» » » » Елена Левкиевская - Русская народная мифология


Авторские права

Елена Левкиевская - Русская народная мифология

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Левкиевская - Русская народная мифология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Ломоносовская библиотека, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Левкиевская - Русская народная мифология
Рейтинг:
Название:
Русская народная мифология
Издательство:
Ломоносовская библиотека
Год:
2009
ISBN:
978-5-94282-551-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русская народная мифология"

Описание и краткое содержание "Русская народная мифология" читать бесплатно онлайн.



Книга о русских мифологических существах написана в яркой и увлекательной манере специально для детей среднего школьного возраста. Она знакомит с преданиями, обычаями и традициями, распространенными и русской народной культуре. Издание богато иллюстрировано лубочными картинками, уникальными архивными фотографиями из этнографических экспедиций и репродукциями картин известных художников.






Чаще всего колдовские способности приписывают людям определенных профессий: пастухам, кузнецам, мельникам, пасечникам, охотникам, музыкантам. То есть тем, кто обладает ремеслом, требующим специального знания, недоступного обычному человеку.

Сила колдуна заключается в том, что у него в услужении находятся черти, переданные ему дьяволом при оформлении договора. Помощники колдуна имеют вид маленьких человечков в синих или красных рубашках и шапках и носят названия: шутыки, кузутики, работники, сотрудники, красные шапочки, шишки. По условиям договора колдун должен все время занимать их работой, преимущественно направленной во вред человеку. Если такой работы нет, колдун посылает своих помощников совершать бессмысленную, но трудоемкую работу, лишь бы занять их на какое-то время. По его приказанию черти вьют из песка веревки, пересчитывают хвою в еловом лесу, собирают рассыпанный мак, носят воду решетом, взвешивают дым, ломают деревья. Если колдун не будет загружать работой своих помощников, они будут мучить его и даже могут довести до смерти. Часто считается, что колдун неволен в своих действиях и вынужден вредить людям даже помимо своей воли, поскольку находящиеся в его услужении черти требуют от него работы.

***

На горе жила старушка Зубкова. Черти у нее работали. Она пойдет за дровами. Вязанка дров — не унести, а она несет. Они ей помогают во всем. Черти просили у нее работы. Один раз она ушла из дома, а они все в доме перевернули вверх ногами. Это им не хватило работы, и они поработали. И потом стали ей вредить. А перед смертью их нужно кому-нибудь передавать. Но их не каждый примет. Но чего-то у нее было колдовское. Соседи замечали, что с ней что-то неладно: разговаривала сама с собой, но на самом деле с ними. Их никто не видит, а она видит. Замучили они ее, умерла она (Нижегородская обл., Корепова 2007, 224).

***

Чаще всего колдун занимается тем, что портит людей, насылая на них несчастья, болезни и смерть. Порчу он насылает разными способами. Например, он может пускать порчу по ветру — бросать по ветру песок, щетину, шерсть, сухие листья, спутанные волосы. А иногда может просто пустить по ветру недобрые слова на чье-либо имя. Попав на человека с таким именем, они вызывают его болезнь и смерть. Напускание порчи по ветру называется вётренку посылать.

***

Витренку посылают, по ветру пускают колдуны, зубы болят или чего другое, так ходят за заговором. Витренка, она пойдет по нутру, если вовремя не захватят. Врачи ни один не могут вылечить, только отговор. И задохнется человек, бывает, а то прорывается внутрь, человек умирает. От этого отговор только и помогает. Которые витренку ту напускают, с одного имени сговаривают, а на другое наговаривают. Она по ветру и летит. Где вот она летит, не найдет такого имени — направо упадет и выжжет круг. Ты вот встанешь на этом круге — она на тебя сядет (Нижегородская обл., Корепова 2007, 231).

***

Колдун может передать порчу вместе с едой или питьем, наговорив на них вредоносные слова или бросив туда колдовское зелье. Выпив или съев это, человек вскоре умирал. В другом случае колдуй, замышляющий зло против кого-либо, идет в поле и начинает заламывать стебли, приговаривая: «Всякая болезнь, приступи до врага моего, и до детей, и до дому, беда случись».

Колдунов часто еще называют хомутниками, потому что они могут «надеть хомут» человеку или животному. А в других местах их называют килятниками, потому что могут «пустить килу». «Хомут» и «кила» — одно и то же, это разновидность порчи. Это очень болезненная опухоль, чирей или опоясывающий красный рубец на теле, действительно напоминающий по форме хомут. Тот, на кого «надели хомут» или «пустили килу», испытывает внезапную острую боль, у него невероятно быстро распухает рука, нога или другая часть тела. Человек или животное быстро слабеет и умирает. Излечить болезнь, или, как говорят в народе, «снять хомут», может или сам колдун, или опытный знахарь с помощью специальных заговоров. Врачи с такой болезнью ничего сделать не могут, и никакие лекарства не помогают.

***

Ой, кила. Это не то что одна кила. Это несколько кил. Такие были колдуны раньше! Если, например, вы на меня злые, пустите килу, эти килы тебя облепят, неизлечимы врачами. И пойдешь в сырую могилу. Страшное дело!

Опускали килы и камчуги, это вот такие шишки, что нарвет и в гроб загонит. А кила тоже такой будет воспалительный процесс. Такая шишка, эту шишку прорвет, оттуда кровь и гной, и будут приступы, адские боли. Да мою двоюродную-то сестричку, Иринушку, испортила соседка. Насадила кил и камчугов по ветру. И в семнадцать лет вогнала в сырую землю. А кила еще покруче камчуга. А вообще, страшная боль. А лечат те же знахарки. Соседка была, <…> Матрена Кирильевна, у нас так корову испортила! Корова тоже была, по двадцать пять литров доила, доить совсем не стала и ревет, день и ночь ревет. И высохла вся. И ветврач сказал: «Испорчена старухой, никто не вылечит, колите, а то околеет». Закололи. Сушат и скотину, и людей. А вот по ветру пускают, по зорям. Или по вечерней зоре, или по утренней зоре. По ветру пускают, и ветер поймает в любую минуту. <…> На определенного человека килы-те пускают. А если не на определенного человека, то они даже к ограде прививаются, к полу, к березе, вот такой шишкой, как пена. А эту пену-то так и не вылечишь, умирать будешь… (Нижегородская обл., Корепова 2007, 228)

***

Раньше без колдуна у русских не обходилась ни одна свадьба. Колдуна приглашали на свадьбу, потому что боялись, что он навредит молодым, и надеялись, что он защитит свадьбу от других колдунов. Поэтому колдун часто исполнял почетную роль старшего дружки и в некоторых областях России назывался бережным. Колдун, обиженный за то, что его не позвали дружкой, мог испортить свадьбу — остановить свадебный поезд, наслать на молодых болезнь или обернуть свадьбу волками. Мог он и зло «подшутить»: поссорить жениха и невесту, разогнать гостей со свадьбы, заставить коней свадебного поезда распрячься и разбежаться в разные стороны. Но если у него попросить прошения и хорошо угостить, колдун исправляет положение.

***

Дело было в Шеметово. Был там Евлентий Матвеев… Все про него говорили: очень плохой старик, и хомуты всем надевал, свадьбы портил. Помню, здоровый такой старик, лысый. И вот мне мать рассказывала. В Шеметово один женился. А венчаться ездили в другое село. Все собрали, коней запрягли, гостей назвали — все по-хорошему. Собратись, а Матвеева не пригласили. И пожалуйста. Обвенчатись, все но согласию. Вернулись, за столы садятся, а невеста сдурела — он чего-то наделал, дед. Невеста кричит: «Не хочу! Не пойду!» Что делать? Все поняли — это Евлентий. К нему поехали. — «А вот вы меня не пригласили». Его позвали, он поладил, свадьбу отыграли. И стали жить. А был и дружка у молодых, но ничего немог сделать, Евлентий, видно, сильнее был (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987,198–199).

***

В.М. Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. 1875 г.

У колдунов есть своя внутренняя иерархия в зависимости от их магической силы и возможностей. Сильные, пли, как их еще называют, крепкие, колдуны обладают неограниченными способностями и могут как делать зло, так и исправлять содеянное. Слабые колдуны сильны в лишь в отдельных сферах колдовства. Например, могут приворожить парня к девушке или насылать порчу на скотину и не способны исправлять причиненное зло. Если на свадьбе роль дружки исполнял хороший, сильный колдун, муж с женой будут жить счастливо и в согласии, в противном случае брак будет неудачным.

Часто рассказывают о соперничестве двух колдунов (или ведьмы и колдуна) на свадьбе.

Чтобы испортить свадьбу, в дом является пришлый, чужой колдун (или ведьма), который совершает различные зловредные действия (например, подкладывает молодым под ноги мусор, останавливает коней и т. п.). Пришлый колдун куражится, считая, что никто не сможет ему перечить. Но, как правило, колдун, охраняющий молодых, на деле показывает, что он сильнее пришлого, и заставляет того признать свое поражение. Например, сильный колдун может продержать своего соперника неподвижным в течение всего свадебного обеда, заставить стоять на коленях или на одной ноге, без конца подметать пол или при всех снять штаны.

***

Вот, говорят, двух колдунов на свадьбу пригласили, а они между собой поссорились. Один знает много, другой говорит: «Я больше». Один другому говорит: «Я сейчас устрою над тобой. Ну-ка рюмочку выпей». — «Давай». Тот не трус, не боится. Выпил все зубы до единого выпали. Он их положил на стол. «Ну, — говорит, — теперь ты от меня выпей». Тот рюмку только выпил, как раз его к окну и к потолку ногами подвесило. Подвесило к потолку ногами, вот он лягается и кричит: «Мне тяжело, сними меня, я не могу больше». А тот говорит: «Наперво зубы вставь, а потом сниму я тебя». Тот, подвешенный к потолку, говорит: «Наливайте рюмку». Рюмку ему наверх подали, наговорил он какие-то слова и говорит: «На, пей. Положи туда зубы и пей». Зубы встали на место. Другой говорит: «Сейчас я тебя сниму». Тоже рюмку подали, и он очутился за столом (Архангельская обл., Черепанова 1996, 86–87).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русская народная мифология"

Книги похожие на "Русская народная мифология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Левкиевская

Елена Левкиевская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Левкиевская - Русская народная мифология"

Отзывы читателей о книге "Русская народная мифология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.