Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
рил: «Проявляйте терпение при гневе и прощайте плохое отно-
шение к вам. Если люди станут поступать так, то Аллах защитит
их, а их враги покорятся им, словно их близкие друзья».
Ислам призывает верующих воздерживаться от гнева и дер-
жать себя в руках, ведь в гневе человек может сказать или сде-
лать то, о чём будет сожалеть всю оставшуюся жизнь. Сооб-
щается, что однажды к Пророку пришёл какой-то мужчина
и сказал: «Дай мне наставление, но не большое, дабы я мог за-
помнить его». Посланник Аллаха сказал: «Не гневайся!» Муж-
чина дважды попросил у него другого совета, но всякий раз он
говорил: «Не гневайся!»
Воплощением выдержки и терпения был сам Пророк Му-
хаммад, на долю которого несчастья выпадали одно за другим
с раннего детства. Он вырос сиротой и, ещё будучи ребенком,
начал трудиться, чтобы заработать себе на жизнь. Все его де-
ти, за исключением младшей дочери Фатимы, скончались при
его жизни. Но самые страшные испытания ему пришлось пере-
жить после того, как Аллах оказал ему милость и избрал Своим
Посланником. Курейшиты подвергали его гонениям и униже-
ниям, бойкотировали его и его родственников, убивали и не-
щадно пытали его последователей. Однако все эти трудности не
породили в его душе ни беспокойства, ни ненависти. Напротив,
он всегда оставался мягким и снисходительным человеком. Он
прощал своих врагов и никогда не гневался на тех, кто обижал
его. Он любил напоминать своим сподвижникам о том, что на-
ибольшие трудности Аллах посылает именно пророкам и тем,
кто больше всего походит на них.
Анас бин Малик рассказывал, что однажды к Пророку по-
дошёл какой-то бедуин и резко потянул его за край плаща так,
что на его плече остался след от подкладки плаща. Бедуин ска-
зал: «Мухаммад, вели людям дать мне немного из тех богатств
Аллаха, которые есть у тебя». Какой же была реакция Послан-
ника Аллаха? Он не разгневался и не стал наказывать невежест-
венного человека, несмотря на то что в тот период власть му-
сульман распространилась на значительную часть Аравийского
полуострова. Он лишь улыбнулся в лицо бедуину и приказал
дать ему кое-что из пожертвований. Всем своим поведением он
показывал, каким должен быть подлинный верующий и как он
должен относиться к людям. В одном из хадисов Пророка гово-
рится: «Силён не тот, кто одерживает верх над другими, а тот,
кто одерживает верх над самим собой».
Скромность и стыдливость. Истинный верующий всегда отлича-
ется скромностью и смирением. Осознав совершенство Алла-
ха и свою бесконечную нужду в Нём, человек просто не может
превозноситься и бахвалиться. Мусульманин не считает себя
лучше других и осознаёт свои недостатки. Он старается скрыть
свои достижения, не приписывает себе несуществующих заслуг
и заботится о чувствах тех, кто ниже по положению или наделён
§ 1. Нравственный облик мусульманина 263
264 Глава 8. Нравственные ценности в исламе
меньшим богатством. Все свои успехи он связывает не только
с собственными стараниями и способностями, но и с милостью
и волей Аллаха. Он исполнен желания стать лучше и чище, из-
бавиться от грехов и внутренних пороков.
Пророк Мухаммад уделял большое внимание воспитанию
скромности в своих учениках, поскольку это душевное качест-
во — одно из самых характерных свидетельств чистой веры. Про-
рок говорил: «Аллах внушил мне, чтобы вы блюли скромность,
и не превозносились друг над другом, и не обижали друг друга».
В другом хадисе сказано: «Богатство не скудеет от пожертвова-
ний. Аллах непременно умножает могущество того, кто умеет про-
щать, и возвеличивает того, кто скромен и смирен пред Ним».
Скромность и стыдливость — это подлинное богатство ду-
ши, ибо сильное чувство, как правило, стыдливо и молчаливо.
В известном хадисе говорится: «Воистину, у каждой религии есть
своя мораль, а мусульманская мораль — это стыдливость».
Стыдливость в наибольшей степени присуща мусульман-
ским женщинам. Их богатый внутренний мир отражается в их
скромном внешнем виде. Мусульманка не привлекает внима-
ния посторонних мужчин ни своим поведением, ни одеждой, ни
украшениями, а платок, покрывающий её голову, является сим-
волом её скромности и благочестия. В обществе она по обыкно-
вению своему опускает взор, сохраняя свои чувства и эмоции
целиком для своих родных и любимых.
Прекрасным образцом скромности были праведные хали-
фы и ближайшие соратники Пророка Мухаммада. Сообщается,
что Абу Бакр после избрания его халифом отправился на рынок,
чтобы, как обычно, торговать и зарабатывать себе на жизнь. Он
согласился получать назначенное ему жалование лишь под дав-
лением других сподвижников, но, несмотря на это, тратил его
только на самое необходимое. Незадолго до смерти он нака-
зал своей дочери Аише: «Верблюдица, молоко которой мы пи-
ли, и котёл, в котором мы готовили еду, и одежда, которую мы
носили, — всем этим мы пользовались, когда управляли делами
мусульман. Когда я умру, верни их Умару». Когда он скончался,
Аиша так и поступила, и Умар сказал: «Да смилостивится над
тобой Аллах, Абу Бакр! Ты поставил в трудное положение тех,
кто придёт после тебя».
Когда в период правления Умара бин аль-Хаттаба мусульма-
не захватили Иерусалим (16/638), патриарх Софроний согласился
передать ключи от древнего города только самому правителю му-
сульман. Главнокомандующий мусульманской армии Абу Убей-
да бин аль-Джаррах написал об этом халифу, и тот отправился
в Иеру салим на верблюдице, взяв с собой одного слугу. Они ехали
верхом по очереди, и, когда добрались до Иерусалима, слуга сидел
на верблюдице, а Умар в изношенной одежде шёл рядом и держал
её за поводья. Мусульмане посоветовали ему принарядиться и пе-
ресесть на верблюдицу, чтобы патриарх и жители города увидели
его в достойном обличии, но халиф отказался и произнёс истори-
ческие слова: «Аллах возвысил нас благодаря исламу, и если мы
станем искать величие в чём-либо другом, то Он унизит нас».
§ 2. Пороки и пути избавления от них
Ложь и предательство. Призыв к нравственному совершенству
в Коране сочетается с предостережением от дурных поступков
и порочных качеств. Человек не способен вкусить прелесть ве-
ры, пока не освободится от бремени душевных пороков. Одним
из самых низких качеств, которые порицаются исламом, являет-
ся лживость. Однажды Пророка Мухаммада спросили: «Может
ли верующий быть трусом?» Он ответил: «Да». Его спросили:
«А может ли он быть скупым?» Он ответил: «Да». Его спроси-
ли: «А может ли он быть лжецом?» Пророк сказал: «Нет». Ко-
нечно, трусость и скупость не являются добродетелями, но не-
редко случается так, что забота о детях и близких вынуждает
человека скупиться на пожертвования или проявлять малоду-
шие. Но ложь не совместима с верой, и сподвижники расска-
зывали, что из всех дурных качеств ненавистнее всего Проро-
ку была ложь. В хадисе говорится: «Остерегайтесь лжи, потому
что она приводит к греху, а грех приводит в Ад. Если человек
непрестанно лжёт и придерживается лжи, то у Аллаха будет за-
писано, что он — лжец».
Для грешников со злыми помыслами ложь является сред-
ст вом достижения корыстных целей и обольщения просто-
душных людей ядовитыми измышлениями. Она гасит в душах
людей свет благочестия, разжигая в них огонь вероломства
и предательства. Эти качества делают человека скрытным, ли-
шают его покоя и уверенности. Он не расстаётся с мыслью
§ 1. Нравственный облик мусульманина 265
266 Глава 8. Нравственные ценности в исламе
о том, что люди уличат его в обмане и измене. Риск преда-
тельства усиливается, когда есть соблазн, когда разум уступа-
ет место жажде сиюминутной выгоды. Проявляясь в отноше-
ниях между сверстниками, ложь и предательство превращают
добрых друзей во врагов.
Коран предостерегает людей от подобного поведения, за-
прещает выдавать чужие секреты и предавать друзей. Ложь
и предательство, нарушение обещаний и несоблюдение до-
говорённостей считаются качествами лицемеров — людей,
которые из-за их неискренности, низости и вероломства за-
нимают самое презренное место перед Аллахом. Пророк Му-
хаммад сказал: «Лицемера выдают три качества: если он рас-
сказывает о чём-нибудь, то лжёт; если обещает что-нибудь,
то не сдерживает обещания; а если ему оказывают доверие,
то он предаёт его».
Лицемерие представляет угрозу не только нравственному
облику индивида, но и всему обществу. Человек, обладающий
этим качеством, не упускает возможности посеять вражду меж-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.