Тит Ливий - История Рима от основания Города

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Рима от основания Города"
Описание и краткое содержание "История Рима от основания Города" читать бесплатно онлайн.
Тит Ливий (Titus Livius, 59 до н. э., Патавий, ныне Падуя – 17 н.э., там же) – один из самых известных римских историков, автор чаще всего цитируемой «Истории от основания города» («Ab urbe condita»), несохранившихся историко-философских диалогов и риторического произведения эпистолярной формы к сыну.
Oсновоположник так называемой альтернативной истории, описав возможную борьбу Рима с Александром Македонским если последний прожил бы дольше. Образцами совершенного стиля Ливий называл Демосфена и Цицерона.
Ливий происходил из состоятельной семьи, в ранней молодости приехал в Рим, где получил хорошее образование, после чего занялся философией, историей и риторикой. Хотя близкие отношения связывали его с Августом, Ливий не принимал деятельного участия в политической жизни. После 27 до н. э. Ливий начал работать над фундаментальной работой по истории Рима в 142 книгах, в которой верил в нравственные ценности и в которых видел залог возрождения Рима и в то же время, разделяя взгляды стоиков, верил в фатум. В сохранившихся книгах помещено около 40 речей исторических и полулегендарных фигур. Хронологически ливиев стиль представляет собой промежуточный этап между классическим и так называемой латынью серебряного века Империи. О Ливии с уважением отзывались оба Сенеки, Квинтиллиан и Тацит, а труды использовали Валерий Максим, Анней Флор, Лукан и Силий Италик.
Николо Макиавелли написал «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».
Единственный сохранившийся труд Тита Ливия «История Рима от основания города» охватывает события римской истории от легендарных её истоков до гражданских войн и установления империи, т. е. эпохи современником которой был автор.
Из 142 книг до нашего времени дошло 35 книг – с первой по десятую и с двадцать первой по сорок пятую, освещающие события до 293 и с 219 до 167 г. до н. э.О содержании других книг известное представление дают созданные ещё в древности краткие их изложения – «периохи», или «эпитомы». Перевод их также включен в настоящее издание.
Настоящее издание подготовлено коллективом переводчиков – филологов-классиков и историков античности.
Содержит обширную пояснительную статью Г. С. Кнабе.
82. Послы к консулам отправлены были сенатом: Гай Леторий, бывший эдил 216 г. до н.э., и Марк Метилий, бывший народный трибун 217 г. до н.э. (ср.: XXIII, 30, 16 и XXII, 25, 3). Об «остатках двух войск» ср. выше, гл. 19, 17 и гл. 21, 10; о Публии Корнелии: гл. 19, 10.
83. Собств. “Per fora conciliabulaque”, – см. выше, примеч. 22.
84. От имени сената, как городской претор. Ср. выше, гл. 3, 2.
85. Т.е. до 15 марта.
86. Ср.: XXIV, 35, 3—10.
87. Гиппократ (XXIV, 6, 2) ушел от Энны, собственно, в Мургантию (XXIV, 39, 10), но до этого он вместе с Гимильконом воевал против Марцелла. См.: XXIV, 36, 2.
88. См.: XXIV, 39, 13. Эпикид (см. о нем: XXIV, 6, 2) ведал обороной Сиракуз (см.: XXIV, 35, 7).
89. См. ниже: XXVI, 24; примеч. 119 к кн. XXVI.
90. Трогил современные исследователи (см. примеч. 89 к кн. XXIV) отождествляют с расположенным у восточного края Эпипол (в его южной части) мысом Маццарона (отказываясь от ранее принятой локализации Трогила у северного края Эпипол). У этого мыса находился и небольшой залив – Трогильская гавань. Это отождествление основано на внимательном анализе текстов Фукидида, Ливия и Силия Италика. Однако вопрос о положении башни Галеагры («Западня») и месте, где поднялись на стену солдаты Марцелла, оказывается неясным. Одни помещают и Галеагру близ Трогильской гавани (отсюда до Гексапила было 5 км по стене); другие (считая, что римляне могли бы добраться сюда лишь морем) остаются при старой локализации Галеагры (с северной стороны Эпипол) и толкуют данное место у Ливия как неудачную контаминацию источников, а ее объясняют тем, что у Галеагры велись какие-то другие переговоры.
91. Т.е. Артемиды. Видимо, ей (или ее брату Аполлону) был посвящен древнейший (начало VI в. до н.э.) в Сиракузах (на Острове) храм в дорическом стиле. Само древнее название острова, Ортигия («Перепелиный остров» – распространенный древнегреч. топоним), может быть связано с культом Артемиды (ср.: Артемида Ортигия. – Софокл, Трахинянки, 213).
91a. Т.е. по филам, которые в греческом городе примерно соответствовали римским трибам.
92. См.: XXIV, 21, 7; 32, 5 и примеч. 89 к кн. XXIV.
93. Охрана Эпипол (см. также примеч. 89 к кн. XXIV), «обрывистой возвышенности, непосредственно господствовавшей над городом» (Фукидид, VI, 96, 1—2. Пер. Ф. Мищенко, С. Жебелева), была первой заботой сиракузян, когда их город подвергался опасности. Так, в 414 г. до н.э., когда городу угрожало афинское войско (ср. ниже, примеч. 96), ими был составлен отряд из шестисот отборных гоплитов, которые «должны были охранять Эпиполы и быстро появляться всюду, где ни понадобится» (Фукидид, VI, 96, 3). Так же и теперь, на Эпиполах (уже давно обведенных стеной) было много караульных постов.
94. См. примеч. 88 к кн. XXIV. Насос и значит остров (древнегреч., дорийский диалект). Об Ахрадине см. примеч. 91 к кн. XXIV. Ахрадина была защищена собственной стеной. Остров был соединен с Ахрадиной мостом.
95. Ср.: Плутарх. Марцелл, 19. О славе Сиракуз ср.: Цицерон. О государстве. III, 43; Против Верреса, IV, 117.
96. В 415 г. до н.э. афиняне, воспользовавшись конфликтом между сицилийскими городами, отправили туда военную экспедицию (134 военных корабля, не считая транспортных, везших войско) под командованием Никия. Первые их удачи сменились поражениями, и в 413 г. до н.э. на Сицилию была отправлена еще одна экспедиция (73 военных корабля) под командованием Демосфена. Сицилийцам, однако, удалось разъединить войска двух афинских полководцев и принудить того и другого к сдаче.
97. Дионисий Старший (единоличное правление 405—367 гг. до н.э.) и его сын Дионисий Младший (367—344 гг. до н.э.), а также Агафокл (317—289 гг. до н.э.).
98. Евриал (Евриел) – холм в западном углу Эпипол (см. примеч. 89 к кн. XXIV); здесь стояла сильнейшая из греческих крепостей с тремя рвами, с башнями и со сложной системой ходов, пробитых в скале.
99. Т.е. одного из убийц Гиеронима. См.: XXIV, 21, 4—7.
100. См. примеч. 90 к кн. XXIV.
101. Собств. с инфулами (шерстяные повязки умоляющих) и ветвями маслины. Ср. примеч. 117 к кн. XXIV.
102. Текст оригинала в этом месте испорчен. Предлагались разные восстановления (по одному из них, оградой лагерю служили глухие стены окружающих зданий). Перевод – по самому общему смыслу.
103. Т.е. Евриал.
104. Для обозначения царской сокровищницы Ливий употребляет здесь слово “gaza” – персидского происхождения, но заимствованное у греков.
105. См. примеч. 88 к кн. XXIV.
106. О нем см.: XXIV, 33, 3; 39, 12; о стоянках (заставах за пределами лагеря) Марцелла см. выше, в § 2; место, где пристал карфагенский флот «между городом и римским лагерем» (т.е. лагерем у Льва: целью было заградить путь кораблям Марцелла), не названо, но можно думать, что это была Трогильская гавань (ср. выше, гл. 23, 10).
107. Ливий, без сомнения, использует здесь описание чумы в Афинах, данное Фукидидом (II, 50—53).
108. Лакуна в тексте оригинала. Пропущенные названия городов предположительно восстанавливаются издателями и комментаторами как Бидис («маленький городок вблизи Сиракуз». – Цицерон. Против Верреса, II, 53) и Даскон (ср.: Фукидид, II, 66, 2; Диодор, XIV, 72, 3).
109. См. примеч. 110 к кн. XXIV.
110. Собств. эвр – восточный или юго-восточный ветер.
111. См. примеч. 127 к кн. XXIV.
112. Лакуна в оригинале. Издателями предполагались различные восстановления текста, связанные с возможностью (или невозможностью) восстановления прежнего положения сиракузян как союзников Рима.
113. О войне сиракузян с афинянами см. примеч. 96. С карфагенянами они воевали при Дионисии I (см.: примеч. 97) в 398—392 гг. до н.э. Война эта была начата Дионисием под лозунгом «освобождения сицилийцев» от карфагенян, которых он хотел полностью изгнать с острова. Война шла с переменным успехом и закончилась тем, что за карфагенянами осталась лишь западная часть острова (примерно четверть его территории).
114. Ср.: XXVI, 31, 13, где названо и имя этого солдата – Беллиген.
115. Аретуза – источник и ручей в северной части Острова (см.: Цицерон. Против Верреса, IV, 53). Связан с мифом о нимфе Аретузе, которая превратилась в источник, спасаясь от преследовавшего ее речного бога Алфея. Этот миф принесен был греческими поселенцами в Сицилию, где почитание Аретузы слилось с культом Артемиды, которой приписывалось и чудесное перенесение Аретузы в Сицилию (ср.: Страбон, IV, 270; Овидий, Метаморфозы, V, 573—641). В Греции, впрочем, было не менее восьми ручьев того же имени.
116. Ф.Г. Мур полагает, что Ахрадина здесь названа по ошибке, вместо Острова.
117. См. выше, гл. 23, 4; 24, 15.
118. Имеется в виду войсковой квестор, состоявший при консуле. Он, в частности, ведал походной казной.
119. Ср. рассказы Плутарха (Марцелл, 19), Цицерона (О пределах добра и зла, V, 50), Валерия Максима (VIII, 7, иноземные примеры, 7).
120. Ср. также: Цицерон. Против Верреса, IV, 131; Плиний. Естественная история, VII, 125.
121. В ряде современных источников датой падения Сиракуз назван 211 г. до н.э.
122. Утика – город в Северной Африке, в 30 с небольшим км от Карфагена. Основана финикийцами (традиционная дата – 1101 г. до н.э.; археологические свидетельства в захоронениях не старше VIII в. до н.э.). Она, собственно, и была «старым городом» по отношению к «Новому городу» Карфагену, которому подчинилась в середине IV в. до н.э. Во время Африканской войны (см. примеч. 6 к кн. XXI) присоединялась к восставшим.
123. Обращает на себя внимание быстрота возвращения (на третий день – tertio die). Плавание в одну сторону занимало около суток (ср. гл. 30, 12 и XXIX, 27), а ведь сама операция тоже требовала какого-то времени. В XXVII, 5, 8, где в очень близких выражениях (в оригинале совпадения виднее) описывается аналогичная экспедиция Марка Валерия Мессалы в 210 г. до н.э., говорится о возвращении кораблей на тринадцатый день (tertio decumo die). Впрочем, в рассказе о ней Ливий подчеркивает, что земли были опустошены «на широком пространстве» и было захвачено много людей (о добыче всякого рода упоминается в обоих случаях); да и уже нагруженных кораблей с хлебом Мессала не находил. Все же разница в длительности экспедиций заслуживает быть отмеченной.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Рима от основания Города"
Книги похожие на "История Рима от основания Города" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тит Ливий - История Рима от основания Города"
Отзывы читателей о книге "История Рима от основания Города", комментарии и мнения людей о произведении.