поддержки малоимущих групп. После Хиджры выплата закята
стала обязательной для мусульман, а собранные средства рас-
пределялись между бедняками. В хадисе сообщается, что од-
нажды двое крепких мужчин попросили Пророка отдать им
часть собранного закята, и он сказал: «Если хотите, я дам вам
пожертвование, однако оно не предназначено ни для богатого,
ни для сильного, трудоспособного человека».
Закят обычно взимается раз в году с четырёх основных ви-
дов имущества: наличных денег (сюда же относятся золотые
и серебряные украшения), домашнего скота (верблюдов, ко-
§ 4. Закят — основа социальной гармонии 181
182 Глава 5. Основы ислама
ров и овец), продуктов земледелия (пшеница, ячмень, финики
и изюм), предметов торговли и дохода от нее. Закят не выплачи-
вается с недвижимости, транспортных средств, техники, домаш-
ней утвари и прочей собственности, которую человек приобрёл
для индивидуального пользования, а также с драгоценных кам-
ней, овощей, зелени, мёда, даров моря. Но если эти товары пред-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.