» » » » Евдокия Иванова - Продолжая летопись предков…


Авторские права

Евдокия Иванова - Продолжая летопись предков…

Здесь можно скачать бесплатно "Евдокия Иванова - Продолжая летопись предков…" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Продолжая летопись предков…
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Продолжая летопись предков…"

Описание и краткое содержание "Продолжая летопись предков…" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет собой сборник работ известной коми правозащитницы и включает в себя выступления, статьи, дневниковые записи и воспоминания автора, размышляющего о нелегкой судьбе коми народа в изменяющемся мире.


Продолжая летопись предков… (Записки коми правозащитницы). – Сыктывкар, 2008. – 185 с., ил.

Книга издаётся за счет средств автора

Отпечатано в ООО «Типография «Полиграф-сервис».

г. Сыктывкар, ул. Ленина, 4.

© Иванова Е.Н., 2008.






Летом наш шестой класс работал на сплаве, пилили дрова школу топить. Красили оконные рамы, парты, полы. До первого сентября 1941 года оставалось несколько дней. Утром мы пришли на работу в школу, а Михаила Михайловича нет, подумали, что опаздывает. А он пришёл попрощаться с нами, сообщил, что его отправляют на фронт. Каждого ученика он обнимал и целовал, говорил, чтобы не вспоминали его плохо, если кого-то обидел. Все плачут, и у Михаила Михайловича слёзы текут по щекам. От школы мы пошли строем к сельскому совету, там сборный пункт. Из деревни Лымва, сёл Нившера и Богородск большую партию людей отправляют на фронт. Провожающие и отъезжающие — все плачут. После выступления райвоенкома сказали: попрощайтесь и в дорогу. Михаил Михайлович подошёл ко мне и говорит: «Дуня, проводи меня. Что-то хочу тебе сказать». Говорит, идёт на войну, вернётся или нет, не знает. Как учитель, должен предупредить меня, чтобы я знала: после окончания неполной средней школы, 7 класса, по указанию райисполкома детям из кулацких семей сельскому совету запрещено давать справки, чтобы продолжать учёбу. «Ты из единоличной семьи. Мать твоя сидела в тюрьме. Хотя ты и отличница, в Сыктывкаре тебя никуда не примут учиться, кроме ФЗО и ремесленного училища. Мы тебя с Николаем Дмитриевичем с 5-го класса готовили, чтобы ты хорошо знала русский язык. Мечтали в Ленинград на двухгодичные подготовительные курсы тебя устроить. Преподаватели в Ленинграде сами бы выбрали, в какое специальное училище тебя определить. У нас была договорённость после 7 класса увезти тебя в Ленинград. В Ленинграде есть один коми преподаватель, обещал тебя принять по нашей просьбе. Есть общежитие, кормили бы бесплатно. Но фашисты погубили нашу жизнь. Дуня, пиши, пиши летопись, как учились и работали в военные и послевоенные годы». Снова Михаил Михайлович меня обнял и поцеловал. Это было 25 августа 1941 г. Навсегда мы проводили на войну своего школьного учителя. А в октябре 1941 года Михаил Михайлович пропал без вести. После 22 июня 1941 года мужчины уходили на войну, а осенью начали приходить похоронки. Село опустело. Дети и взрослые все работали в колхозе и на лесозаготовках. Все дети были очень дисциплинированные. Каждый день на первом уроке учителя говорили нам, какая обстановка на фронтах Отечественной войны.

Однажды я видела сон, о котором рассказала маме. Она говорит: «Сон предсказывает то, что снова большую партию людей отправят на войну. С Нившеры, Богородска, Большелуга. Вашего учителя Николая Дмитриевича отправят на фронт. Он погибнет». Утром я пошла в школу в слезах. Николай Дмитриевич подошёл ко мне и спрашивает, почему я плачу. Заболела или что-то случилось дома? Я ответила. После последнего урока меня пригласили в учительскую рассказать, что за сон я видела и о чём он предсказывает. Я им рассказала, объяснила, что Николая Дмитриевича отправят на войну. Он там погибнет. Учителя меня стали убеждать, что Бога нет. Сны ничего не могут предсказывать. Я сказала им, что все учителя школы антихристы, а сны могут предсказать, что ожидает людей. Почему антихристы? Я ответила: «Учителя на первом уроке, когда я училась в 1–2–3-м классах, говорили, а ученики хором повторяли, что Бога нет, молитвы читать нельзя, крестики на шее носить нельзя. Учителя по домам ходили, заставляли снять со стен иконы. Мой отец считал всех учителей школы антихристами. Антихристам Бог ничего не предсказывает. Я верю, что предсказания существуют». Учителя меня не ругали, молчали. Такая доверительная беседа с учителями была 10 марта 1942 года.

А через три дня 13 марта 1942 года пришел в школу Николай Дмитриевич попрощаться, его на фронт отправляют. Меня пригласили в учительскую. При всех учителях Николай Дмитриевич сказал: «Дуня, если я вернусь с войны живым, где бы ты ни была, я тебя найду. Помогу тебе образование получить, чтобы ты была знатным человеком. Сейчас я верю твоим предсказаниям».

Учеников младших классов отпустили домой. Ученики 5–6–7 классов и учителя, колонной около ста человек, пошли к сельскому совету. Там уже стояли в строю очень много мужчин, среди них — совсем молоденькие парнишки; всех их собрали, чтобы отправить на фронт, из сёл Нившера, Богородск, Большелуг и маленьких деревень вокруг. На дороге ожидали лошадиные подводы с ямщиками. Военком завершил своё выступление словами: «Попрощайтесь, солдаты, с родными и в путь. Садитесь на подводы!» Николай Дмитриевич на прощание сказал нам: «Я вас всех люблю. Не вспоминайте обо мне плохо». Мы все вышли на дорогу и махали рукой, пока были видны подводы. 13 марта 1942 года мы не учились. Провожали на фронт своего учителя.

О судьбе Николая Дмитриевича я узнала через 52 года, в 1994 году из «Книги Памяти» о воинах, погибших в Великую Отечественную войну. Там сообщается, что Тарачёв Николай Дмитриевич родился в 1917 году в деревне Комигрезд Пыёлдинского сельсовета Сысольского района Коми АССР. Погиб в бою 22 октября 1944 года.

1941–1942 учебный год был для меня последним в Большелугской НСШ. По окончании её получила седьмую похвальную грамоту. Все выпускники 7-го класса работали зимой на лесозаготовках, весной по реке сплавляли лес, летом — на заготовке сена, осенью — уборка урожая. Жили и работали под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!». На трудодни зерна давали очень мало, всё сдавали государству. Было очень тяжело.

Осенью 1941 года сестру Анну отправили в Сыктывкар в ремесленное училище, там получила специальность моториста-рулевого катера. Буксировали баржи с круглым лесом — до лесозавода и боны — для Максаковской запани. Зимой плавсостав работал в мастерской, ремонтировал катера и баржи.

Через год, осенью 1942 года, меня — выпускницу семилетки отправили в школу ФЗО (фабрично-заводское обучение) при Сыктывкарском лесозаводе. В сельском совете дали на дорогу один килограмм ржаной муки. Из неё мама спекла лепёшки, солому в тесто не добавляла. До Сторожевского райисполкома, где был сбор фэзэошников, 27 км по лесной дороге, я шла пешком одна. Из сёл и деревень нашего района собралось более ста подростков. Нас отправили в Сыктывкар в школы ФЗО и в ремесленное училище. Я попала в группу рамщиков лесозавода. Мы получили общежитие в Максаковке. Одну неделю нас учили технике безопасности: как работать на пилораме, на деревообрабатывающих станках. Водили по заводу, показывали территорию, начиная с бассейна — водного цеха, где работа была на открытом воздухе. Осмотр завершился около штабелей с готовыми пиломатериалами. Получили спецодежду: кирзовые сапоги, тёплые портянки, телогрейку и большие американские брюки на ватине, сшитые из подкладочного материала, шёлка или саржи. Мы пилили авиалес для строительства самолётов. Работа была очень тяжёлая, двухсменная по 10 часов в сутки. С нами был один мужчина-механик. Он следил за исправностью пилорам и станков. Кормили три раза в день. Были полуголодными.

Водный цех. Здесь работали взрослые женщины, направляя брёвна на транспортёр, по которому те поступали на первую пилораму. Завод был механизированный. На тележку бревно нужно было толкать. На этом участке стояли две девочки, они считались подсобными рабочими. Я физически была слабая, ростом маленькая, выполняла работу рамщика.

Через несколько дней нас, фэзэошников, в одной смене было уже 30 человек. Старший мастер предложила мне две смены вместе с ней вести учёт с первого участка (первая пилорама). Сколько пропустит первая пилорама кубометров, столько пройдёт и всю остальную обработку — до готовой продукции. У первой пилорамы вести учёт поставили меня. Продукцию готовых пиломатериалов принимали штатные мастера лесозавода.

Вместе с фэзэошниками на лесозаводе работало около 600 человек в две смены по 10 часов в сутки. Выходной день был воскресенье. Меня поставили учётчицей на первом участке. Мне объяснили: строго по дисциплине военного времени вести учёт, чтобы ни одного бревна не пропустить неотмеченным и ни одного лишнего не записать. Из высокосортной авиационной сосны изготовляют самолёты, а самолёты нужны фронту. И каждое бревно — от лесной делянки до готовой продукции лесозавода — на учёте. Если я в документах отмечу за смену хотя бы одно лишнее бревно, а готовой продукции не будет? Что тогда? Халатность допустил ученик, а отвечать должны рамщики и станочники. Значит, они где-то сделали брак, и высокосортный лесоматериал пошёл на отходы? Работа учётчика была очень ответственная. Но я успешно справлялась.

Каждому фэзэошнику на день рождения давали подарки: кому чулки, кому ситцевый платок, кому кусок хозяйственного мыла. Некоторые получали шёлковые американские брюки на ватине, всё было серого цвета. Это считалось лучшим подарком. Мы брюки пороли и шили себе юбки. Сдавали в городской красильный цех. Красили на любой тёмный цвет: чёрный, коричневый, синий, зелёный. Юбки из американских брюк нам казались очень нарядными. По воскресеньям нас водили в баню. Медицинские работники следили, чтобы ни у кого не было вшей. Постельное бельё меняли два раза в месяц.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Продолжая летопись предков…"

Книги похожие на "Продолжая летопись предков…" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евдокия Иванова

Евдокия Иванова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евдокия Иванова - Продолжая летопись предков…"

Отзывы читателей о книге "Продолжая летопись предков…", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.