Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
270 Глава 8. Нравственные ценности в исламе
свой живот. Кто выпьет яд и отравит себя, тот вечно пребудет
в Адском Огне, выпивая яд глотками. А кто убьёт себя, бро-
сившись со скалы, тот вечно пребудет в Адском Огне, броса-
ясь вниз со скалы».
Особое внимание в исламе уделяется законности зара-
ботка. Считается, что душа человека оскверняется, когда он
вкушает то, что приобретено нечестным путем. Посланник
Аллаха сказал: «Любое тело, которое взращено на том, что за-
работано незаконным путём, более всего заслуживает ока-
заться в Аду». Поэтому праведный верующий избегает рос-
товщичества и мошенничества, не обманывает в торговле и не
присваивает чужого имущества, даже если нашёл его лежащим
на дороге. Согласно Шариату, если найденная вещь представ-
ляет собой ценность, то нашедшему её полагается в течение
целого года искать хозяина, и только после этого, если хозяин
не найдётся, он может оставить её себе. К запрещённым пос-
тупкам относится взяточничество, причём тяжесть этого гре-
ха в равной степени ложится на того, кто берёт взятку, и на
того, кто пытается таким путём получить то, на что не име-
ет права. В хадисе говорится: «Тот, кто даёт взятку, и тот, кто
берёт ее, попадут в Ад».
Верующий, придерживающийся законов Аллаха, оберегает
от греха не только душу, но и каждый орган своего тела. Он не
смотрит на то, что не угодно Аллаху, и не слушает скверные ре-
чи и праздные беседы. Он берёт только то, на что имеет пра-
во, и ступает ногой только туда, где может снискать довольство
Аллаха. Он ест и пьёт лишь то, что дозволено, и блюдёт цело-
мудрие, воздерживаясь от соблазнов. Религиозные запреты для
него сродни границам заповедника, в который нельзя входить,
и он сторонится этих границ, дабы не преступить их в минуту
слабости и искушения.
Польза покаяния. Каждый человек, как бы он ни старался избе-
жать греха, непременно делает упущения и ослушивается Аллаха.
Человек по природе своей слаб и не способен устоять перед соб-
лазнами и сомнениями. Поэтому Аллах обещал прощать и при-
нимать покаяние от каждого, кто искренне раскается и твёрдо
решит не возвращаться к совершённому греху: «Если кто-либо
совершит злодеяние или будет несправедлив по отношению
к себе, а затем попросит у Аллаха прощения, то он найдёт Алла-
ха Прощающим и Милосердным» (сура 4 «Женщины», аят 110).
Покаяние — это отречение от греха и возвращение на путь
покорности и повиновения Аллаху. Покаяние нужно совершать
сразу после того, как человек осознал свой грех. Его нельзя от-
кладывать, ибо никто не знает, что произойдёт с ним в ближай-
шем будущем. Быть может, смерть настигнет его раньше, чем он
успеет покаяться. Кроме того, человек, который продолжает гре-
шить, отдаляется от Аллаха. Его душа черствеет и покрывается
пеленой, а его вера слабеет и уменьшается. Продолжая грешить,
человек привыкает к своим злодеяниям, и наступает момент,
когда он уже не может расстаться с ними, а шайтан открывает
перед ним новые врата для совершения ещё более отвратитель-
ных поступков. Постепенно он теряет стыд перед Аллахом и пе-
ред людьми и начинает грешить открыто, не задумываясь о пос-
ледствиях своих деяний.
Мусульманские учёные упоминали несколько требований
покаяния.
Во-первых, покаяние должно быть принесено искренне,
ради Аллаха, в надежде на прощение от Него и избавление
от наказания. Во-вторых, кающийся человек должен горько
сожалеть о своих поступках и укорять себя за них. В-треть-
их, он должен сразу же прекратить грех, в котором раскаи-
вается. Если он совершает что-либо запретное, то он должен
без промедления оставить этот грех. Если же он не выпол-
няет обязательное предписание, то после покаяния он дол-
жен начать совершать его. В-четвёртых, он должен оконча-
тельно решить, что никогда больше не совершит этот грех,
ибо если человек не имеет твёрдого намерения отказаться от
греха, то его раскаяние не возымеет действия. Наконец, в-пя-
тых, покаяние должно быть принесено до того, как человек
издаст предсмертный хрип, ибо с приходом смерти всё тай-
ное становится явным. В одном из хадисов говорится: «По-
истине, Аллах принимает покаяние раба, пока он не издаст
предсмерт ный хрип».
Мусульмане верят, что искренне раскаявшийся в совершён-
ном преступлении будто бы вообще не совершал его. В Коране
сказано: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Ал-
лах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Мило-
сердный» (сура 39 «Толпы», аят 53). Однако это не даёт нам пра-
ва творить зло с намерением принести покаяние впоследствии,
ибо с каждым новым грехом вернуться на путь Аллаха стано-
вится всё сложнее.
§ 2. Пороки и пути избавления от них 271
272 Глава 8. Нравственные ценности в исламе
§ 3. Пророк Мухаммад — образец и учитель
нравственности
Пророк Мухаммад — посланец мира. Придавая большое значе-
ние нравственным ценностям и добродетелям, ислам видит
идеал человеческого совершенства в Пророке Мухаммаде. Ко-
ран подчёркивает полноту его духовного мира и нравственных
качеств, и поэтому каждому мусульманину предписано следо-
вать его примеру: «В Посланнике Аллаха был прекрасный при-
мер для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день
и премного поминает Аллаха» (сура 33 «Союзники», аят 21).
Пророк принёс на землю милость и сострадание, научил
своих последователей любить друзей и прощать врагов. Про-
явив терпение и твёрдость, он сумел воспитать целое поколение
благочестивых праведников, донёсших свет ислама до многих
стран и народов: «Он — Тот, Кто отправил к неграмотным лю-
дям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает
их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они пребы-
вали в очевидном заблуждении» (сура 62 «Собрание», аят 2).
Он не знал грамоты и ничему не обучался у людей, но
почерп нул великие знания и мудрость из кладезя Божьего От-
кровения. Он был послан ко всему человечеству как снисхо-
дительный и добрый наставник, благовествующий и предосте-
регающий, разъясняющий истину и сокрушающий ложь: «Мы
отправили тебя только в качестве милости к мирам» (сура 21
«Пророки», аят 107). Абу Хурейра рассказывал, что, когда Пос-
ланника Аллаха попросили проклясть язычников, он ответил:
«Я не послан для того, чтобы проклинать, а послан для того,
чтобы принести милость».
Богатый внутренний мир Пророка отражался на его внеш-
ности и поведении, благодаря чему он выделялся среди осталь-
ных людей. Он был среднего роста, не худой и не полный, носил
густую бороду с проседью. Лицо его было округлым, не скулас-
тым, кожа лица была светлой, а щеки — румяными. У него бы-
ли красивые черные глаза, длинные ресницы, изогнутые бро-
ви, соединенные на переносице, длинная шея. Казалось, что
его глаза были подведены сурьмой, хотя в действительности он
не красил их. Волосы его не были ни курчавыми, ни прямыми,
а волнистыми. Между двумя его передними зубами было неко-
торое расстояние, и когда он говорил, казалось, что сквозь зу-
бы его пробивается свет. Кисти его рук и ступни были крупны-
ми, а между лопатками у него была печать пророчества. Он был
строен и имел широкую грудь.
Он не любил хмуриться и празднословить. Голос его был не-
много хриплым. Когда он говорил, его сподвижники замолкали.
Его речь была лаконична и ясна. Он говорил медленно, иногда
повторял свои слова, и потому слушающим его было нетрудно за-
помнить его высказывания. При общении с людьми он не любил
пристально смотреть им в глаза. Обычно он ходил быстро, пока-
чиваясь, словно ступал по склону холма. Если он был недоволен,
то это легко читалось по выражению его лица, а если он радовал-
ся, то его лицо озарялось. Он редко смеялся, раскрывая рот широ-
ко, но часто улыбался и встречал людей приветливо и радушно.
Милосердие и великодушие Пророка. Среди многочисленных
прекрасных качеств Посланника Аллаха особо выделялись ми-
лосердие, щедрость и великодушие. Он любил делать добро, не
ожидая от людей ни благодарности, ни награды. Он помогал
беднякам, опекал сирот и защищал беспомощных. Он никогда
не был излишне требователен, охотно делился своими знани-
ями и был добр к ученикам. В Коране сказано: «К вам явился
Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы стра-
даете. Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден
к верующим» (сура 9 «Покаяние», аят 128).
Пророк не был мстителен и злопамятен. Отмщению он
предпочитал прощение, а вместо того чтобы отчитать кого-ли-
бо за проступок, давал доброе наставление. Он не гневался, ес-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.