Игорь Футымский - Онтология взрыва
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Онтология взрыва"
Описание и краткое содержание "Онтология взрыва" читать бесплатно онлайн.
Что же все-таки лежит в основе наших интуитивных импульсов, ответственных за идеи расслоения реальности? Если вспомнить о процедурных обещаниях континуумального мышления, то этот вопрос не кажется таким уж обреченным. Более того, ответ на него настойчиво подталкивается идеей мирового континуума: ведь это геометрия, та глубинная геометрия, что заложена нашим опытом и опытом наших предков в нашу операционную подсознательную систему, пусть грубовато, пусть иногда неказисто, но просчитывает метрики пространственных слоев реальности и производит актуальное ее расслоение.
Получается, за качество наших классификаций несет ответственность совершенство геометрии, записываемой нашими витальными обстоятельствами в командные системы нашего мышления. Изменяясь, эта геометрия изменяет структуру нашей рациональности. И когда изменения, вносимые в нас новыми жизненными обстоятельствами, сопровождаются вопросом "Сохранить текущие изменения?", нам остается только оценить, насколько серьезен авторитет у этих обстоятельств.
Уже в силу мобильности командных структур нашего мышления любая классификация реальности носит довольно условный характер - эта условность только что не должна быть грубее теоретической цели расслоения. Глупо искать соответствия классификационных систем Истине в мире релятивных значимостей.
Континуум как рациональный концепт предполагает свое расслоение реальности, причем такое, в котором геометрия как классификационный критерий в конечном счете представлена в явном виде. Геометрия - это, подобно любому феноменологическому опыту, тоже продукт жизненного мира и одновременно часть его. Для континуумального мира, причем, важно не просто то, что часть, а еще и то, какая именно часть. Ведь именно континуумальный мир предполагает для геометрии командную функцию не только в деле организации нашего мышления, но и в деле организации всего себя.
Поэтому Континуум не дихотомирует мир на мир вещества и мир мыслей, как это делает корпускулярное мышление. В континууме эти два мира отличаются лишь своими метрическими характеристиками (так, например, отличается пентиум от ундервуда). Когда Гуссерль высказал мысль о том, что универсальная наука о мире должна быть построена как единая и универсальная теория "more geometrico", он только процитировал генеральную интуицию относительно идеала метафизики, рожденную еще пифагорейцами и возрожденную для Нового времени Галилеем, Декартом и Спинозой. То есть командная функция геометрии в своем роде предполагалась уже и в рамках корпускулярного мышления (которое, кстати, и представляет Гуссерль как один из его последних великих).
Великая континуумальная реформа в мышлении как раз и начинается, по сути, с реформы в геометрии, связанной с произведенной впервые Лобачевским
мультипликацией двумерных пространств (или, по крайней мере, в унисон с нею). Поразительное совпадение интеллектуальных взрывов в геометрической и физической картинах мира заставляет искать их общий детонатор, сработавший так безотказно. Тем более, что вскорости после начала взрыва началось предсказанное Риманом слияние этих картин.
Космология
Эйнштейновская теория относительности и квантовая механика интересны прежде всего как новые концепты физического пространства. Они оказались способными справиться с теми возникшими проблемами в физике, которые поставили старую геометрическую метатеорию в состояние обреченности, но при этом оказались далеки от исчерпания рациональных возможностей, заложенных в их основание. В смысле этих возможностей они оказались верхушкой айсберга, испытательными заездами для новой рациональной системы. Они приучили нас к самому своему виду, вначале представлявшему верх логического эксцентризма, как первые даймлеры, в свое время непонятно на что надеясь решившие конкурировать с такими привычными и с такими безотказными лошадьми.
Они приучили даже не столько наше сознание, сколько подсознание к логике парадоксальных теорий, они приучили нас к нормальности того, что пространство вокруг нас может быть не только эвклидовыим и не только 3-мерным, что реальность вещества может быть предметом интерференции, и что господь бог подвержен страсти играть в кости. Узнав эти новости, мир воспринял их как интригующее начало, как увертюру к захватывающему спектаклю.
Или это был первый акт? Потому что последовал антракт, и кажется, он затянулся. Мир вернулся к своим привычным занятиям, оставив немногочисленные научные тусовки поближе к сцене дежурить в ожидании продолжения. Остались многочисленные сообщения театральных критиков о единственном акте, и это вошло в программы всех учебных заведений, имеющих отношение к предмету. И в конечном счете, именно это оказалось самым важным, то есть решающе важным. Потому что именно это обеспечило коллективизацию идеи рационального переворота и формирование новой интеллектуальной культуры массового подсознания, или, что то же самое, новой процедурной культуры, или, что то же самое, новой геометрии мышления.
В переводе на язык стабильностей зто значит, что количество посещений
новой мировой геометрической идеи возросло, то есть возросла ее пространственная толщина в континууме жизненного мира. То есть образовался новый слой реальности. Для этого потребовалось всего немного - время, достаточное для соответствующей цепной реакции поколений.
Поколения в данном случае - это уровни цепной реакции мира на новую геометрическую идею, идею метафизического континуума. Сама эта идея дает в общем-то новое понимание слова "метафизика" в добавление к имевшимся основным двум. Первое из них восходит к каноническим трудам Аристотеля в издании Андроника Самосского, который разместил группу трактатов на тему умозрительного исследования бытия вслед за "Физикой", а приставка "мета-", как известно, и значит "за". Второе - фактически совпадает с первым, оно следит за тем, чтобы всегда сохранялось нечто, находящееся за пределами в любой физики - тут тоже задействовано значение "мета-" как "за", и даже как "вне". Континуумальное мышление вообще говоря предполагает для приставки "мета" значение оператора обобщения, а не оператора отслоения, то есть оставляет метафизику в общем-то физикой. Метафизика континуумального мира это обобщенная физика Универсума. В сущности, различие между корпускулярным и континуумальным мышлениями можно свести к различию между двумя оттенками рассмотренной приставки. Они, эти оттенки, как раз и выражают ту топологическую разницу, которая разделяет эти две рациональные традиции и тысячелетия их господства.
Физика Универсума, кроме того, это еще и универсальная космология, во всяком случае - если следовать первому смыслу, вложенному в понятие космоса его авторами - древними греками. Для них космос прежде всего обозначал оформительскую функцию, осуществляемую над миром, порядок вещей, порядок вообще (отсюда - косметика, порядок на лице). Планетарный и астрофизический порядок, который мы привычно воспринимаем как предмет космологии - это всего лишь один из порядков, входящий в общую систему порядков. Для нашей сегодняшней смысловой традиции космос - это фактически безоговорочно пространство вокруг нашей планеты, наполненное другими планетами, звездами, звездными системами, галактиками, метагалактиками, туманностями, черными дырами, гравитационными волнами и реликтовым излучением.
Такой взгляд понятен, к нему нас приучила традиционная физика, в последние несколько веков сообщавшая нам самые достоверные факты о мире вокруг нас и авторитетнее всего их комментировавшая. Но он, этот взгляд, все же узок, и иногда кажется, что составлять свое понимание о космосе на основании эвклидова (или даже псевдоэвклидова, каковым является пространство Минковского) пространства - это все равно, что составлять определение культуры на основании своего контакта с магазином культтоваров.
"Мир глубок; и глубже, чем думает день!" - так Ницше донес до нас слова Заратустры. Похоже, что роль медиума ему удалась, и он умел видеть то, чего не видит день. "Сова Минервы начинает свой полет, когда сгущаются сумерки." - Гегель, конечно, и не догадывался, что сказал он это об одном из своих самых непримиримых опровергателей, о Ницше, который действительно видел то, что способна увидеть только ночь, символ самоуглубления. Для того, чтобы понять, что мир глубок, Ницше действительно достаточно было углубиться в себя (чего, к сожалению, не позволяет сделать день, символ тусовки, с вынужденной им концентрацией связей с миром на поверхности).
Когда Джордано говорил о множестве миров, его понимали и судили так, как позволяет судить дневное зрение - предполагалось, что его миры должны быть разбросаны по удаленному от нас космосу. От этого, ей богу, Джордано кажется наивным мечтателем, эдаким недорослем, безвылазно живущим в фантастике о бесконечных приключениях биомассы в межпланетных путешествиях. Конечно, Джордано не был так наивен, хотя, похоже обладал ценностью удивляться миру как ребенок. Суть дела тут заключается в том, что его онтология мира была не того, дневного образца, который обычно хорошо доступен преподавателям философии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Онтология взрыва"
Книги похожие на "Онтология взрыва" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Футымский - Онтология взрыва"
Отзывы читателей о книге "Онтология взрыва", комментарии и мнения людей о произведении.