Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
Послушание родителям — основа мусульманской семьи, од-
нако оно не имеет ничего общего с повиновением, которое осно-
вывается на запретах и принуждении. Такое повиновение прекра-
щается, как только снимаются запреты и исчезает зависимость.
§ 5. Ответственность родителей за воспитание детей 251
252 Глава 7. Семья в исламе
Мусульманин же продолжает повиноваться родителям даже после
того, как он обретает самостоятельность и обзаводится собствен-
ной семьёй, ибо его отношение к родителям зиждется на уважении
и любви, почтении и доверии, признательности и благодарности.
Мусульмане поощряют детей за проявление личной иници-
ативы, воспитывают в них самостоятельность и чувство ответс-
твенности, развивают в них природные наклонности и способ-
ности. Благодаря этому ребёнок учится правильно воспринимать
авторитет старших, видит в них заботливых и любящих настав-
ников, которые не подавляют его свободу, а делятся с ним лич-
ным опытом и воспитывают в нём внутреннюю свободу.
Ислам призывает родителей не ограничиваться назидани-
ями и нравоучениями, а являть собой достойный подражания
пример. Дети по природе своей склонны видеть в родителях
идеал, и родители не должны совершать поступков, расходя-
щихся с их словами и способных поколебать доверие к ним.
Напротив, они должны подавать детям пример своими собс-
твенными поступками и прививать им стремление к знаниям,
благочестию и добрым делам. Это особенно важно, когда ребё-
нок вступает в подростковый возраст, начинает задумываться
над образом жизни и поведением своих родителей, сравнивать
их с другими людьми.
В мусульманских семьях принято с раннего возраста обу-
чать детей основам веры и чтению Корана, правилам поведения
в обществе и этикету. Когда ребёнку исполняется семь лет, ро-
дители обучают его правилам совершения омовения и намаза,
прививают ему любовь к выполнению приказов Аллаха, а так-
же к исполнению обязанностей перед родителями и остальны-
ми людьми. Воспитывая ребенка, мусульманин развивает за-
ложенные в нём от рождения нравственные качества и обучает
его самостоятельно следовать по пути духовного роста.
Когда ребёнку исполняется десять лет, родители начинают
уделять особое внимание его половому воспитанию. В этом воз-
расте мальчиков и девочек принято укладывать спать отдельно,
разъяснять им роль в обществе людей разного пола, воспитывать
в них качества, ориентирующие их на предстоящую социальную
функцию. Ислам не поощряет раннее эротическое воспитание,
и поэтому родителям рекомендуется воздерживаться от неуме-
ренных проявлений взаимных чувств в присутствии детей.
Когда ребёнок достигает половозрелого возраста, начина-
ется период его душевного закала. Юношей и девушек гото-
вят к будущей семейной жизни, разъясняют им супружеские
обязанности и ответственность, которая ложится на плечи
каждого из супругов. В этот период родителям рекомендует-
ся проводить больше времени с детьми, помогать им делать
первые шаги во взрослой жизни. Большое внимание уделяет-
ся подготовке ребёнка к полноценному участию в жизни об-
щества и государства.
Одинаковое отношение к детям. Согласно исламу, ребёнок — од-
но из лучших и самых ценных приобретений человека. Правед-
ный сын и благочестивая дочь — предмет родительской гордос-
ти, плод правильного воспитания и великих усилий. Поэтому
мусульмане верят, что каждый родитель получает щедрую на-
граду за любую милость, которую он оказывает ребёнку. Сооб-
щается, что Пророк Мухаммад сказал: «Если потратишь ты ди-
нар на пути Аллаха, и динар на освобождение раба, и динар на
подаяние неимущему и динар на свою семью, то наибольшую
награду получишь за тот динар, который потратишь на свою се-
мью». В другом хадисе говорится: «Если человек потратит что-
нибудь на свою семью, надеясь благодаря этому приблизиться
к Аллаху, то это зачтётся ему наравне с милостыней».
Однако от родителей требуется, чтобы они одинаково хоро-
шо относились ко всем своим детям, не делая между ними раз-
личий и не отдавая одним предпочтения перед другими. Со-
общается, что отец известного сподвижника ан-Нумана бин
Башира привёл его к Посланнику Аллаха и сказал, что он сделал
своему сыну подарок. Пророк спросил: «И ты сделал такой по-
дарок каждому из своих детей?» Он ответил: «Нет». Он сказал:
«В таком случае забери его обратно!»
В мусульманских семьях, соблюдающих коранические за-
поведи, всем детям оказывается одинаковое внимание. Вместе
с тем ислам призывает родителей обдуманно регулировать вза-
имоотношения между детьми, поскольку их общение оказывает
большое влияние на их психическое и духовное развитие, спо-
собствует приобретению первых навыков общественной жиз-
ни. Поэтому от старших детей требуется сердечное внимание
к младшим братьям и сёстрам, а от младших — выполнение
ими обязанностей, вытекающих из положения младшего ребён-
ка. Эти качества, усвоенные в домашней среде, впоследствии
играют важную роль в формировании личности человека и его
отношений с окружающими в обществе.
§ 5. Ответственность родителей за воспитание детей 253
254 Глава 7. Семья в исламе
Ислам запрещает родителям отдавать явное предпочтение
сыновьям перед дочерьми или наоборот. Однако это не означа-
ет уравнивания мальчиков и девочек абсолютно во всём. Ислам
призывает помнить, что мать в сознании ребёнка всегда олицет-
воряет любовь и терпимость, заботу и покорность, тогда как отец
вносит в его сознание идеи разума, индивидуализма, авторитар-
ности. У матери ребёнок учится проявлять заботу об окружаю-
щих и бескорыстно творить добро, а в общении с отцом он ус-
ваивает необходимость уважать права других и отстаивать свои
собственные права. Поэтому в мусульманской семье отец, как
правило, проявляет больше требовательности к сыновьям и опе-
кает дочерей, а мать проявляет больше заботы о сыновьях и особо
требовательна к дочерям. Такое отношение способствует разви-
тию у юношей мужских черт характера, а у девушек — женских.
Во времена невежества арабы считали рождение девочек по-
зором и несчастьем. Коран опроверг это предубеждение и разъ-
яснил, что все дети в одинаковой степени заслуживают любви
и внимания родителей. В одном из хадисов говорится: «Тому,
кто имел трёх дочерей, проявлял терпение по отношению к ним,
кормил, поил и одевал их от своего достатка, в День Воскресе-
ния они послужат защитой от огня».
У Пророка Мухаммада было семеро детей: четыре дочери
и трое сыновей. Все его сыновья умерли в раннем возрасте, но
своим дочерям он дал достойное воспитание, выдал их замуж
и после этого продолжал проявлять отеческую заботу о них.
Мать правоверных Аиша рассказывала, что, когда дочь Проро-
ка Фатима входила к нему, он всегда поднимался ей навстречу,
приветствовал, целовал её и усаживал на своё место, а когда он
приходил к ней, она поднималась ему навстречу, брала его за
руку, приветствовала его, целовала и усаживала на своё место.
Незадолго до его кончины она, как обычно, пришла к нему, и он
тоже поприветствовал и поцеловал её.
Глава 8. Нравственные ценности в исламе
§ 1. Нравственный облик мусульманина
Место морали в исламе. Человек тысячами нитей связан с ок-
ружающим миром, он часть этого мира и находится внутри
его. Чтобы стать личностью, человеку необходимо освоить
всё богатство социокультурного, исторического наследия че-
ловечества, из индивида стать индивидуальностью. Каждый
из нас осуществляет восхождение на высшие уровни бытия,
однако каждый выбирает свою систему ценностей в отноше-
ниях с окружающим его миром. Меры постижения добра, ис-
тины, красоты у каждого человека свои. Но на протяжении
истории развития человеческой культуры создавались свое-
образные аккумуляторы, хранители культурных достижений,
которые служили накоплению, сохранению и развитию соци-
альных ценностей, а также передачи их сменяющим друг дру-
га векам и поколениям.
Такими хранителями выступали религия, мораль, искусст-
во, наука, то есть духовная культура общества. Не будь её, связь
времен и поколений прервалась бы, каждый век самостоятельно
искал бы истину, добро и красоту. Важным компонентом духов-
ной культуры общества является нравственность. Она опреде-
ляет поведение человека по отношению к себе, людям, обществу,
родителям, друзьям, школе, животным, природе и т. д. Нравст-
венность — важный фактор в жизни нации, общества и чело-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.