» » » » Евдокия Иванова - Продолжая летопись предков…


Авторские права

Евдокия Иванова - Продолжая летопись предков…

Здесь можно скачать бесплатно "Евдокия Иванова - Продолжая летопись предков…" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Продолжая летопись предков…
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Продолжая летопись предков…"

Описание и краткое содержание "Продолжая летопись предков…" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет собой сборник работ известной коми правозащитницы и включает в себя выступления, статьи, дневниковые записи и воспоминания автора, размышляющего о нелегкой судьбе коми народа в изменяющемся мире.


Продолжая летопись предков… (Записки коми правозащитницы). – Сыктывкар, 2008. – 185 с., ил.

Книга издаётся за счет средств автора

Отпечатано в ООО «Типография «Полиграф-сервис».

г. Сыктывкар, ул. Ленина, 4.

© Иванова Е.Н., 2008.






Евдокия Никодимовна Иванова

Продолжая летопись предков…

(Записки коми правозащитницы)

ПРЕДИСЛОВИЕ

В Ваших руках, читатель, уникальный человеческий документ. Это жизнеописание, сделанное в тайне ото всех, наедине с собой и вечностью. Вечность — это Бог, это память предков, это завет отца. В 14 лет коми девочка по имени Дуня Панюкова стала вести дневник. Формат для её записей, как сейчас бы сказали, задал отец. «Нужно зафиксировать, что и как будет происходить с коми народом в бурном XX веке». Это важно, потому что, как известный на Вишере прорицатель, Никодим Иосифович Панюков предрекал исчезновение своему народу в противоборстве с историей. Это подхлёстывало девушку быть внимательной, терпеливой и ответственной. Ведь она должна выжить, выстоять и, по замыслу отца, стать летописцем своего рода, а через него увидеть и понять судьбу всех коми.

Евдокия Никодимовна Иванова (в девичестве Панюкова) выполнила наказ своего отца. Но она сделала это не в кабинете и не в библиотеке, а находясь в гуще самой жизни, получая от неё и шишки, и вдохновение. Именно память об отце помогла ей в зрелые годы найти себя в правозащитной деятельности.

Своеобразие книги в том, что её автор — активная личность. Она борется за достойную жизнь, за любимого человека. Не устраняется от трудностей, она чутка к новому, откликается на нужды людей. Е.Н. Иванова честно, прямо и искренне описывает, как всё было. За каждым ее словом чувствуется поступок, характер, убеждённость в своей правоте.

Эта активная позиция определила содержание и композицию книги. Здесь использованы и воспоминания, и документы, публичные выступления, статьи, дневниковые записи, письма. Очень многое из того, кто включено в книгу, было высказано в интервью журналистам, в живых беседах с единомышленниками, на судебных заседаниях и на правозащитных собраниях, в ходе дискуссий различных форумов. Но для книги всё глубоко продумано, выстроено.

Два слова о языке и стиле автора. Они максимально сохранены редактором. Страницы её книги одухотворены прожитой жизнью и пережитыми страданиями. Язык второй части книги — в основном язык публичных выступлений. Для него характерны прямота, резкость, чёткость, искренность. Впрочем, так же она ведёт политические беседы и с друзьями. Но это ни в коем случае не язык и стиль политолога. Это язык простой коми женщины, посвятившей свою жизнь борьбе за справедливость.


Н.А. МИТЮШЁВА




Вступление

Что происходило в нашей республике при моей жизни в 1935–2005 годах и раньше, с кратким изложением событий, начиная с 1914 года, легло в основу летописи о моей личной и общественной жизни. Я, Панюкова-Иванова Евдокия Никодимовна, родилась 9 февраля 1927 года в селе Большелуг Сторожевского района Коми АССР.

В 1940 году начала писать историю нашего рода по просьбе своего отца Панюкова Никодима Иосифовича. Он был 1886 года рождения. Славился пророческими предсказаниями. Отец говорил так: «Дуня, Бог дал тебе умственный дар, чтобы много знать в общественной жизни. Когда тебе исполнится сто лет, к этому времени у коми зырян не будет своей родины. Не будет и коми зырянского языка. Я тебя благословляю и завещаю тебе описать происходящее с тобой и в жизни коми зырян, чтобы будущее наше родство знало».

Тогда мне было 14 лет. Жизнь у каждого человека находится во взаимосвязи с государственным управлением. Перечитывая свои дневники, решила: надо переписать эти дорогие мне страницы, ставшие местами ломкими от ветхости, чтобы осталась в виде летописи память о том, как мы прожили двадцатый век. В 1965–2005 годах, 40 лет, я занималась общественной деятельностью. В каком обществе живём, такую историю и творим.

Золотая могила

Родина нашего рода село Большелуг. У родителей моего отца было четыре сына: старший Кондратий, затем Арсений, Никодим — мой отец, младший Никита и две дочери Анастасия и Феодосия, мои тётки. Каждый сын наравне с отцом имел свой лесной участок. Добывали пушнину и заготовляли лес для продажи иностранным купцам за золото. Всё золото, заработанное до женитьбы сыновьями, по обычаям предназначалось младшему брату Никите. Он должен был жить с состарившимися родителями и присматривать за ними до смерти.

Случилась беда. У Кондратия — моего старшего дяди — скоропостижно скончалась молодая жена. Детей у них не было. Для удостоверения причин её смерти в нашем селе не было медицинского работника. Местный же священник отпевать и хоронить покойницу на кладбище отказался, ссылаясь на неизвестность причины смерти и возможное самоубийство. Самоубийцам места на кладбище не давалось.

Наша родственница в церковь к батюшке с молитвой за здравие не обращалась и за грехи не исповедовалась. Значит, она была здорова и не могла просто умереть. Так рассуждал священник.

Внезапная смерть близкого человека всем моим родственникам была вдвойне тяжела: не знали, куда хоронить. Можно было похоронить невестку на охотничьем участке по реке Вишере (Висер ю), который находился за 40 км. Зима. Гроб придётся тащить на нартах (большие сани) по лесной визирке-тропинке.

Четыре брата и отец, встав на лыжи, смогли бы на санках тащить гроб. Но отец семейства, мой дед Иосиф Дмитриевич, такое захоронение посчитал великим грехом. Чтобы уладить дело, наш род собрал и отдал церкви всё свое золото — три фунта золотых монет (один килограмм двести грамм). Похоронили на кладбище. Не отпевали. На руках у родственников золотых монет не осталось.

В Бога они верили, но после этой истории к церкви стали относиться настороженно. Больше всех пострадал мой дядя Никита. Он был 1890 года рождения. Остался он со старыми родителями на руках и без денег.

5 февраля 1914 года отец и мать поженились, венчались в церкви. Коми народ, верой и правдой защищая царскую Россию, служил Отечеству. В 1914–1918 годах была мировая война. Германия начала войну с Россией. Мои родственники и мать проводили на войну моего отца. Отец после тяжёлого ранения вернулся домой инвалидом. А позже провожали служить в царскую армию дядю Никиту. Началась революция. Дядя Никита перешёл на сторону красных и вместе с односельчанином Ефимом Михайловичем Мишариным устанавливал советскую власть в 1917 году. Отец нам говорил о том, что в России русский народ жил очень бедно. Русские так же в лаптях ходят, как и в коми деревнях. Своими глазами видел, как трудно и бедно им жилось. Налоги были очень большие. Народ не выдержал тяжёлого гнёта царя, поэтому и началась революция, чтобы с престола снять царя и свергнуть его правительство. Это свершилось в феврале 1917 года. Мой дядя Никита погиб в бою. Ефим Михайлович Мишарин по ранению приехал домой.

В 1918 году весна и лето были тёплые. Люди надеялись получить хороший урожай. Но в августе начались дожди и ранние заморозки, да такие, что берега Вишеры покрывались тонким ледком. Потом снова потеплело, но урожай спасти не удалось. Сено сгнило на лугах, рожь, ячмень, овёс и лён погибли на корню. Скот пришлось резать и солить на мясо, но хлеба не было, и людям грозил голод. Жители села Большелуг собрались на сход и стали просить Ефима Михайловича Мишарина, учителя школы, как участника Октябрьских боёв в Москве, ехать к Ленину за помощью. Просьбу жителей поддержал местный совет и партийная организация. К Ленину поехал Е.М. Мишарин.

По распоряжению В.И. Ленина из резервного фонда в городе Орле погрузили и отправили два эшелона с хлебом. 105 тыс. пудов доставил Ефим Михайлович сначала до станции Котлас, а затем и до Коми края. В 1918–1919 годах ленинская помощь спасла от голода тысячи людей. В памяти очень многих Ленин остался товарищем и спасителем коми народа. Что творили правители в управлении государством после его смерти, отношения к В.И. Ленину не имеет.

У каждого царя-батюшки и вождя своя политика, и память в народе о каждом — своя. Так рассуждал в 1940–1941 годах мой отец Никодим Иосифович о Ленине и о других правителях страны после тяжких страданий, что испытала наша семья. Историю эту я записала тогда же по рассказам отца.

В 1936–1937 годах наше селе переживало насильственную начали организацию колхозов, переход от единоличного крестьянского хозяйства к коллективному хозяйству. Наш отец, не знаю почему, в колхоз вступать не хотел. У нас была пахотная земля, где сеяли рожь, ячмень, овёс, лён. Сажали картошку, капусту, репу, лук, редьку. Всего этого мы лишились. Забрали сенокосные луга, лесной охотничий участок. В хозяйстве держали две коровы, две лошади, 25 голов овец. Всё забрали в колхоз. Нам оставили одну корову и лошадь, около дома небольшой клочок земли. Прожить без дополнительного участка земли и сенокосных лугов просто невозможно.

В семье нас было шестеро детей. Мать Анна Андреевна 1889 года рождения, в марте 1936 года в возрасте 47 лет родила последнего, шестого ребёнка мальчика Сашу. Отец и старший брат Алексей, он был 1919 года рождения, были охотниками-промысловиками. Пушнину сдавали государству за деньги, за порох, патроны. Все продукты питания: хлеб, мясо, молоко, сливочное, растительное и льняное масло — добывали в своём хозяйстве, своим трудом. На керосин, чай, сахар, соль и на другие нужды отец и брат сдавали пушнину и дичь государству. Жили мы без нужды, не богато, но нормально. Нас раскулачили. Лишили всех прав на существование.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Продолжая летопись предков…"

Книги похожие на "Продолжая летопись предков…" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евдокия Иванова

Евдокия Иванова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евдокия Иванова - Продолжая летопись предков…"

Отзывы читателей о книге "Продолжая летопись предков…", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.