Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
ду друзьями и предать своего товарища. Он заверяет всех в том,
что имеет самые чистые намерения и желает людям только доб-
ра, тогда как на самом деле он полон ненависти и злобы к тем,
кто устанавливает в обществе мир и порядок.
Во времена Посланника Аллаха лицемеры подстрекали лю-
дей к преступлениям, призывали мусульман воздерживаться от
пожертвований и добрых поступков, провоцировали междо-
усобицы и вооружённые столкновения между племенами. Их
дурные качества и скверные деяния описаны в суре 2 «Корова»,
суре 9 «Покаяние» и многих других сурах Корана.
Высокомерие и тщеславие. Гордыня считается тем самым качес-
твом, которое повлекло за собой грехопадение Иблиса и стало
причиной его вражды с родом человеческим. Согласно тради-
ции, Иблис отказался выполнить волю Господа и поклониться
Адаму, потому что возгордился. Он решил, что он лучше чело-
века, потому что Аллах сотворил его из чистого огня, тогда как
Адам был создан из глины. Высокомерие породило в его душе
неверие и стало причиной всех остальных грехов, которые со-
вершаются шайтанами и людьми.
Священный Коран неоднократно напоминает верующим об
опасности высокомерия и его тяжких последствиях. Человеку
не приличествуют высокомерие и надменность, ведь все его до-
стоинства и добродетели являются следствием милости Алла-
ха, а не его собственным приобретением: «Не ступай по земле
горделиво, ведь ты не пробуришь земли и не достигнешь гор
высотой!» (сура 17 «Ночной перенос», аят 37). В другом аяте го-
ворится: «Не отворачивай своего лица от людей из высокоме-
рия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не лю-
бит всяких гордецов и бахвалов» (сура 31 «Лукман», аят 18).
Пророк Мухаммад учил тому, что Аллах непременно уни-
зит каждого, кто заносчив и высокомерен. Добрые люди от-
ворачиваются от такого человека, отказываются от его друж-
бы и помощи, и может случиться так, что с ним приключится
беда и тогда он останется в окружении корыстолюбивых не-
другов, не желающих ему ни добра, ни избавления. Мусуль-
мане верят, что гордыня и высокомерие обрекают человека на
жалкое существование и плохой конец. Пророк сказал: «Тот,
в чьей душе есть высокомерие весом на одну пылинку, не вой-
дёт в Рай». Его спросили: «Но бывает, что человек любит, ког-
да у него красивая одежда и красивая обувь». Он ответил: «По-
истине, Аллах прекрасен и любит прекрасное, высокомерие
же — это надменное отрицание истины и пренебрежительное
отношение к людям».
Высокомерие порождает в людях такие отрицательные ка-
чества, как тщеславие и самодовольство. Тщеславный человек
завистлив и неискренен, его дружба ненадёжна и фальшива. Он
упорно пытается сделать себя объектом обожания и навязыва-
ет свои капризные желания другим. Следствием этого нередко
становятся подозрительность и пессимизм. Тщеславный чело-
век полагает, что окружающие намереваются унизить его, и это
вызывает у него чувство негодования и мстительность.
Высокомерие и тщеславие редко проявляются у бедных
и нуждающихся людей. Как правило, эти недуги поражают тех,
кто богат и не знает нужды в мирских благах. Они забывают
о том, что источником их земного благоденствия является Ал-
лах. Он наделил их богатством и всевозможными способнос-
тями для того, чтобы подвергнуть испытанию, пройти которое
удаётся только тем, кто правильно распоряжается дарованными
ему благами и творит добро. Но гораздо хуже, если высокоме-
рие поражает сердце бедняка и слабого человека, ибо ничто не
подталкивает его к такому греху. В хадисе сообщается, что Ал-
лах не очистит душу заносчивого бедняка и даже не станет раз-
говаривать с ним в День Воскресения.
§ 2. Пороки и пути избавления от них 267
268 Глава 8. Нравственные ценности в исламе
Зависть и скупость. Одним из низких качеств, лишающих чело-
века ощущения счастья и доставляющих ему беспокойство, яв-
ляется зависть. Она не только отравляет душу того, кто облада-
ет этим скверным качеством, но и вредит тем, кому завидуют,
и потому Коран предписывает верующим искать у Аллаха за-
щиты от зла завистников.
Завистливый человек не просто жаждет получить то, что
принадлежит другому. Фактически он выражает неудовлет-
ворённость предопределением Аллаха, ведь богатства и способ-
ности были распределены среди творений в соответствии с Его
мудрым решением. Коран призывает задуматься над этим и го-
ворит: «Разве это они распределяют милость твоего Господа?
Мы распределили между ними их средства к существованию
в мирской жизни и возвысили одних из них над другими по
степеням» (сура 43 «Украшения», аят 32). А в известном хади-
се сказано: «Не смотрите на тех, кто выше вас, а смотрите на тех,
кто ниже вас, ибо так легче благодарить Аллаха за блага, кото-
рые Он даровал вам».
Мусульманину разрешается завидовать лишь двум катего-
риям людей: тем, кто наделён знаниями и живёт в соответствии
с ними, и тем, кто обладает богатством и расходует его на бла-
гие цели. Такую зависть обычно называют «белой». Испытывать
её может только человек благочестивый, живущий согласно ука-
заниям Аллаха и ищущий новые возможности для совершения
богоугодных поступков. Он жаждет знаний и богатства не для
того, чтобы возвыситься над кем-либо, но чтобы использовать
их во благо человечества.
Если же зависть обусловлена жаждой власти и наживы,
то это ядовитое чувство разъедает самые основы благочестия
и порождает многие другие грехи. Одним из них является ску-
пость, нежелание творить добро и помогать людям. В Кора-
не сообщается, что люди, избавленные от скупости, окажутся
в числе преуспевших. Из хадисов же известно, что Посланник
Аллаха сказал: «Остерегайтесь несправедливости, потому что
в День Воскресения она обернётся мраком. Остерегайтесь ску-
пости, потому что она погубила ваших предшественников. Она
подтолкнула их к тому, что они стали проливать кровь и совер-
шать запретное».
Скупость подталкивает человека к стяжательству и нако-
пительству, и он забывает о смысле бытия, перестаёт различать
между дозволенным и запрещённым заработком. Он собирает
богатство и пересчитывает его, словно оно обеспечит ему веч-
ность и поможет избавиться от ответственности в День Суда.
Он обольщён, но не ощущает собственной слепоты, потому что
слабость перед таким искушением заложена в глубинах челове-
ческой души. В одном из хадисов говорится: «Если бы сын Адама
имел долину, полную золота, то он пожелал бы иметь две долины
с золотом, но его рот, в конечном итоге, наполнит только земля.
Аллах же принимает покаяние того, кто кается перед Ним».
Запрещённые деяния. Религиозные запреты в исламе направле-
ны на физическое и духовное оздоровление личности и обще-
ства. Они касаются только тех слов и поступков, которые па-
губны и могут навредить людям, и в Коране по этому поводу
сказано: «Он запрещает мерзости, предосудительные деяния
и бесчинства» (сура 16 «Пчёлы», аят 90).
Мерзостью здесь названы грехи, которые человек совер-
шает, уступая природному влечению и соблазну. Прелюбодея-
ние — один из таких грехов. Ислам запрещает половую близость
между людьми, не состоящими в законном браке, поскольку
этот грех унижает человеческое достоинство, влечёт за собой
неверное установление родства, разрушает основы нравствен-
ности, приводит к потере стыда и распущенности, способству-
ет распространению венерических заболеваний и т. д. Коран
гласит: «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно яв-
ляется мерзостью и скверным путём» (сура 17 «Ночной пе-
ренос», аят 32).
Не менее опасными являются грехи, которые человек со-
вершает из корыстных побуждений. Пророк Мухаммад сказал:
«Сторонитесь семи пагубных грехов». Его спросили: «Что это за
грехи?» Он ответил: «Приобщение сотоварищей к Аллаху, кол-
довство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать
иначе как по праву, пожирание лихвы, пожирание имущества
сироты, бегство с поля боя и обвинение в прелюбодеянии це-
ломудренных верующих женщин, которые даже не помышля-
ют о таком».
Ислам запрещает не только убийство невинных людей, но
и самоубийство. Совершая это тяжкое преступление, человек
открыто выступает против воли Аллаха, проявляя неблагодар-
ность и словно отказываясь от Его милости. В одном из хади-
сов говорится: «Кто убьёт себя железным оружием, тот вечно
пребудет в Адском Огне с куском железа в руках, протыкая им
§ 2. Пороки и пути избавления от них 269
270 Глава 8. Нравственные ценности в исламе
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.