Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.
Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)
Год: 1929-1959
определенный образ духа. Рассматривая, например, субъективный
дух, составляющий предмет психологии, мы можем, правда, сказать,
что то, что называется характером, есть по своему логическому
значению качество, но это не следует понимать так, что характер есть
такая же насквозь проникающая душу и непосредственно
тожественная с нею определенность, как это имеет место с вышеозначенными
простыми веществами в царстве природы. Качество, напротив,
обнаруживается более определенно, как таковое, также и в духе, поскольку
последний находится в несвободном, болезненном состоянии. Это
бывает в состоянии страсти и, в особенности, в состоянии страсти,
дошедшей до сумасшествия. О сумасшедшем, сознание которого всецело
проникнуто чувством ревности, страха и т. д., можно с полным правом
сказать, что его сознание может быть определено как качество.
§ 91.
Качество, как сущая определенность, в противопоставлении
содержащемуся в нем, но отличному от него отрицанию, есть реальность.
Отрицание, которое есть уже не абстрактное ничто, а некое наличное
158
бытие и нечто, есть лишь форма в последнем — оно есть инобытие.
Так как это инобытие, хотя и есть собственное определение качества,
но все же ближайшим образом отлично от него, то качество есть бытие-
для–другого— широта наличного бытия, нечто. Бытие качества, как
таковое, в противоположность этому соотношению с другим, есть
в–себе–бытие.
Прибавление. Основа всякой определенности есть отрицание (omnis
determinatio est negatio, как говорит Спиноза). Лишенное мысли
мнение неправильно рассматривает определенные вещи как лишь
положительные и фиксирует их под формой бытия. На одном только бытии
дело не кончается, ибо оно, как мы раньше убедились, совершенно пусто
и бессодержательно. В указанном здесь смешении наличного бытия, как
определенного бытия, с абстрактным бытием заключается, впрочем,
нечто правильное, а именно то, что в наличном бытии момент
отрицания на самом деле содержится лишь как бы скрыто и лишь в для–себя-
бытии этот момент отрицания выступает свободно и добивается своего
права. Если мы, далее, рассматриваем наличное бытие как сущую
определенность, то мы тогда имеем в нем то, что понимают под
реальностью. Так, например, говорят о реальности некоторого плана или
некоторого намерения и понимают под этим то, что план или намерение
уже не есть лишь нечто внутреннее, субъективное, а получил
наличное бытие. В том же смысле можно также назвать тело реальностью
души и право — реальностью свободы, или всю вселенную вообще —
реальностью божественного понятия. Но часто говорят о реальности
еще и в другом смысле и понимают под нею то, что нечто ведет себя
соответственно своему существенному определению или своему
понятию. Так, например, говорят: это— реальное занятие или это —
реальный человек. Здесь речь идет не о непосредственном, внешнем
существовании, а, скорее, о соответствии некоего существующего своему
понятию. Но понимаемая в этом смысле реальность уже более не
отличается от идеальности, с которой мы ближайшим образом
познакомимся как с для–себя–бытием.
§ 92.
?) Бытие, фиксированное как отличное от определенности, как
в~себе–бытие, было бы лишь пустой абстракцией бытия. В наличном
бытии определенность едина с бытием, и вместе с тем она, положенная
как отрицание, есть граница, предел. Инобытие есть поэтому не некое
безразличное наличному бытию, находящееся вне его, а его собствен-
УЧЕНИЕ 0 БЫТИИ
159
ный момент. Нечто, благодаря своему качеству, во–первых, конечно,
и, во–вторых, изменчиво, так что конечность и изменчивость
принадлежат его бытию.
Прибавление. Отрицание в наличном бытии еще непосредственно
тожественно с бытием, и это отрицание есть то, что мы называем
границей. Лишь в своей границе и благодаря своей границе нечто есть
то, что оно есть. Нельзя, следовательно, рассматривать границу как
лишь внешнее наличному бытию; она, наоборот, проникает все
наличное бытие. Понимание границы как лишь внешнего определения
наличного бытия основано на смешении качественной границы с
количественной. Здесь речь идет пока о качественной границе. Если мы,
например, рассматриваем участок земли величиной в три моргена, то
это — его количественная граница. Но этот участок земли есть, кроме
того, луг, а не лес или пруд, и это составляет его качественную
границу. — Поскольку человек хочет быть действительным, он должен
вести какое–нибудь определенное существование, и для этого он должен
ограничивать себя. Кому конечное слишком претит, тот не достигает
никакой действительности, а остается в области абстрактного и
бесследно истлевает внутри себя.
Присматриваясь ближе к границе, мы находим, что она
заключает в себе противоречие и, следовательно, оказывается диалектичной.
Граница именно составляет, с одной стороны, реальность наличного
бытия, а с другой стороны, она есть его отрицание. Но, далее, граница,
как отрицание нечто, есть не абстрактное ничто вообще, а сущее
ничто или то, что мы называем неким другим. Мысль о чем–нибудь
влечет за собою мысль о другом, и мы знаем, что имеется не только
нечто, но также еще и другое. Но другое не есть то, что лишь мы находим,
так что нечто могло бы мыслиться также и без него, а нечто есть в себе
другое самого себя и в другом для него делается объективной своя
же граница. Если же мы теперь поставим вопрос, в чем состоит
различие между нечто и иным, другим, то окажется, что оба они суть одно
и то же; эта тожественность и находит в латинском языке свое
выражение в обозначении aliud = aliud. Другое, противостоящее нечто, само
есть некое нечто, и мы поэтому говорим: нечто другое. Точно так же и
первое нечто, противоположное другому, тоже определенному как
нечто, само есть некое другое. Когда мы говорим: нечто другое, то мы
сначала представляем себе, что нечто, взятое само по себе, есть лишь
нечто и определение «другое» придается ему лишь чисто внешним
рассмотрением. Мы думаем, например, что лупа, которая есть нечто дру-
160
гое, чем солнце, могла бы быть, если бы даже солнца не было. Но на
самом деле луна (как нечто) имеет свое другое в ней самой, и это
составляет ее конечность. Платон говорит: бог сделал мир из природы одного
и другого (??? ?'?????); он их соединил и образовал из них третье,
которое имеет природу одного и другого. В этих словах выражена вообще
природа конечного, которое, как нечто, не противостоит равнодушно
другому, а есть в себе другое самого себя и, значит, изменяется. В
изменении обнаруживается внутреннее противоречие, которым наличное
бытие страдает с самого начала и которое заставляет последнее
выходить за свои пределы. Представлению наличное бытие кажется
сначала просто положительным и вместе с тем спокойно пребывающим
внутри своей границы. Мы, правда, знаем также, что все конечное
(а наличное бытие таково) подвержено изменению. Эта изменчивость
наличного бытия кажется, однако, представлению лишь возможностью,
реализация которой не имеет своего основания в нем самом. На
самом же деле наличное бытие по самому своему понятию изменяется, и
изменение есть лишь проявление того, что наличное бытие есть в себе.
Живое умирает, и умирает просто потому, что оно, как таковое, носит
в себе зародыш смерти.
§ 93.
Нечто становится неким другим, но другое само есть некое
нечто; оно, следовательно, само в свою очередь также становится неким
другим, и т. д. до бесконечности.
§ 94.
Эта бесконечность есть дурная или отрицательная бесконечность,
так как она есть не что иное, как отрицание конечного, которое, однако,
также снова возникает и, следовательно, также не снимается; или,
иными словами, отрицание выражает лишь то, что конечное должно
быть снято. Прогресс в бесконечность не идет дальше выражения
противоречия, содержащегося в конечном, выражения того, что оно есть
как нечто, так и его другое, — этот процесс есть вечная и
непрестанная смена этих приводящих друг к другу определений.
Прибавление. Рассматривая моменты наличного бытия, нечто
и другого, в их раздельности, мы получаем следующее: нечто
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.