» » » » Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа


Авторские права

Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа

Здесь можно скачать бесплатно "Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"

Описание и краткое содержание "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" читать бесплатно онлайн.








листской парадигмы и лишь позднее перешли на позиции пост

структурализма, а иногда и просто их какие-то отдельные поло

жения были с течением времени переосмыслены как основопола

гающие для постструктуралистской доктрины. В первую очередь

это касается Фуко: вначале он воспринимался как образцовый

структуралист, потом -- как эталон постструктуралистского мыс

лителя. В результате все его раннее творчество было подвергнуто

кардинальной ревизии, последовательно стремившейся отыскать в

раннем Фуко предпостструктуралистские интенции, и надо ска

зать, не без успеха.

Постструктурализм как современный тип знания

Все это вносило немало су

мятицы в умы сторонних наблю

дателей, к тому же постструкту

рализм никогда не был система

тизированной научной дисципли

ной: обоснование мировоззренче

ского хаоса, теоретическая аннигиляция целостной личности, по

следовательная установка на принцип языковых игр и глобальный

релятивизм в самом своем зародыше несли внутреннюю противо

речивость. И хаос эмоционального нигилизма не мог не повлечь

26

ГЛАВА I

за собой хаос теоретический. В этом специфика постструктура

лизма как современного типа знания: он существует не как набор

определенных истин, а как проблемное поле -- диалогически

напряженное полемическое пространство, где в состоянии вечного

соперничества разнородные концепции оспаривают друг у друга

право на роль наиболее авторитетной системы аргументации, не

вычленяясь при этом в независимое целое, но обретая свое значе

ние в непрекращающейся взаимной контестации.

Это. если можно так сказать, спорные истины, осознающие

эту свою оспоримость и поэтому всегда нуждающиеся в самооп

равдании. И структурализм -- в общей парадигме постструкту

ралистских представлений -- всегда был ее неотъемлемым эле

ментом. хотя его роль и значение ощутимо менялись в процессе

становления постструктурализма. Последний же всегда существо

вал как критика структурализма, и без предмета своих инвектив

он вряд ли смог обрести свой modus vivendi, ибо и в своих

контраргументах против структурализма он во многом зависел от

системы доказательств, выработанных своим предшественником.

Более того, сама доктрина постструктурализма постоянно под

вергает себя саморевизии, переоценке и переосмыслению, заново

интерпретируя структуралистские концепции в постструктуралист

ском духе. Наиболее показательным в этом отношении может

служить пример Фуко, о чем

говорилось выше.

Сосуществование структурализма и постструктурализма...

Сложность разграничения

этих течений заключается еще и

в том, что возникновение пост

структурализма отнюдь не озна

чало исчезновения структурализ

ма как такового. Помимо множества переходных случаев, когда

довольно трудно разграничить, где, собственно, кончается струк

турализм и начинается уже постструктурализм, сам структурализм

в своих более или менее традиционных формах продолжал свое

шествие по Европе еще до середины 70-х годов, а его качествен

ные изменения, приведшие к явной смене парадигмы, даже до

начала 80-х годов многими теоретиками по инерции продолжали

восприниматься как естественное развитие его основных постула

тов, как вполне закономерные результаты его внутренней эволю

ции, а не как решительный разрыв с предшествующей традицией.

И лишь только образование в США деконструктивизма, фор

мально завершившегося изданием "Йельского манифеста" в

27

РОЖДЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ

1979 г., послужило решительным импульсом к переосмыслению

создавшегося положения.

... в трактовке Каллера...

Тем не менее взаимоотно

шения структурализма с пост

структурализмом оказались на

столько запутанными, что факти

чески лишь только в начале 80-х годов общая картина стала не

сколько проясняться. Даже в общем такой известный специалист

по теории и истории критики, как Джонатан Каллер, выпустив

ший в 1975 г. одно из самых популярных в англоязычном мире

vademecum по ознакомлению с основами структурализма

"Структуралистская поэтика" (89), лишь только в работе 1983 г.

"О деконструктивизме" (87) признал существование постструк

турализма как влиятельнейшего течения в современной критике,

посвятив при этом немало страниц спорным вопросам периодиза

ции постструктурализма и времени его окончательного размеже

вания со структурализмом.

При определенной спорности и противоречивости его общей

позиции, обусловленной вынужденной оглядкой на свои прошлые

высказывания, в его аргументации немало здравого смысла, осо

бенно в той ее части, где говорится об эволюции будущих теоре

тиков постструктурализма, о сохранении в их позиции структура

листских представлений, о значительном количестве промежуточ

ных, переходных концепций, которые крайне трудно безоговороч

но отнести к какому -либо направлению. Во всяком случае опре

деленная доля истины есть в его утверждении, что "тщательный

анализ критики, сконцентрировавшей свое внимание на различии

между структурализмом и постструктурализмом, привел бы к

заключению, что структурализм, как правило, более похож на

постструктурализм, нежели многие постструктуралисты друг на

друга", и что "различие между структурализмом и постструкту

рализмом крайне ненадежно" (87, с. 30). Это всего лишь доля

истины, и полностью с Каллером трудно согласиться: реальная

картина как структурализма, так и постструктурализма отнюдь не

такова, какой бы ему хотелось ее видеть.

Каллер при этом поднимает очень интересный вопрос о

постструктуралистской интерпретации творчества и концепций тех

теоретиков и мыслителей, которые традиционно считались отцами

структурализма и создателями не только его общепризнанных

основ, но и его общего облика, с которым он вошел в историю.

Мне, однако, представляется, что позиция Каллера в данном от

ношении не бесспорна и уязвима. "Меняются времена и мы с

28

ГЛАВА I

ними", -- гласит латинская пословица, и вряд ли стоит рассмат

ривать и оценивать какое-либо явление вне контекста его истори

ческой эволюции. Разумеется, преемственность между структура

лизмом и постструктурализмом несомненна, но этот факт не дол

жен заслонять собой той неоспоримой истины, что постструктура

лизм подверг кардинальному переосмыслению многие постулаты

структурализма, а некоторые из них самым решительным образом

отверг.

... у Лакана и Барта...

С этим связан и тот весьма

любопытный и буквально на ка

ждом шагу встречающийся факт,

когда одного и того же исследо

вателя разные теоретики постструктурализма либо безоговорочно

включают в число его основателей, либо столь же категорично из

этого числа исключают. Так обстоит, например, дело с Лаканом.

Терри Иглтон и Винсент Лейч относят его к ряду основных

постструктуралистских мыслителей, в то время как Джозуэ Ха

рари предпринял немало усилий, чтобы доказать обратное. Самый

показательный случай -- переосмысление теории Лакана о пла

вающем означающем. Хотя структуралисты активно ею пользова

лись против реалистического мимесиса, только постструктурали

сты сделали из нее окончательный вывод, заявив о полном раз

рыве между означающим и означаемым, между знаком и озна

чаемым им явлением. Другой пример: Деррида одним из первых

указал на различие между ранним и поздним Фуко; возможно,

он и преувеличил эту разницу, на то, что она существует, никто

не подвергает сомнению. Барт действительно, как справедливо

отмечает Каллер, сочетает в "S/Z", работе 1970 г., структурали

стский и постструктуралистский подходы, но это не отменяет того

факта, что данное произведение Барта явилось поворотным в его

эволюции к постструктурализму. Следы структурализма, разуме

ется, ощутимы в "S/Z", но суммирующий, конечный вывод, ос

тающийся в представлении читателя после прочтения этой книги,

вне всякого сомнения свидетельствует о ее явно постструктурали

стском характере.

... у Леви-Стросса.

Еще один характерный при

мер. В свое время Н. Автоно

мова совершенно справедливо

отметила еще в отношении Ле

ви-Стросса "естественность" сопоставления "его концепции с

концепцией "третьего позитивизма" и философов-аналитиков, для

которых вопрос о роли и месте языка в логической структуре

29

РОЖДЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ

знания и соответственно в обосновании познания посредством

языка был вопросом первостепенной важности" (4, с. 126). Хотя


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"

Книги похожие на "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Илья Ильин

Илья Ильин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"

Отзывы читателей о книге "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.