» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






26.08. Вера и благочестие предков наших спасали нашу землю от бедствий, при нашествии на нее наших врагов

(26 августа праздник в память сретения иконы Пресвятыя Богородицы, нарицаемыя "Владимирская". Прол. Авг. 26)

В 1395 году татарский хан Тамерлан пришел в Русскую землю и помышлял истребить христианство, взять город Москву и другие города и покорить их под свою власть. Узнав об этом, великий князь Василий Дмитриевич собрал свои войска и пошел из Москвы к Коломне, навстречу своему врагу. Тамерлан же вошел в княжество Рязанское и приближался к берегам Дона. Василий Дмитриевич со своим войском и народом, зная силу и свирепость своего врага, обратились с мольбою к Богу о своем избавлении. Все, воздевши руки на небо, со слезами стали молиться Богу и Пресвятой Богородице о спасении отечества. Великий князь просил митрополита Киприана, чтобы он наложил на народ пост и чтобы повелел всем усерднее молиться со слезами. Пост наложил на себя также и весь освященный собор. И повелел князь принести из Владимира и чудотворную икону Божией Матери, написанную, по преданию, евангелистом Лукою. И она принесена была с великою честью из Владимира в Москву. Народ встретил ее за городом, и все перед нею плакали и молились. И молитва наших предков была услышана. Без всякой видимой причины, Тамерлан бежал в свою землю и тако, прибавляет сказание, исчезе молитвами Пресвятой Богородицы.

Чему поучает нас, братие… это сказание о празднике в честь Пресвятые Богородицы? Поучает подражать нашим предкам в их горячей любви к своему отечеству, а вместе и их твердой вере в Бога и крепкой на Него надежде. Не искали наши предки помощи у соседей, не обратились с постыдною просьбою о помиловании ко врагу, не понадеялись и на свою силу. А обратились прежде всего к Богу Крепкому и Живому и на Него одного возложили всю свою надежду и упование, и Господь услышал мольбы их и спас от врага, дотоле грозного и неумолимого.

Будем же подражать им в вере, надежде и любви к Богу, в крепкой любви к своей родине, посту, молитве и слезам их; да и нас Господь, в трудные дни жизни нашей, спасет и помилует. Аминь.

27.08. В чем мы можем поучиться у птиц

(Слово от старчества. Прол. Авг. 27)

Слово церковное 27 на августа дает нам некоторые уроки от птиц. Какие же это уроки и в чем состоят они? Птичье житие, говорит слово церковное, знаменует и нам имети нестяжательное и беспечальное житие. Вот первый урок и урок хороший, ибо оный дает нам и Христос-Спаситель: Воззрите, говорит, на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницу; а Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф. 6, 26). Мы не должны привязываться к земному, не должны полагать в нем задачу и цель жизни, а, имея пищу и одеяние, быть довольными и ими и во всем остальном уповать на Господа, Который для нас есть Отец Милосердый и, в случай нашей нужды, всегда подающий нам все для жизни необходимое.

Есть птицы, у которых крылья так устроены, что они, не могут высоко летать. Такие птицы, по слову церковному, учат нас не высоко мыслить о себе и быть смиренными и с такими же людьми иметь и общение. И этому учит также нас и Сам Спаситель, говоря: всяк смиряяй себе вознесется. И еще: на кого воззрю? Токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих.

Наконец, крылья птицы, по слову церковному, учат нас "едину мысль имети горе к Богу… Крили бо есть деяние и видение, ими же восходим к Богу". Христианин всегда должен жить с Богом и в Боге и иметь ум всегда устремленным к небесному, вечному и божественному. Что нам в этой земле? Она чужая нам сторона: небо наше родное отечество, где наш Господь, породивший нас честною Своею Кровью, и где так светло, так отрадно, где такие чудные красоты, где такое восхитительное пение. Итак, как видите, есть чему поучиться и от птиц. И мы сейчас научились от них быть нестяжательными и во всем полагаться на Бога; быть смиренными и с такими лишь людьми иметь и общение; и, наконец, ум иметь всегда устремленным к Богу и жить лишь для Него и для вечности.

Примем эти уроки к сердцу нашему и будем стараться усвоить их себе для спасения нашего. Аминь.

28.08. Степени блаженства праведных будут различны

(Повесть от старчества)

Блаженство праведных будет иметь свои степени. Это открывают нам слово Божие, св. отцы и примеры. Апостол говорит: кийждо свою мзду приимет по своему труду (1 Кор. 3, 8); сеяй скудостью, скудостью и пожнет: а сеяй о благословении, о благословении и пожнет (2 Кор. 9, 6). Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых (1 Кор. 15, 41. 42). Св. Ефрем Сирин говорит: "Господь наименовал многие обители, не по разности мест, но по степени дарования… Каждый в своей мере озаряется единым мысленным солнцем, и по степени достоинства почерпает радость и веселие" (Ефр. Сир. твор. ч. 3, ел. 68). Примеры, наконец, говорят то же; возьмем один из них.

Некоторый великий старец имел двоих, не всегда послушных ему, учеников. Так как они часто смущали его, то он и решился оставить их, и ушел от них в один из общежительных монастырей, выдав там себя за странника и новоначального инока. В монастыре он пробыл три недели, и там, в это время, ничего не делал по своей воли и исполнял беспрекословно все поведанное ему. Через три недели он увидел, пришедшего к нему, никоего в белоснежной одежде, который держал в руках два сосуда: один наполненный маслом, а другой пустой. Явившийся отдал старцу пустой сосуд и из наполненного влил в оный малое количество масла. Старец сказал: "отдай мне сосуд, полный масла". Явившийся отвечал: "нет, этого сделать нельзя; но насколько ты потрудился, настолько я и влил тебе масла"… И сказал старец: "если и малое добро сделал человек, то и за оное воздаяние от Бога примет, но только по достоинству, что и справедливо".

Итак, степени блаженства праведных будут различны, но есть ли в том что-либо для нас поучительное? Есть — и именно то, что мы должны более и более соревновать друг другу в добродетели, чтобы чрез то и большее получить блаженство. Чтобы больше приобрести богатства земного, мы не жалеем самих себя, трудимся часто до пота, до изнеможения, до слез почему же не заботимся хотя насколько же и для получения богатства Небесного? Первое и червь, и тля тлить, и татие подкапывают и крадут, и оно остается по сию сторону гроба; на тот свет мы его с собой не возьмем; а ведь последнее богатство небесное, вечно с нами пребудет, и его никтоже возьмет от нас. Поэтому будем заботиться всеми силами души и об умножении сего последнего. "Одно то богатство, говорит св. Григорий Назианзин, есть истинное, которое добродетелями нас обогащает. Итак, братие, если вы богатыми быть желаете, истинное богатство любите; если наверх истинной чести взойти хотите, к Небесному Царствию теките; если славу достоинств любите, то хору Ангельскому сопричислены быть спишите. Се есть богатство истинное" (В речи 15, на Ев. Лук.). Аминь.

29.08. В скорбях не должно малодушествовать

(Слово от старчества)

В скорбях мы часто двоимся. С одной стороны, прибегаем к Богу с мольбою о помощи и горячо просим Его избавить нас от постигшей беды; и в это время всегда чувствуем духовное утешение и облегчение скорби. Но, лишь кончилась наша молитва, как сейчас же и к непозволительным средствам начинаем прибегать, чтобы миновать горе, и готовы бываем на обман и на хитрости. И тут, конечно, лишаясь благодатной помощи Божией, впадаем в мучительную тоску, и беспокойство, и скорби наши усиливаются. Отсюда мы и должны поставить себе за непременное правило: когда придет скорбь, то искать облегчение от нее в молитве, а к непозволительным средствам не прибегать, ибо они отнимают от нас и то утешение, которое мы стяжали в молитве, и скорбь не облегчают, а усиливают.

Некоторый инок однажды был в чем-то обвиняем старцами, и, в этой скорби, стал особенно усердно молиться Богу. Но в то же время ему очень тяжким и горьким казалось принять осуждение, и он стал всеми способами стараться, как бы избегнуть наказания, в чем и успел, уговорив одного брата принять на себя его грех и дать в нем начальнику ответ. В ту же ночь после сего, когда он, после обычных пения и молитвы, заснул, увидал он во сне некоторую птицу, которая ходила по земле и не могла летать, потому что не имела крыльев. Эта птица взошла на некоторое чудное дерево, и начала петь так восхитительно, что ее пение удивило инока. Усладившись пением, он стал внимательно смотреть на птицу и увидал, что она составляла как бы половину целой птицы, так что виделся только нос и ноги ее. Инок подумал: хотя птица и злообразна, но зато пение ее весьма усладительно. После этого он проснулся и, под влиянием слышанного пения, исполнился, с одной стороны, всякой радости и умиления, а вместе с тем от того, что видел пришел в страх и трепет, и, горько заплакав, сказал: "виденная мною птица есть образ моего лишения, как и сказано про некоторых: на половину они вышли из мира и на половину остались в мирском и плотском мудровании. Поскольку я молился: Господи, даждь ми смирение! Господь послал исцелить тщеславную мою душу а поскольку нетерпеливым оказался, вот и скорблю… И, так укоряя себя, инок продолжал плакать.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.