» » » » Викентий Карпович - На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны


Авторские права

Викентий Карпович - На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны

Здесь можно скачать бесплатно "Викентий Карпович - На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: О войне, издательство Яуза, Эксмо, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Викентий Карпович - На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны
Рейтинг:
Название:
На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны
Издательство:
Яуза, Эксмо
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978–5–699–23774–6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны"

Описание и краткое содержание "На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны" читать бесплатно онлайн.



55-й истребительный авиационный полк (позднее — 16-й гвардейский истребительный Сандомирский ордена Александра Невского авиационный полк) хорошо известен любому читателю, интересующемуся историей воздушной войны 1941–1945 гг. История этой части, ставшей одной из самых результативных по числу уничтоженных самолетов врага и по количеству летчиков, удостоенных звания Героя Советского Союза, отражена в многочисленных воспоминаниях летчиков, воевавших в ней. Прежде всего это мемуары трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина, а также воспоминания дважды Героя Советского Союза Г. А. Речкалова, Героев Советского Союза Г. Г. Голубева, Н. В. Исаева, К. В. Сухова и А. И. Труда. Однако, так как книги Сухова и Голубева охватывают только период 1943–1945 гг., а воспоминания Речкалова, Исаева и Труда были практически недоступны широкому кругу читателей, мнение о деятельности полка в начальный период войны сформировано в основном мемуарами Александра Ивановича Покрышкина.

Предлагаемая книга воспоминаний Героя Советского Союза Викентия Павловича Карповича, воевавшего в полку с 22 июня 1941 г. и совершившего в самые тяжелые первые месяцы войны более 250 боевых вылетов, позволяет взглянуть на события первого года войны с другой стороны. Книга особенно интересна тем, что мнение автора порой идет вразрез с мемуарами знаменитого маршала. Кроме того, «На «Ишаках» и «Мигах»!» — это не только мемуары, но и подробная хроника боевых действий 55-го полка, основанная на длительном изучении документов Министерства обороны РФ. Этот колоссальный труд, законченный незадолго до смерти автора, не был издан при его жизни и публикуется впервые.






К этому времени наша фронтовая авиация приобрела уже значительный опыт боевых действий, были вскрыты многие организационные и оперативно-тактические недостатки, а авиационная промышленность все в большем количестве стала снабжать фронт новейшими образцами военной техники, вооружением и боеприпасами.

Оба эти фактора способствовали совершенствованию организационной структуры фронтовой, авиации, отработке новых боевых порядков и тактических приемов боевых действий, развитию оперативно-тактического искусства. Это позволило рассмотреть в апреле 1942 года вопрос о новой организационной структуре фронтовой авиации и принять решение о переходе от ВВС фронтов и общевойсковых армий к воздушным армиям как крупным авиационным оперативным объединениям, обеспечивающим массированное применение авиации на главных направлениях действий сухопутных войск.

Воздушные армии включали в свой состав несколько авиационных дивизий и отдельных авиачастей. Авиационная дивизия состояла из нескольких полков, состав авиадивизии, так же как и воздушной армии, не был постоянен и зависел от той роли, которая отводилась авиации в проводимой наземными войсками операции.

В свете этих решений в мае 1942 года на Южном фронте была создана 4-я воздушная армия под командованием генерал-майора авиации К. А. Вершинина, военного комиссара дивизионного комиссара В. И. Алексеева и начальника штаба генерал-майора авиации Устинова. В ее состав в числе других соединений вошла 216-я истребительная авиационная дивизия, созданная в мае на базе частей ВВС 37-й и частично 51-й армий.

Командиром дивизии был назначен генерал-майор авиации Шевченко Владимир Илларионович, военным комиссаром и начальником штаба стали соответственно бригадный комиссар Мачнев Дмитрий Константинович и подполковник Ильченко Александр Никитович. С убытием Ильченко с августа 1942 года и до окончания войны штаб дивизии возглавлял подполковник Абрамович Борис Абрамович.

С 18 мая 1942 года 16-й гвардейский ИАП с 28 летными экипажами, тремя самолетами МиГ-3 и семью самолетами Як-1 вошел в состав дивизии. Полк возглавляли командир полка майор Иванов Виктор Петрович, военком старший батальонный комиссар Погребной Михаил Акимович и начальник штаба майор Матвеев Александр Никандрович.

Двумя остальными полками 216-й ИАД были 88-й истребительный авиаполк с 16 летными экипажами и девятью самолетами И-16 под командованием подполковника Маркелова А. Г. и батальонного комиссара Потасьева и 149-й истребительный авиаполк с 16 экипажами и 18 самолетами ЛаГГ-3 под командованием подполковника Волкова М. Н. и старшего батальонного комиссара Шалимова.

С этого момента и до конца Великой Отечественной войны 16-й гвардейский истребительный авиаполк участвовал в боях исключительно в составе 216-й ИАД, которая в 1943 году на Кубани была преобразована в 9-ю гвардейскую истребительную авиадивизию.

12 мая переходом Юго-Западного фронта в наступление из района Волчанска и Барвенковского выступа началось Харьковское сражение. 17 мая ударная группировка армейской группы «Клейст», перейдя в наступление из района Славянск — Краматорск на Барвенковском плацдарме, одновременно усилив удары в районе Харькова, остановила наступление войск Юго-Западного фронта на Волчанском направлении. В результате этих действий войск противника наступательная операция советских войск в районе Харькова закончилась тяжелым поражением. Майским наступлением армейской группы «Клейст» из района Славянска и 6-й немецкой армии с севера, из района Балаклеи, противник ликвидировал Барвенковский выступ и занял выгодные исходные позиции для дальнейшего наступления в восточном направлении. В июне немецко-фашистское командование предприняло ряд частных наступательных операций на Волчанском направлении в районе Балаклеи и Изюма. В результате тяжелых оборонительных операций на Воронежском направлении и в Донбассе, продолжавшихся с 28 июня по 24 июля, войска Брянского, Юго-Западного и Южного фронтов вынуждены были отступить на 150–400 км и оставить Донбасс. Противник вышел в большую излучину Дона и создал непосредственную угрозу Сталинграду и Северному Кавказу.

Переход немецко-фашистских войск в наступление ознаменовался началом активных действий его авиации, которая действовала по нашим аэродромам, сухопутным войскам в районах сосредоточения и на поле боя, активно вступала в воздушные бои с нашими истребителями.

Перед началом наступления противник располагал перед Южным фронтом 400 самолетами (155 истребителей, 190 бомбардировщиков и 55 разведчиков), но уже к 5 июня 1942 года против Южного и Юго-Западного фронтов действовало до 1240 самолетов, в том числе 720 бомбардировщиков, которые базировались на аэродромах крымских аэроузлов, Харькова, Днепропетровска, Сталино, Запорожья, Кировограда, Полтавы и Николаева. В дальнейшем в ходе наступления немцы довели общее количество самолетов на юге до 1600, что составляло почти 60 % от общего количества самолетов, имеющегося у противника на всем советско-германском фронте.

Это дало возможность противнику в период боев на рубеже Дона, а затем отхода войск Южного фронта на Северный Кавказ иметь в среднем трехкратное, а в отдельных случаях и большее превосходство в силах над нашей авиацией.

* * *

Период обороны на реке Северский Донец в боевых действиях авиаполка и дивизии охватывает время с 22 мая по 10 июля 1942 года. В соответствии со сложившейся во второй половине мая на правом фланге Южного фронта наземной, обстановкой, когда огромные силы гитлеровских войск начали теснить наши сухопутные войска на Изюм-Барвенковском направлении, перед истребительными авиачастями встали три основные задачи:

— усиленная авиаразведка положения своих войск в условиях нарушения связи между наземными частями, разведка движения и сосредоточения войск противника на правом фланге Южного фронта в интересах командования фронта; разведка ближних тылов и аэродромов противника, а также переправ через реку Северский Донец;

— обеспечение боевых действий штурмовой и бомбардировочной авиации путем сопровождения самолетов 230-й ШАД и 229-й БАД в район боевых действий и ближние тылы противника;

— прикрытие своих войск на правом фланге Южного фронта от ударов вражеской авиации и нанесение штурмовых ударов истребителями по войскам противника на переднем крае обороны.

Проводимая интенсивная разведка охватывала площадь около 5000 квадратных километров, из которых более 3000 квадратных километров в районах Каменки, Дебальцева, Артемовска, Константиновки, Краматорской, Изюма и Славянска; остальные вылеты производились в районы Лисичанска, Ям, Верхнего, Красного Лимана, Сватова.

Всего на авиаразведку полками дивизии было произведено 945 самолетовылетов. Интенсивность вылетов на разведку достигала в отдельные дни до пяти-семи вылетов в день на каждый исправный самолет. В соответствии со сложившейся наземной обстановкой, воздушной разведке придавалось огромное значение, несмотря на крайне недостаточное количество самолетов, которыми к этому времени располагали авиаполки.

Авиаразведка велась в условиях сильного противодействия истребительной авиации противника, зенитной артиллерии и пулеметов, зачастую группам наших истребителей-разведчиков от двух до десяти самолетов приходилось пробиваться с боями в районы разведки на высотах от бреющего полета до высоты 1000 метров, и всегда разведчики своевременно вскрывали тактические замыслы врага, его группировку, районы сосредоточения, силы и средства переброски резервов и доставляли авиационному и наземному командованию ценные сведения о противнике.

Подлинными воздушными следопытами показали себя в эти дни летчики 16-го гвардейского истребительного авиаполка капитаны Крюков и Фигичев, старший лейтенант Шульга. Приобрели заслуженную славу воздушных фотографов старший лейтенант Паскеев, лейтенант Речкалов, старший сержант Никулин. Из 88-го ИАП отличились капитаны Москальчук и Середа, старшие лейтенанты Максименко и Карданов, в 149-м ИАП — капитан Фомичев, старшие лейтенанты Петров и Макаров, лейтенант Руссков. Летчики 16-го гвардейского истребительного авиаполка по праву занимали первое место по воздушной разведке среди авиаполков дивизии.

20 мая 1942 года на самолете И-16 при загадочных обстоятельствах потерпел катастрофу летчик гвардии лейтенант Золотарев. При возвращении с боевого задания в районе Кременной самолет Золотарева по неизвестной причине произвел переворот и врезался в землю. Предположительно это могло произойти по причине отказа рулей управления вследствие повреждения тросовой проводки огнем зенитной артиллерии противника.

Гвардии лейтенант Золотарев Григорий Антонович родился в 1916 году в Краснодаре. В полк прибыл 26 марта 1942 года на должность летчика и принял активное участие в боях, проявил себя смелым и отважным воздушным бойцом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны"

Книги похожие на "На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Викентий Карпович

Викентий Карпович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Викентий Карпович - На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны"

Отзывы читателей о книге "На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.