» » » » Тит Ливий - История Рима от основания Города


Авторские права

Тит Ливий - История Рима от основания Города

Здесь можно скачать бесплатно "Тит Ливий - История Рима от основания Города" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Античная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Тит Ливий - История Рима от основания Города
Рейтинг:
Название:
История Рима от основания Города
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Рима от основания Города"

Описание и краткое содержание "История Рима от основания Города" читать бесплатно онлайн.



Тит Ливий (Titus Livius, 59 до н. э., Патавий, ныне Падуя – 17 н.э., там же) – один из самых известных римских историков, автор чаще всего цитируемой «Истории от основания города» («Ab urbe condita»), несохранившихся историко-философских диалогов и риторического произведения эпистолярной формы к сыну.

Oсновоположник так называемой альтернативной истории, описав возможную борьбу Рима с Александром Македонским если последний прожил бы дольше. Образцами совершенного стиля Ливий называл Демосфена и Цицерона.

Ливий происходил из состоятельной семьи, в ранней молодости приехал в Рим, где получил хорошее образование, после чего занялся философией, историей и риторикой. Хотя близкие отношения связывали его с Августом, Ливий не принимал деятельного участия в политической жизни. После 27 до н. э. Ливий начал работать над фундаментальной работой по истории Рима в 142 книгах, в которой верил в нравственные ценности и в которых видел залог возрождения Рима и в то же время, разделяя взгляды стоиков, верил в фатум. В сохранившихся книгах помещено около 40 речей исторических и полулегендарных фигур. Хронологически ливиев стиль представляет собой промежуточный этап между классическим и так называемой латынью серебряного века Империи. О Ливии с уважением отзывались оба Сенеки, Квинтиллиан и Тацит, а труды использовали Валерий Максим, Анней Флор, Лукан и Силий Италик.

Николо Макиавелли написал «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».

Единственный сохранившийся труд Тита Ливия «История Рима от основания города» охватывает события римской истории от легендарных её истоков до гражданских войн и установления империи, т. е. эпохи современником которой был автор.

Из 142 книг до нашего времени дошло 35 книг – с первой по десятую и с двадцать первой по сорок пятую, освещающие события до 293 и с 219 до 167 г. до н. э.О содержании других книг известное представление дают созданные ещё в древности краткие их изложения – «периохи», или «эпитомы». Перевод их также включен в настоящее издание.

Настоящее издание подготовлено коллективом переводчиков – филологов-классиков и историков античности.

Содержит обширную пояснительную статью Г. С. Кнабе.






116. Ср. выше, примеч. 93.


117. Сложив с себя власть (т.е. как частное лицо).


118. См. выше, примеч. 58.


119. Как первое заседание нового консульского года.


120. См.: XXIV, 42, 9—10.


121. См. примеч. 30 к кн. XXI и примеч. 157 к кн. XXIV.


122. О денежных дарах послам ср.: XXX, 17, 14.


123. Провинции были уже распределены (ср. выше, гл. 38, 12 сл.), но вопрос о возможности перенести войну в Африку продолжал волновать народ.


124. Народ в таких случаях мог действовать лишь по запросу сената (ср.: XXX, 27, 3; 40, 10), так что угроза Сципиона (см. § 2) вовлекала в действие и сенат.


125. В 233, 228, 215, 214 и 209 гг. до н.э.


126. Ср.: XXII, 25 и далее.


127. В 241 г. до н.э. (битвой при Эгатских островах).


128. Ср.: XXI, 10, 7 и примеч. 39 к кн. XXI. Дрепан (Дрепана, совр. Трапани) – гавань на западной оконечности Сицилии к северу от Лилибея, у подножья горы Эрик. Во время Первой Пунической войны важнейший опорный пункт карфагенян. В 242 г. до н.э. был захвачен Гаем Лутацием Катулом и использован как база для решающего сражения при Эгатских островах. См.: Полибий, I, 58—63.


129. Ср.: XXVI, 8—9.


130. Речь идет об Алкивиаде и сицилийской экспедиции 415—413 гг. до н.э. См.: Фукидид, VI, 15 и далее.


131. Ср.: XXX, 30, 23. Марк Атилий Регул – римский полководец времен Первой Пунической войны. В 256 г. до н.э. он одержал две морские победы и перенес войну в Африку, где выиграл первую битву. Карфагеняне уже просили мира, но Регул им предложил слишком жесткие условия, а вскоре сам был разбит и попал в плен. Оттуда он, по распространенному среди римских авторов рассказу, был послан врагами в Рим с предложением обменять его на пленных карфагенян, но сам же выступил в сенате против этого предложения и, верный данной перед отъездом клятве, вернулся в плен, где был замучен. См. периоху кн. XVIII; Цицерон. Об обязанностях, III, 99 сл.; Авл Геллий, VII (VI), 6; Полибий, I, 31—35.


132. Скрытая реминисценция из Теренция (Евнух, 299 сл.): «...Шуткою, игрушкою покажется / Другой тот, по сравнению с ним...» (пер. А.В. Артюшкова). В оригиналах близость наглядней: “ludus et iocus (ludum iocumque) fuisse”.


133. См. примеч. 212 к кн. XXI.


134. Ср.: XXV, 37—39.


135. Ср.: XXI, 26, 3 сл.; 31, 2.


136. Ср.: XXVI, 18.


137. Ср. выше, примеч. 131. Регул был разбит не карфагенскими полководцами, а спартанцем Ксантиппом, наемником, возглавившим карфагенское войско (см.: Полибий, I, 32 сл.).


138. Здесь явная ошибка – правильна в кн.: XXIX, 28, 5: «около пятидесяти лет».


139. См. примеч. 137.


140. В 310 г. до н.э. сицилийский тиран Агафокл высадился с войском в Африке и несколько лет воевал там с Карфагеном. См.: Юстин, 32 сл.; Диодор, XX, 3—18 и др.


141. Это решение так укрепило позиции противников Сципиона, что он не рискнул ставить вопрос на голосование народа.


142. Это было немного, по сравнению с флотом из 100 кораблей, выделенным для Сицилии в 208 г. до н.э. (с которым Валерию Левину разрешено было совершать набеги на африканское побережье). Еще 30 кораблей для Сципиона были построены (ср. ниже, § 21). Но действительно лишь 40 военных кораблей сопровождали 400 транспортных, на которых Сципион в 204 г. до н.э. переправлял свое войско в Африку. См.: XXIX, 26, 3.


143. Слово «выберет» добавлено по смыслу, но предполагают, что в тексте пропущено еще несколько слов (что-нибудь вроде «из тех двух, которые там стояли» или «из тех двух, которыми располагали консулы»).


144. В свое время (216 г. до н.э.) дельфийские жрецы порекомендовали римлянам прислать в храм дары, когда их дела поправятся. Ср.: XXIII, 11, 3.


145. Популония – портовый город на мысу напротив острова Эльба. Здесь с V в. до н.э. были разработки железной руды. См.: Диодор, V, 13, 5.


146. Сабинские города.


147. Воинственные племена горцев Средней Италии.


148. Камерин – город в Северной Умбрии. Равноправный договор не обязывал его жителей поставлять солдат.


149. «Греческий ров» близ Кум был когда-то прорыт для осушения болотистой местности. Ср.: XXII, 16, 4.


150. См. примеч. 117 к кн. XXI.


151-152. Их городом был морской порт Альбингавн (совр. Альбенга) недалеко от Савоны (см. ниже). Ср.: Страбон, IV, 201.


153. Эпантерии жили выше ингавнов – на склонах Приморских Альп.


154. Савон (совр. Савона) находился примерно в 40 км на запад от Генуи. Порт у подножья Приморских Альп. К востоку от Савоны начинались Апеннинские горы. См.: Страбон, IV, 201.


155. Ср. выше, гл. 38, 11 и 13.


156. Целий Антипатр и Валерий Антиат.


157. См.: XXIV, 3, 3—4.


1. Подобный способ формирования конницы был использован спартанским царем Агесилаем в 395 г. до н.э., когда он, находясь в Эфесе, готовился к войне с сатрапом персидского царя Тиссаферном. Ср.: Ксенофонт. Греческая история, III, 4, 15; Агесилай, I, 24.


2. В 213—211 гг. до н.э.


3. Очевидно, Левин не слишком преуспел в своем желании навести в замиренных Сиракузах порядок (ср.: XXVI, 40, 1) и покончить со злоупотреблениями (ср.: XXVI, 30, 1; 32, 6).


4. Ср.: XXVIII, 24 и далее; XXVI, 49, 11 и др.


5. Ср.: XXI, 23, 2; 61, 8, а также примеч. 84 и 220 к кн. XXI.


6. Ср.: XXVIII, 24, 4; 31, 7; см. примеч. 83 и 100 к кн. XXVIII.


7. Ср.: XXVIII, 38, 1 и примеч. 115 к кн. XXVIII; ср. также ниже, гл. 13, 7.


8. См. примеч. 101 к наст. книге. По мнению Ф.Г. Мура, это ошибка и на самом деле здесь речь идет о Гиппоне Диаррите (см. примеч. 143 к кн. XXV), более близком к Карфагену. Однако не все исследователи считают вполне убедительными аргументы в пользу этой поправки.


9. Это обещание не побудило Филиппа выполнить пожелание карфагенян. Напротив, он вскоре заключил мир с римлянами (ср. ниже, гл. 12, 14).


10. Ср. ниже: гл. 33, 9; примеч. 102 и 103.


11. Об этих местах см.: XXVIII, 46, 8 сл. Здесь речь идет скорее о Савоне (см. примеч. 154 к кн. XXVIII) или Сабатских бродах (Вада Сабата, совр. Сабата – деревня примерно в 4 км к западу от Савона) (ср.: Страбон, IV, 202; V, 216).


12. Ср.: XXVIII, 9, 1 и примеч. 58 к кн. XXVIII; XXVIII, 46, 12 сл., а также ниже, гл. 13, 4.


13. Ср.: XXVII, 38, 8—10; XXVIII, 46, 13.


14. См.: XXIII, 30, 8 – под 216 г. до н.э., и более подробно: XXIV, 1 – под 215 г. до н.э.


15. С помощью сигнальных огней. См. примеч. 31 к кн. XXVIII.


16. Т.е. Персефоны, которая была наиболее почитаемым божеством в Локрах. Ее знаменитый храм с сокровищницей стоял вне городских стен к северо-западу от города.


17. Подробнее см. ниже, гл. 18, 3—6. Об этой истории рассказывают и другие древние авторы. Ср.: Диодор, XXVII, 4, 3 (тоже в связи с рассказом о Племинии, которому уделена вся глава).


18. Племиний как легат представлял консула, его власть и достоинство.


19. Гексера (греч.) – шестипалубное судно (ср.: Полибий, I, 26, 11); редкий тип корабля. (Ливий не находит для него латинского названия, как трирема или квинкверема.)


20. Не считаясь с законами, не только человеческими, но и божескими.


21. Сходный рассказ о случайно найденном предсказании и учрежденных в связи с ним новых священнодействиях и играх в честь Аполлона ср.: XXV, 12.


22. Идейская матерь (Великая Идейская матерь богов – от названия Иды, горы в Троаде, – в северо-восточном углу Анатолийского полуострова) – называлась также Кибелой, Диндименой, Великой Фригийской богиней; греки отождествляли ее с Реей, супругой Кроноса, матерью Гестии, Деметры, Геры, Аида и Зевса. Древнейшее анатолийское женское божество. Введение ее культа в Риме во время тяжелой войны было, видимо, связано с ее троянским происхождением (римляне вели свой род от троянцев), однако оргиастический характер ее культа приходил в противоречие с римскими традиционными добродетелями. См.: Страбон, XII, 469 сл.; Овидий. Фасты, IV, 247—348 и мн. др.; Лукреций, II, 600 сл. Ко временам Поздней империи культ Идейской матери распространился по всему римскому миру.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Рима от основания Города"

Книги похожие на "История Рима от основания Города" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Тит Ливий

Тит Ливий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Тит Ливий - История Рима от основания Города"

Отзывы читателей о книге "История Рима от основания Города", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.