Николай Римский-Корсаков - Летопись моей музыкальной жизни
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Летопись моей музыкальной жизни"
Описание и краткое содержание "Летопись моей музыкальной жизни" читать бесплатно онлайн.
Редер —известная нотопечатня в Лейпциге, основанная Карлом Редером в 1846 г., обслуживавшая издательство М.П.Беляева.
378
15. С.В.Римская-Корсакова скончалась 30 августа 1890 г., не дожив двух недель до 88 лет.
379
16. Сын Римского-Корсакова Святослав скончался 7 декабря 1890 г. На полях рукописи у последних двух абзацев стоят пометки: 1) «Ле-то 1890 г.» и 2) «1890-91 г.»
380
17. В рукописи описка: следовало —«19 декабря 1890 г.»
381
18. Экстренный «Концерт в честь 25-летия музыкальной деятельности Николая Андреевича Римского-Корсакова» состоялся 22/X1890 г.
382
19. На автографе партитуры стоит дата: «25 октября 1883 г.»
383
20. Подробнее об отношениях между Римским-Корсаковым и Балакиревым в этот период см.: А.Н.Римский-Корсаков: Н.АРимский-Корсаков. Жизнь и творчество. Вып., гл. — С. 54–56.
384
21. П.И.Чайковский пробыл в Петербурге с 10/Xпо 10/X1890 г. в связи с первой постановкой «Пиковой дамы» на сцене Мариинского театра. См.: «Дни и годы П.И.Чайковского. Летопись жизни и творчества». С. 507–510.
385
22. См. прим. 9 к этой главе.
386
23. Партитура первой картины первого действия «Псковитянки» в новой редакции датирована 22 апреля 1891 г., интермеццо между первой и второй картиной —17 апреля того же года.
387
24. Здесь на полях рукописи сделана пометка: «Ле-то 1891 г.»
388
25. Римский-Корсаков допустил неточность. Вторично на Зонненберге он не жил; там оставалась только семья его, сам же он, возвращаясь из Лугано, расстался с семьей в Люцерне 3/15 августа 1891 г., так как кончался отпуск. Н.А.РимскийКорсаков вернулся в Петербург один 6/V, чтобы заменять по капелле М.А.Балакирева, и должен был неоднократно ездить в «Петергофскую тюрьму» или «казарму», по его выражению, где летом обычно находилась капелла. К этому времени желание уйти из капеллы у Николая Андреевича значительно усиливается.
389
26. Здесь на полях рукописи проставлено: «1891-92 г.»
390
27. Автограф сочиненного А.К.Глазуновым «Интермеццо» между сценами Чернобога и Клеопатры в третьем действии «Млады» хранится у Н.Н.Штейнберг.
391
28. В концертах дирекции Мариинского театра третье действие «Млады» было исполнено трижды: 2, 4 и 5 марта 1892 г.
392
29. Русские симфонические концерты состоялись 30/X1891 г. и 25/1 1892 г.
393
30. Из письма Н.А.Римского-Корсакова к С.Н.Кругликову от 22/V 1892 г.: «О себе скажу, что я довольно много поработал над „Псковитянкой“, коей партитуру почти что кончил: остались увертюра, последний хор и разные мелочи». На автографе партитуры второй картины первого действия стоит дата: «11 апреля 1892 г.»; второй картины второго действия —«26 декабря 1891 г.»; первой картины третьего —«26 декабря по 26 января 1892 г.»; второй картины того же действия до заключительного хора —«7 апреля 1892 г.»; заключительный хор имеет дату: «2 апреля 1894 г.»
394
31. В письме к С.Н.Кругликову от 22/V 1892 г. (после строк, цитированных выше, в прим. 30) Римский-Корсаков писал: «…затем я сделаю клавираусцуг [„Псковитянки“], и тогда пошлю оный при письме в петербургскую и московскую дирекции, и тогда пусть ставят, если хотят. Наоркестровал и почистил две 2-е картины „Бориса Годунова“, принялся за переоркестровку „Каменного гостя“. Все это намерен выполнить в сравнительно недалеком будущем. Сверх того, я переоркестровал „Садко“ и послал для печати Юргенсону. Словом, нового (!!!!) ужасно много сделал и сделаю» (Архив Н.А.Римского-Корсакова в РНБ).
395
32. См.: В.В.Ястребцев. Мои воспоминания о Николае Андреевиче Римском-Корсакове. СПб., 1917. Вып. 1 и 2. Эти выпуски охватывают период с 15/11 1886 г. по 27/Ш 1895 г. Рукопись «Воспоминаний» В.В.Ястребцева, включая и неизданную их часть (доведенную до дня смерти композитора), хранится в НИТИМ (архив Н.А. и А.Н.Римских-Корсаковых).
396
33. Здесь в рукописи проставлена дата написания: «Флоренция, 8 августа [1906 г.]».
397
1. Здесь на полях рукописи сделана пометка: «Ле-то 1892 г.»
398
2. В тексте «Летописи» допущена неточность. Ср. перечень дат на автографе партитуры «Псковитянки» в прим. 30 к гл. XX.
399
3. О пережитом в ту пору сильном кризисе, сомнениях, разочарованиях в себе и в русской музыке свидетельствует ряд писем Н.АРимского-Корсакова к жене и к С.Н.Кругликову 1891 г. и последующих лет.
400
4. Эти статьи вошли в посмертное издание: «Н.А.Римский-Корсаков. Музыкальные статьи и заметки» / Под ред. Н.Н.Римской-Корсаковой; вступ. ст. М.Ф.Гнесина. СПб., 1911.
401
5. Здесь на полях рукописи сделана пометка: «1892-93».
402
6. Партию Войславы в первом спектакле исполняла Сонки. См.: «Ежегодник императорских театров», сезон 1892/93 г. С. 169 и 180.
403
7. Здесь в тексте помечены место и дата написания: «Ялта 10 июня [1893 г.]».
404
8. В медицинском свидетельстве, подписанном приват-доцентом Эрлицким и помеченном 1/X1893 г., говорится: «Н.А.Римский-Корсаков страдает общей слабонервностью (Neurostena cerebrospnals), связанной с легким перерождением мозговых сосудов и выражающейся усиленной утомляемостью, подавленным расположением духа, чувством тяжести в голове, по временам онемением конечностей, беспокойством в области сердца и проч.»
405
9. Н.А.Римский-Корсаков приехал в Москву 21-го и уехал 27 января 1893 г.
406
10. Произношение Э.Ф.Направника.
407
11. Об этом своем намерении Н.А.Римский-Корсаков писал подробно С.Н.Кругликову в письме от 1 /1893 г. по приезде из Москвы: «…Я чувствую потребность в обновлении, в другом воздухе, в менее туманных и мрачных зимних днях; мне кажется, что при другой обстановке я бы ожил, может быть, вновь принялся за сочинение и т. д.» Однако Н.А.Римский-Корсаков очень скоро отказался от мысли переселиться в Москву и уже 9/И 1893 г. писал С.Н.Кругликову: «В Москву не переедем. Отчего не помечтать дня два или три. Надо перестать бабиться, хворать, злиться на Балакирева, а заняться делом —вот и все. Сделать глупый и опрометчивый шаг не долго, а потом не поправишь» (Архив Н.А.Римского-Корсакова в РНБ. Частично опубликовано: А.Н.Римский-Корсаков. Жизнь и творчество Н.А.Римского-Корсакова. Вып. С. 91). Однако и после принятия такого, казалось бы, определенного решения Н.А.Римского-Корсакова не оставляла мысль о все-таки возможном переселении в будущем в Москву, как это явствует из следующего письма его к В.И.Сафонову от 15 апреля 1894 г.: «Весьма признателен вам, что не забыли чернового разговора о возможности моего переселения в Москву, но что касается до этого пункта, то скажу вам, что полагал бы подождать пока, т. е. до предстоящих, как говорят, реформ в СПб. консерватории. В будущем учебном году я бы не решился тронуться из Петербурга (уж очень я обжился там). Но потом… я не знаю, что будет, и, может быть, придется и тронуться. Поэтому прошу вас иметь это в памяти, т. е. не забывать, что в Петербурге живет некий сочинитель, который кое-что в музыке понимает и еще не настолько устарел, чтобы не мог никакой пользы приносить» (см.: «Н.А.Римский-Корсаков. Сборник документов». Музгиз, 1951. С. 140).
408
12. Э.А.Крушевский дирижировал концертами Русского музыкального общества в сезоне 1892/93 г. Концерт под управлением Шарля Ламуре состоялся 6/X1892 г.
409
13. Первая постановка состоялась 27 ноября 1842 г.
410
1. Упоминаемое в тексте письмо М.АБалакирева не сохранилось. Но в письме к Н.Н.Римской-Корсаковой от 25/V 1893 г. Н.А.Римский-Корсаков частично цитирует его: «Балакирев, узнав, что я в будущем году хочу взять опять оркестровый класс в свои руки, написал мне письмо, в котором упрашивает меня настоятельно, чтоб я этого не делал ввиду возможности расстроить вновь свое здоровье. Вот его слова: „Вы так расстроены нервами, что я уверен, что такие занятия принесут вам только огромный вред при вашей склонности приходить в крайнее раздражение по всякой мелочи, тем более что в оркестровом классе вам придется испытать наиболее все недочеты нашей молодежи, включая и невнимательность“» и т. д., а вот конец письма: «а потому очень прошу вас, не изменяйте теперешнего порядка, так удачно и удобно вами созданного» («Музыкальное наследство. Римский-Корсаков». Т._. С. 73–74).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Летопись моей музыкальной жизни"
Книги похожие на "Летопись моей музыкальной жизни" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Римский-Корсаков - Летопись моей музыкальной жизни"
Отзывы читателей о книге "Летопись моей музыкальной жизни", комментарии и мнения людей о произведении.