Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
маешь о них и постоянно указывать на их недостатки. Правед-
ный верующий старается замечать в людях их лучшие качества
и говорит им об их недостатках только тогда, когда ему представ-
ляется возможность дать добрый совет или наставление. Про-
рок Мухаммад говорил: «Аллах не послал меня для того, чтобы я
был излишне требователен и выискивал чужие ошибки. Он пос-
лал меня, чтобы я обучал и облегчал». Пророк предостерегал от
грубости и жестокосердия, ибо самое худшее место перед Алла-
хом занимают те, кого люди избегают из-за их злого языка.
В силу своей правдивости и искренности мусульманин ха-
рактеризуется простосердечием, которое нередко граничит
с наивностью и доверчивостью. По этой причине он иногда
ошибается в людях и даже попадает под их влияние. Но как бы
велико ни было его заблуждение, совестливость и внутренняя
потребность в истине в конце концов помогают ему преодолеть
искушение и вернуться на прямой путь, и это, поистине, явля-
ется одним из величайших благ правдивости.
О пользе этого замечательного качества прекрасно свиде-
тельствует поучительная история о трёх мусульманах, которые
ослушались приказа Пророка и не отправились в поход на Та-
бук вместе с остальными сподвижниками. Кроме них в походе
не приняли участие свыше восьмидесяти лицемеров, которые
предпочли отсидеться дома. Когда Пророк вернулся из похода,
лицемеры явились к нему и стали придумывать себе лживые оп-
равдания. Пророк принял их извинения, несмотря на то что они
были неискренни с ним. И только трое мусульман — Кааб бин
§ 1. Нравственный облик мусульманина 259
260 Глава 8. Нравственные ценности в исламе
Малик ас-Сулями, Мурара бин ар-Раби аль-Амри и Хилял бин
Умейя аль-Вакифи — признались, что у них нет оправдания.
Пророк сказал собравшимся, что только эти трое сказали прав-
ду, и велел выждать, пока Аллах не вынесет им приговор. От-
ношение жителей Медины к этим троим мусульманам измени-
лось, люди стали избегать их и перестали общаться с ними. Так
продолжалось в течение пятидесяти дней, однако раскаявшиеся
в своем проступке мусульмане стойко выдержали выпавшее на
их долю испытание. Они не изменили вере и не отвернулись от
Пророка, несмотря на то что гассанидский правитель изъявил
готовность принять их взамен на их обращение в христианство.
А по прошествии пятидесяти дней Пророку были ниспосла-
ны аяты о том, что Аллах принял покаяние этих троих мусуль-
ман и простил их. Более того, они были наречены правдивыми,
а всем остальным верующим было приказано держаться вмес-
те с ними: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будь-
те с правдивыми» (сура 9 «Покаяние», аят 119). По прошествии
многих лет после того события Кааб бин Малик говорил: «Кля-
нусь Аллахом, с тех пор, как я рассказал правду Посланнику Ал-
лаха, я не встретил ни одного мусульманина, которого бы Аллах
подверг более прекрасному испытанию из-за его правдивости.
С тех пор я ни разу преднамеренно не солгал, и надеюсь, что Ал-
лах будет оберегать меня от этого и всю оставшуюся жизнь».
Искренность и верность. Одно из важнейших требований исла-
ма — искренность в отношениях с Аллахом, самим собой и ок-
ружающими людьми. Искренность больше, чем правдивость; она
обязывает верующего соблюдать коранические заповеди и руко-
водствоваться наставлениями Пророка, быть благодарным Алла-
ху и делать добро Его творениям, беззаветно любить Родину и слу-
жить своему народу. Для мусульманина понятия «ислам», «вера»
и «искренность» неотделимы друг от друга, поскольку, вставая на
путь поклонения одному Аллаху, человек очищает свою душу от
всего, что несовместимо с единобожием и благочестием. Неда-
ром, принося присягу верности Пророку Мухаммаду, сподвижни-
ки клялись искренне выполнять свои обязанности перед Аллахом
и перед людьми. Джарир бин Абдаллах рассказывал: «Я поклялся
Посланнику Аллаха, что буду совершать намаз, выплачивать за-
кят и сердечно относиться к каждому мусульманину».
Добропорядочный мусульманин — верный друг и честный
товарищ. Он не завидует своим друзьям и не желает зла своим
соперникам, воздерживается от грубости и дурных манер, не
следит за людьми и избегает злословия за их спиной, не насме-
хается над другими и не проявляет высокомерия. Его искрен-
ность поддерживается горячим желанием всегда приносить лю-
дям одну только пользу, следуя завету Пророка Мухаммада: «Не
причиняй вреда первым и не причиняй вреда в ответ».
Более того, согласно исламу, человек не обретёт истинной
веры до тех пор, пока не станет желать другим людям того же,
чего он желает самому себе. В хадисе сказано: «Не уверует ник-
то из вас до тех пор, пока не станет желать брату своему того же,
чего желает себе самому». Достичь такой степени совершенства
и благонравия удаётся только тем, кто искренне любит окружа-
ющих — не за их доброе отношение к нему, а только ради Все-
вышнего Аллаха.
История ислама знает немало примеров такой бескорыст-
ной любви, преданности и верности. Истинный верующий не
делает различий между собой и остальными мусульманами и не
считает, что у него есть больше прав на благополучие в этом
мире, чем у других людей. Не случайно, что в Священном Ко-
ране сказано: «Когда вы входите в дома, то приветствуйте се-
бя приветствием от Аллаха, благословенным, благим» (су-
ра 24 «Свет», аят 61). Здесь имеется в виду, что приветствовать
надо тех, кто находится в доме, а выражение «приветствуйте
себя» указывает на то, что существующие между верующими
взаимная любовь и милосердие делают их единым целым. По-
этому неудивительно, что ещё в недалёком прошлом, если к ко-
му-нибудь из торговцев в мусульманских странах приходил по-
купатель и приобретал у него что-нибудь, а потом к нему же
подходил второй, в то время как его сосед ещё не успел ничего
продать, торговец мягко говорил покупателю: «Иди и купи то,
что тебе нужно, у моего соседа, потому что я уже продал что-то,
а он ещё нет».
Ислам побуждает верующих оказывать помощь близким
и нуждающимся в любых обстоятельствах. Мусульманин не
бросает человека и не отказывает ему в помощи, если даже тот
допустил ошибку или поступил несправедливо. Этому учил
Пророк Мухаммад, сказавший: «Пусть человек оказывает по-
мощь брату своему, независимо от того, он притесняет других
или другие притесняют его. Если он — притеснитель, то пусть
помогающий удержит его от этого, что и станет для него помо-
щью, а если он — притесняемый, то пусть помогающий под-
§ 1. Нравственный облик мусульманина 261
262 Глава 8. Нравственные ценности в исламе
держит его». Это и есть подлинная искренность и гуманность,
которые формируются в душе верующего под влиянием кора-
нических назиданий и пророческих наставлений.
Терпение и выдержка. Ещё одним нравственным качеством, без
которого немыслимы вера, благочестие и покорность Аллаху,
является терпение. Оно помогает исправно выполнять обя-
занности, сторониться всего, что запрещено и приносит вред,
стойко переносить выпадающие на долю человека трудности
и несчастья. В Священном Коране много аятов, в которых ве-
рующим велено запасаться терпением и прибегать к его помо-
щи в трудную минуту. Поэтому четвёртый праведный халиф
Али бин Абу Талиб говорил: «Вера без терпения всё равно, что
тело без головы».
Однако далеко не каждому удаётся проявлять терпение
и в радости, и в горе. Большинство людей сетуют на судьбу, ес-
ли их постигает несчастье, и не торопятся благодарить Аллаха
и делать добро Его творениям, когда их дела приходят в поря-
док. Попав в беду, люди беспокоятся только за себя, а выбрав-
шись из неё, они зачастую отказывают в помощи другим. По
этому поводу в Коране сказано: «Человек сотворён нетерпели-
вым» (сура 21 «Пророки», аят 37).
Следуя предписаниям Корана и Сунны, мусульманин выра-
батывает в себе терпение, учится довольствоваться предопреде-
лением Аллаха и видеть пользу даже в том, что время от времени
его постигают несчастья. Он не жалуется на трудности и стара-
ется не рассказывать о своих проблемах людям, если те не спо-
собны помочь ему в их решении, потому что знает, что этим он
не доставит любящим его людям ничего, кроме беспокойства,
но даст своим недругам повод для злорадства. Он сдерживает
гнев и контролирует свои эмоции, а если на его пути встречают-
ся невежественные люди, то он проявляет выдержку и мягкость.
Известный сподвижник и комментатор Корана Ибн Аббас гово-
рил: «Проявляйте терпение при гневе и прощайте плохое отно-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.