Анатолий Миренков - Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве"
Описание и краткое содержание "Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве" читать бесплатно онлайн.
В монографии анализируется ход перестройки экономики Советского Союза на военное положение с началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в целях ускоренного производства вооружения, боевой техники и других видов материальных средств для обеспечения войск действующей армии. Показан процесс накопления запасов военной продукции и перевооружения соединений и частей Красной Армии. С использованием подлинных архивных документов дан всесторонний анализ военно-экономического фактора в двух наиболее значимых событиях Великой Отечественной и Второй мировой войн — Сталинградском сражении и Курской битве.
Военно-исторический труд посвящается 60-летию величайших событий Второй мировой войны: Сталинградскому сражению и Курской битве.
Книга содержит таблицы. (DS)
Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. (DS)
— Нет дорог. Не хватает автотранспорта. Сожгли весь бензин. Оторвались от баз снабжения. Большая часть имущества находится еще в Сталинграде…»337.
А. В. Хрулев тогда скрупулезно изучал состояние дел до самых мелких подробностей. Вместе с командующими, начальниками тыла фронтов решал вопросы построения тыла как в обороне, так и в предстоящем контрнаступлении, создание и эшелонирования запасов боеприпасов, горючего, продовольствия, других видов материальных средств. В частности, Центральному фронту на основании приказа наркома обороны СССР был передан из резерва Ставки 24-й автомобильный полк, а Воронежскому — 21-й, которые весомо усилили возможности фронтов по перевозке грузов в столь ответственное время (док. 21).
Документ 21
Приказ народного комиссара обороны Союза ССР от 27 апреля 1943 г. № 0309 о передаче автомобильных полков ставки Верховного Главнокомандования в ведение военных советов фронтов338Для подготовки кадров и содержания шоферов, а также для удовлетворения требований фронтов и армий на покрытие некомплекта в водительском составе приказываю:
1. Сформированные по приказу НКО № 042 1943 года автомобильные полки Ставки Верховного Главнокомандования передать в ведение военных советов фронтов с подчинением начальникам автомобильных управлений фронтов:
20-й автомобильный полк — Ленинградскому фронту.
27-й автомобильный полк — Северо-Западному фронту.
18-й автомобильный полк — Западному фронту.
29-й автомобильный полк — Центральному фронту.
21-й автомобильный полк — Воронежскому фронту.
12-й автомобильный полк — Юго-Западному фронту.
34-й автомобильный полк — Южному фронту.
9-й автомобильный полк — Северо-Кавказскому фронту.
2. Порядок и сроки передачи поименованных полков установить начальнику Главного автомобильного управления Красной Армии.
Заместитель народного комиссара обороны генерал-полковник А. ХрулевАвтомобильный парк Центрального фронта по состоянию на 1 июля 1943 г. насчитывал по списку 33 980 автомашин, Воронежский — 28 362 и Степной — 24 866 единиц (табл. 75).
Таблица 75. Укомплектованность фронтов автомобилями и их техническое состояние на 1 июля 1943 г.339
№ п/п Фронты По штату По списку % укомплектованности В т. ч. исправных Коэффициент технической готовности 1 Центральный 46644 33980 73 26980 0,80 2 Воронежский 43703 28362 65 22175 0,79 3 Степной 34931 24866 71 20344 0,82 Итого: 125278 87209 69 69499 0,80Для подвоза материальных средств по грунту в армиях и фронтах было достаточное количество автомобильного транспорта. Каждая армия Центрального фронта имела 2–3 автотранспортных батальона. Воронежского — 1–2 таких батальонов.
В период оборонительного сражения основной объем перевозок на Центральном фронте падает на 13-ю армию, в полосе обороны которой противник наносил главный удар. С 5 по 10 июля для 13-й армии было перевезено автомобильным транспортом 12 775 т, то есть в сутки подвозилось 2555 т, из них до 140 т приходилось на долю горючего.
На Воронежском фронте с 5 по 18 июля фронтовым автомобильным транспортом было перевезено 12 613 т различных грузов, что составляло в среднем около 900 т в сутки.
В войсках действующей армии во втором периоде войны большое значение придавалось сохранению лошадей как подвижного средства кавалерийских соединений и частей, так и важной тягловой силы в гужтранспортных формированиях. Однако в июне-июле 1943 г. сложилась обстановка, когда лошади преждевременно выходили из строя, просто пропадали "без вести". Тогда первый заместитель наркома обороны СССР Маршал Советского Союза Г. К. Жуков издал специальный приказ, в котором приведены факты безответственного отношения ряда командиров и начальников к сохранению лошадей и ставились задачи по устранению имевшихся недостатков.
В это время вырабатывалось решение о коренном изменении системы подвоза материальных средств по опыту Сталинградского фронта в сражении на Волге.
По существовавшей тогда системе соединения и части сами подвозили со складов вышестоящего звена тыла выделенные им материальные средства. Государственный Комитет Обороны принял решение об изменении порядка доставки грузов. Ответственность за подвоз всех видов материальных средств в нижестоящие объединения, соединения и части возлагалась на старшего командующего, командира, начальника.
Изменение системы подвоза имело исключительно важное значение. С этого времени старший начальник, ставя боевые задачи подчиненным, определял лимит расхода боеприпасов, горючего, других видов материальных средств и принимал меры по их доставке в объединения, соединения и части. Это привело к более эффективной работе штабов тыла как органов управления, координирующих использование всех видов транспорта. В штабах тыла сосредотачивались все данные о потребностях войск в материальных средствах, о состоянии и возможностях транспорта и быстро принимались меры по подаче грузов в войска.
Командование Центрального фронта считало, что оборонительное сражение будет хоть и ожесточенным, но непродолжительным, противник быстро исчерпает свои силы. В соответствии с таким пониманием обстановки начальник тыла фронта генерал-майор Н. А. Антипенко предложил командующему К. К. Рокоссовскому план построения тыла не по оборонительному, а по наступательному варианту. Вместе с тем допускались и некоторые отклонения: наиболее «тяжелые» элементы фронтового тыла — ремонтные заводы, нетранспортабельные эвакогоспитали, мукомольно-крупяные перерабатывающие предприятия и т. п. — относились подальше от линии фронта. Все остальное — в первую очередь подвижные полевые госпитали, боеприпасы, горючее, продовольствие и другие виды материальных средств — сосредоточивались возможно ближе к войскам и главным образом в районе Курска340.
Военный совет фронта после внимательного рассмотрения одобрил предложенный план. Однако оставалось опасение: а если противник все-таки прорвет нашу оборону и ему удастся захватить Курск? Что тогда будет с фронтовыми запасами? Но командующий твердо заявил: «Не войска для тыла, а тыл для войск. Он должен обеспечить максимальную устойчивость обороны, а не думать о возможном отступлении».
Командование тыла фронта в соответствии с принятым решением разместило в районе Курска 11 складов с запасами материальных средств, 6 автотранспортных батальонов, управление Фронтового эвакопункта с госпиталями на 23 тыс. коек, ремонтные учреждения и другие тыловые части341. На них возлагалась задача обеспечить главную группировку войск фронта во время оборонительного сражения и содержание резерва материальных средств на переход войск в контрнаступление. Тыловые части и учреждения фронта и армий были приближены к переднему краю и размещались в 2 и 3 эшелона. Такое глубокое эшелонирование армейского и фронтового тыла повышало его живучесть.
Примерно по такому же принципу строился и тыл Воронежского фронта, однако там была несколько другая обстановка, определить направление главного удара противника было весьма сложно, да и условия маневра у него были шире, поэтому построение тыла приближалось к оборонительному варианту. Это гарантировало большую устойчивость тыла при глубоком вклинении противника в оборону фронта, вместе с тем было намного сложнее обеспечить быстрый переход войск в контрнаступление.
Учитывалось и то, что ко времени образования Курского выступа большая часть соединений, частей и учреждений тыла Центрального и Воронежского фронтов, ряда армий находилась в 400–600 километрах от войск.
Вследствие дугообразной линии фронта глубина фронтовых тыловых районов составляла на Брянском фронте до 230 км, на Центральном и Воронежском фронтах от 280 до 420 км. Общая же глубина тыловых районов армий вместе с войсковыми тыловыми районами колебалась от 80 до 250 км и определялась главным образом в зависимости от железнодорожных направлений. При этом тыловые районы армий правого крыла Воронежского фронта находились в границах тылового района Центрального фронта.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве"
Книги похожие на "Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Миренков - Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве"
Отзывы читателей о книге "Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.