» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






Что говорит относительно себя инок, то должно разуметь о себе и всем нам. Ибо и большая часть из нас в скорбях поступает не лучше его, а потому и плачет также не меньше, а пожалуй и больше инока. Поэтому, чтобы избегнуть, на будущее время, этих горьких и бесполезных слез в печалях и скорбях, — оставляйте искать утешение в непозволительных и греховных средствах, а лучше всего, когда томительная скорбь будете тяготить душу вашу, всецело предайтесь Тому, Кто печется о насте несравненно более, нежели мы сами. Узрите Бога верою, приблизьтесь к Нему надеждою, обнимите Его любовью, и вас никакое горе не возмутит, никакая нужда не обременит, никакая потеря не обеспокоит. Да, мы не оттого в жизни бедствуем, что беды нас окружают; а оттого, что в них мы часто Бога забываем, забываем в Нем одном искать, и от Него одного ожидать утешения. Аминь.

29.08. Против гнева

(Поучение святого Григория о гневе)

Последствия гнева можно сравнить с последствиями вихря. Последний иногда минутою пронесется над городом или селением, а посмотрите, сколько зла натворит: все переломает, перековеркает, разбросает, а иногда многих и жизни лишит. Точно также, и в гневе человек иногда множество страшных преступлений делает, и часто последствия этой страсти бывают ужасны. Поэтому мы, братие, и должны всеми силами стараться преодолевать эту страсть и побеждать ее в себе. А чтобы преодолеть и победить ее, будем заранее вникать во все зло, какое от нее может произойти, и в то ужасное состояние, в которое она приводит человека. Какое же может быть зло от гнева? И в чем состоит то ужасное состояние, в которое он приводит человека?

Св. Григорий, в слове о гневе, говорит: "не дайте, братие, места гневу в себе, потому что муж гневливый благодати Божией не получит, ибо с высоты добродетели терпения он впадает в ров пагубной ярости. Какой из зверей настолько лют и неукротим, как муж гневливый и неудерживающийся от ярости? Что может быть хуже человека в гневе? Гнев приводит его в неистовство, делает безобразным и злым, и Дух Божий удаляется от такового. Что делает человек гневливый? Сам собою не владеет, не помнит себя, от ярости делается подобным пьяному, не хочет знать даже делавших ему добро; ко всем привязывается, всех оскорбляет, хулит начальствующих. Всем противится, без ума многословит, клянет, бьет, ни перед кем не хочет покориться и не принимает слов от тех, которые его уговаривают и его ярость подобна яду, который носят в себе гады ползающие. Взбесився от гнева, он как пес на всех лает, как скорпион жалит и как змея пожирает.

Бегайте, братие, такового зла: ибо гневливый бесчестит свой сан, позорит свои седины, его жертва его неприятна, и пред Ним оправдаться он не может.

Итак, видите, братья, сколько зла в гибельной страсти гнева, и в какое ужасное состояние она приводит человека. Она лишает его, как слышали, благодати Божией, делает хуже зверя, безобразным злым, и Дух Божий удаляется от такового. В гневе, как видите, человек не помнит себя, всех оскорбляет, хулит, всем противится, клянет, бьет, изливает на всех яд свой, как змея и скорпион. Что может быть ужаснее сего? Вникайте в сие, братие, чаще и поборите в себе всеми силами вашей души ту гибельную страсть. Но, вы скажете: "не можем держаться от нее!" Если так, то, пожалуй, и держите гнев, но только уж никак не на людей, а: против кого-нибудь другого. Против кого же? Да, вот, например, хоть бы против врага вашего спасения — Дьявола. Такой гнев подлинно позволительно иметь. "Гнев же буди тебе, — говорит тот же св. Григорий, — точию на единого дьявола: тем бо из правды испадохом, той же и ныне коегождо нас ловит: прельстити, и в неугасающем потопити пламени, его же и сам сатана зле трепещет". Да, если уже не можете удержаться от гнева, то гневайтесь на дьявола, а от гнева на людей бегайте, как губительной язвы; ибо, повторяем, он лишает гневливых благодати Божией, и такой человек не оправдается пред Богом. Аминь.

30.08. Чем более кого Господь возвышает, тем более тот смиряться должен

(Память преподобного отца нашего Александра Свирского, нового чудотворца)

Когда мы стоим в низкой доле, тогда, большею частью, бываем кротки, смиренны, ко всем ласковы и приветливы, А когда получаем или неожиданное богатство, или возвысят нас чем-либо перед другими, или вообще к нам придет счастье; тогда совсем изменяемся. Куда удаляются от нас кротость и смирение, куда ласка и приветливость? Спесь и гордость заступают их место, прежних друзей забываем, со всеми обращаться начинаем надменно и презрительно Это, братие, нехорошо, это христиан недостойно. "Елико ти есть велик сан, — говорит Святитель Димитрий Ростовский, — толико имать быти и смирение; елико велико почитание, толико имать быти и себе во смирении презрение: елико человецы возносят ти, толико смирен буди: елико почитают и славят, толико бесчестна себе быти вменяй (соч. Свят. Дим. ч. И, изд. 1857 г., стр. 356). Вот как нужно поступать христианам, когда Господь их возвышает! И истинные рабы Божии всегда так и поступали и оставили нам в этом случае примеры спасительные. Поучимся сему хотя у одного из них.

Когда преподобный Александр Свирский, будучи в сане игумена принял и священство, то не изменил своего всегдашнего правила поступать по словам Господа: "аще кто хощет в вас старей быти, да будет всем слуга: " и всегда себя смирял, меньше всех считал и всем служил, подавая собою всем пример, и на труды монастырские выходил прежде всех. Во все дни делал все своими руками, ходил в поварню, месил тесто, пек хлебы. Иногда ходил на озеро и оттуда носил воду, иногда в лесу рубил дрова и сам приносил оные в монастырь. Иногда приходил в рабочую избу, где братия мололи жито, и там, когда находил их спящими, исправлял за каждого его урок и, после уже этого, уходил в свою келью. В церковь прежде всех входил и после всех уходил из нее. Ложась спать, даже рогожи не подстилал себе и никогда не нежил тела своего омовением. Одеждою его была грубая, вся в заплатах, похожая на рубище, свита. И многие неразумные, укоряя, ругались ему. Блаженный же все укоризны с радостью принимал.

Вот как поступали святые Божии, когда приобретали над другими власть. И, как поступали они, так должны поступать и все мы ибо сего требует от нас и Сам Господь. Когда Он умыл ноги ученикам, то сказал: "знаете ли, что Я сделал вам? вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (т. е. служить друг другу со смирением и любовью); ибо Я дал вам пример, чтобы вы делали то же, что Я сделал вам." Но не забудьте, наконец, и то, что усугублять смирение, при возвышении, мы должны и для своей же пользы, для большего же своего возвышения. "Тогда бо честен и достоин будешь, — говорит опять Св. Димитрий, — егда бесчестна себе быти возомнишь; тогда велик будешь, егда мала себе быти уразумеешь; тогда что будешь, егда ничтоже себе быти вменишь" (ч. I, стр. 357). Итак, и это примите к сведению, и во смирении пребывайте. Аминь.

31.08. Милостыни, которые раздаем мы нищим, приемлет Сам Христос и за оные воздает сторицею

(Слово о милостивом Соломоне, яко даяй нищему милостыню, Богу взаем дает, и сторицею приимет)

Святый Василий Великий, в слове на богатящихся, беседуя о пользе милостыни, между прочим, говорит: "милости к дающим возвращаются; дал богатый алчущему, о своей пользе постарался ибо что ты дал, со избытком получишь. Великое дело есть милосердие; ибо приемлет Сам Христос, на небеси сидящий, что получает от рук твоих бедный, на земле лежащий" (на богатящихся). Подобно сему, о пользе милостыни, учит и другой вселенский учитель св. Златоуст "великая есть вещь — человек, говорит он, и драгоценная — муж милосердый. Сие есть большая благодать, нежели мертвых воскрешать; ибо здесь ты благодетельствуешь Христу, а там Он тебе" (бесед. 36 к народу). Справедливо же ли так учат св. отцы? Правда ли, что когда мы подаем что-либо нищим, то о своей пользе стараемся? И, когда что отдаем им, то и опять с избытком получаем?

В Иерусалиме жил человек, именем Соломон. Проходя однажды по городу, он встретил нищего и, сжалившись над ним, снял с него рубище, отдал ему, вместо его, свою одежду и продолжал путь свой. Вскоре после этого, однажды, во время жатвы, вечером, когда Соломон задремал, то он увидал себя в некотором чудном доме, в котором был великий свет; а около дома были сады, наполненные благовонными растениями, ветви которых склонялись до земли. Разнообразные птицы, сидевшие на верху их, наполняли воздух своим пением, и оно было настолько громогласно, что, казалось, можно было слышать оное от земли до неба. И легкий ветер колебал деревья в этих садах. Когда Соломон созерцал все это, подошел к нему некто и сказал: "следуй за мною". Соломон пошел, и они пришли к столпу, покрытому золотом, а от него увидали двери, которые вели к другим, прекрасным палатам, украшенным драгоценными камнями. И вот, из этих палат вышли четыре Ангела, блиставшие как солнце, и каждый из них держал по ковчегу. Ангелы подошли к Соломону и, ставши против него, поставили пред ним те ковчеги. И муж прекрасный вышел из палат тех и сказал Ангелам: "покажите человеку сему, что принесла ему одежда, которую он отдал нищему". И Ангелы открыли один из золотых ковчегов и, разложив пред Соломоном драгоценные одежды, сказали: "Господин Соломон, нравятся ли тебе эти одежды?" Он отвечал: "я недостоин взглянуть и на тень их" И показали ему еще множество разнообразнейших и драгоценных одежд, числом до тысячи. И еще сказали ему: "дающий нищему сторицею приимет и живот вечный наследует". И сказал также ему Повелевавший Ангелам: "Вот сколько, Соломон, Я приготовил тебе благих, за одну одежду, которою ты одел Меня, видев нагим! Итак, иди и поступай так же, и воздается тебе сторицею". Соломон со страхом и радостью воскликнул: "Неужели, Господи мой, столь великое воздаяние ожидает тех, которые творят милостыню?" Повелевавший Ангелам сказал; "Да, всякий, подающий милостыню, сторицею приимет и жизнь вечную наследует. И еще говорю тебе: не раскаивайся о розданной милостыне и не укоряй нищего, чтобы не лишиться награды". Услышав это, Соломон пробудился и дивился бывшему ему страшному видению. Вставши со своего ложа, он сказал: "если так сказал мне Господь, то и другую одежду отдам нищему". В следующую ночь видение повторилось, и, после сего, последнего, Соломон роздал имение свое нищим и, оставив мир, "бысть, сказано, черноризец чуден".


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.