» » » » Анатолий Миренков - Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве


Авторские права

Анатолий Миренков - Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Миренков - Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство РИЦ МО РФ, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Миренков - Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве
Рейтинг:
Название:
Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве
Издательство:
РИЦ МО РФ
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве"

Описание и краткое содержание "Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В монографии анализируется ход перестройки экономики Советского Союза на военное положение с началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в целях ускоренного производства вооружения, боевой техники и других видов материальных средств для обеспечения войск действующей армии. Показан процесс накопления запасов военной продукции и перевооружения соединений и частей Красной Армии. С использованием подлинных архивных документов дан всесторонний анализ военно-экономического фактора в двух наиболее значимых событиях Великой Отечественной и Второй мировой войн — Сталинградском сражении и Курской битве.

Военно-исторический труд посвящается 60-летию величайших событий Второй мировой войны: Сталинградскому сражению и Курской битве.

Книга содержит таблицы. (DS)

Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. (DS)






Естественно, для того, чтобы разместить заказы, изготовить самолеты, танки, другие виды военной продукции нужно время. Однако обстановка осложнялась. Немецкое командование с весны 1942 г. предприняло новое наступление. Правда, к этому времени заработали военные заводы на востоке страны, да и союзники увеличили конвои с грузами. И то правда, что эти поставки начали осуществляться после энергичного вмешательства президента Ф. Рузвельта, который 17 марта 1942 г. распорядился представить лично ему графики «дата поставок материалов и отправки кораблей».301 А Дональду Нельсону писал: «Я хочу, чтобы все военные материалы, обещанные согласно протоколу, отправлять по назначению как можно быстрее, независимо от того, как это повлияет на другие разделы нашей программы». Одновременно адмиралу Лэнду ставилась задача: «В первую очередь следует осуществить поставки, предусмотренные Московским протоколом. Я хотел бы, чтобы вы выделяли дополнительное количество кораблей, требуемых на центрально- и южноамериканском направлениях, независимо от других соображений».

Такие же письма были направлены им в военное и военно-морское министерства. Это был, по сути, ряд строгих приказов, а в тех жестких обстоятельствах — единственная надежда на выполнение условий протокола302.

В этот период американский флот был в основном задействован в Тихоокеанской кампании. И с апреля 1942 г. основную работу по организации конвоев взяли на себя английский и канадский флоты. Конвои были сильными и хорошо организованными, но и атаки немецких самолетов, подводных лодок и надводных кораблей были сокрушительными.

Был случай, когда на конвой обрушилось одновременно 350 немецких самолетов. Эффективная защита с воздуха могла быть обеспечена только в радиусе досягаемости советских истребителей из Мурманска.

К концу исполнения Московского протокола было отгружено примерно только четыре пятых требуемых грузов. Но из отправленных в три весенних месяца, то есть в период основной части конвоев с грузами, четверть кораблей, была потоплена немцами. Поэтому большое количество грузов потонуло в морской пучине, некоторую часть пришлось разгрузить в Англии и ждать много месяцев, пока будут организованы конвои для отправки всего в Россию303.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что по первому (Московскому) протоколу к 30 июня 1942 г. было поставлено всего около половины запланированной военной продукции. И это в самый сложный период в ходе Великой Отечественной войны. Примерно также оценивает этот период и автор книги такими словами «в целом объем поставленных нами военных материалов не слишком велик»304.

В последующем торгово-экономические отношения Советского Союза и Соединенных Штатов Америки регулировались «Большим договором» о ленд-лизе, заключенным в Вашингтоне 11 июня 1942 г. В договоре предусматривались основные принципы взаимопомощи в ведении войны против агрессоров, а также основы подписания между СССР и странами антигитлеровской коалиции последующих соглашений, известных как второй, третий и четвертый протоколы, регулировавшие поставки в СССР в ходе войны. Второй протокол был подписан 10 октября 1942 г. в Вашингтоне, третий — 19 октября 1943 г. в Лондоне, четвертый — 17 апреля 1945 г. в Оттаве305.

Если первые два протокола — соглашения были трехсторонними, то в третьем и четвертом соглашениях участвовала также Канада. Каждое из этих соглашений являлось продолжением существовавших до того обязательств по поставкам в СССР вооружения, боевой техники, оборудования, сырья и продовольствия. Срок первого протокола был определен с 1 октября 1941 г. до 30 июня 1942 г., второго — с июля 1942 г. до 30 июня 1943 г., третьего — с июля 1943 г. до 30 июня 1944 г. Действие четвертого протокола распространялось с 1 июля 1944 г. до 30 июня 1945 г.

Несмотря на то, что соглашения были оформлены на самом высоком уровне, поставки осуществлялись крайне не регулярно, а на первых парах в весьма незначительных размерах. Так, за ноябрь-декабрь 1941 г. СССР получил имущества из США всего на 545 тыс. долларов вместо запланированных на сумму 111 млн долларов, что составило 0,49% от согласованных объемов. С октября 1941 г. до 30 июня 1942 г. планировалось поставить наряду с другими грузами 85 тыс. грузовых автомобилей, а фактически было получено только 16502 единицы автомобильной техники (19,4%)306. Общий объем поставок по второму протоколу также не был выполнен.

Для доставки грузов в СССР использовались три маршрута: в северные порты Советского Союза, в порты Дальнего Востока страны и через Иран. Кроме того, часть самолетов перегонялось «своим ходом» через Аляску и Чукотку.

Через Северную Атлантику с августа 1941 г. по май 1945 г. из портов Скапа-Флоу, Хвальфьорда, Лox-ю, Рейкьявика и Клайда был совершен в Советский Союз 41 арктический конвой. В конвоях за этот период участвовало 811 судов, из них 33 судна по различным причинам возвратились назад, 59 погибло от атак германских подводных лодок и авиации, в результате чего ушло под воду большое количество грузов. Так, конвой PQ-16, отправленный в конце мая 1942 г. со 125 тыс. т груза, потерял почти одну четверть его, а также 7 из 35 судов307. Широко известна судьба конвоя PQ-17. Из 34 транспортов конвоя было потоплено 23. С ними в пучину ушли 430 танков, 210 бомбардировщиков, 3 350 автомашин и около 100 тыс. т других грузов. До порта назначения дошло только 164 танка, 87 самолетов и 896 автомашин308. Спаслись только суда, укрывшиеся в бухтах и заливах Новой земли, а также те, экипажи которых героически боролись за живучесть309. Проводка и последующих конвоев была также не менее опасна и связана с большими людскими и материальными потерями. На борту вышедшего в море конвоя PQ-18 в составе 39 судов находилось 835 танков, 556 самолетов, 4 400 автомобилей, 11 087 т взрывчатых веществ и свыше 157 тыс. т других грузов. К портам Советского Союза причалили только 27 кораблей. О потерях можно судить по таким цифрам: на берег выгрузили только 614 танков, 446 самолетов и 2900 автомобилей310. Всего по северному маршруту союзниками было отправлено 4 млн т грузов, что составило 22,6% от общего количества отгрузки по ленд-лизу311.

Объем поставок грузов по маршруту через Тихий океан был наибольшим и составил 8 млн т, или 47,1%. Грузы доставляли вначале в Магадан, а позже — в Петропавловск-Камчатский. Для приемки и хранения имущества потребовалось построить в Петропавловске большой торговый порт. Это диктовалось тем, что Япония фактически закрыла Сангарский пролив, а проливы Лаперуза и Первый Курильский замерзали в зимнее время. Из Петропавловска транспортные суда с грузами отправлялись во Владивосток уже после вскрытия льда.

Морской путь в северные советские порты Мурманск и Архангельск был опасен. Перевозки по нему сопровождались значительными потерями и проводились не регулярно. Маршрут через Тихий океан и дальневосточные порты нашей страны был неудобен из-за большой протяженности. В этой связи союзники были вынуждены изыскивать дополнительные возможности для доставки в Советский Союз необходимых в борьбе против общего врага различных видов оружия, боевой и автомобильной техники, боеприпасов, продовольствия и другого имущества.

Такой транспортной артерией был избран путь через Индийский океан к берегам Ирана и далее к советской границе. Он начал действовать в полную силу с мая 1942 г. С этой целью в Иране была построена железная дорога до границы с Азербайджаном. Ее строительством руководил американский генерал Конноли. По этому маршруту в СССР было доставлено 4,2 млн т грузов, или 23,8%312. Причем этим же маршрутом была осуществлена поставка большей половины автомобильного транспорта и запасных частей. Импортные машины, прибывавшие через Иран, поступали в Советский Союз уже в собранном виде (сборка производилась на предприятиях юга Ирана и Ирака), а из северных и дальневосточных портов — разобранными. Кроме того, перегон автомобилей из южных портов Ирана и Ирака осуществлялся специальными колоннами, загруженными имуществом. Водителями машин являлись как советские военные водители, так и иранские граждане.

Всего морским путем на 26 600 судах было доставлено в Советский Союз более 16 млн т грузов. При этом погибло 72 судна, а с ними 1,3 млн т грузов313. Перечень производства основных видов вооружения и поставленных по ленд-лизу в Советский Союз (табл. 68).


Таблица 68. Перечень производства основных видов вооружения и боевой техники в Советском Союзе и поставок по закону о ленд-лизе в 1941–1945 гг.314

№ п/п Наименование военной продукции Единица измерения Производство в СССР Поставки по Ленд-лизу % поставок к производству в Советском Союзе 1 Самолеты тыс. шт. 136,8 18,7 13,6 2 Танки и САУ тыс. шт. 104,4 10,8 10,3 3 Орудия и минометы тыс. шт. 824,0 9,6 0,8 4 Пистолеты-пулеметы тыс. шт. 6173,9 105,4 0,2 5 Снаряды и мины млн. шт. 775,6 17,4 0,2

Страны антигитлеровской коалиции поставляли в Советский Союз стрелковое вооружение, радиостанции, приемники и локационные установки, паровозы, станочное оборудование, броневой лист, железнодорожные рельсы, алюминий, медь и другие материалы, что способствовало стабилизации как производства вооружения и боевой техники, так и обеспечению войск действующей армии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве"

Книги похожие на "Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Миренков

Анатолий Миренков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Миренков - Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.