» » » » Тит Ливий - История Рима от основания Города


Авторские права

Тит Ливий - История Рима от основания Города

Здесь можно скачать бесплатно "Тит Ливий - История Рима от основания Города" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Античная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Тит Ливий - История Рима от основания Города
Рейтинг:
Название:
История Рима от основания Города
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Рима от основания Города"

Описание и краткое содержание "История Рима от основания Города" читать бесплатно онлайн.



Тит Ливий (Titus Livius, 59 до н. э., Патавий, ныне Падуя – 17 н.э., там же) – один из самых известных римских историков, автор чаще всего цитируемой «Истории от основания города» («Ab urbe condita»), несохранившихся историко-философских диалогов и риторического произведения эпистолярной формы к сыну.

Oсновоположник так называемой альтернативной истории, описав возможную борьбу Рима с Александром Македонским если последний прожил бы дольше. Образцами совершенного стиля Ливий называл Демосфена и Цицерона.

Ливий происходил из состоятельной семьи, в ранней молодости приехал в Рим, где получил хорошее образование, после чего занялся философией, историей и риторикой. Хотя близкие отношения связывали его с Августом, Ливий не принимал деятельного участия в политической жизни. После 27 до н. э. Ливий начал работать над фундаментальной работой по истории Рима в 142 книгах, в которой верил в нравственные ценности и в которых видел залог возрождения Рима и в то же время, разделяя взгляды стоиков, верил в фатум. В сохранившихся книгах помещено около 40 речей исторических и полулегендарных фигур. Хронологически ливиев стиль представляет собой промежуточный этап между классическим и так называемой латынью серебряного века Империи. О Ливии с уважением отзывались оба Сенеки, Квинтиллиан и Тацит, а труды использовали Валерий Максим, Анней Флор, Лукан и Силий Италик.

Николо Макиавелли написал «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».

Единственный сохранившийся труд Тита Ливия «История Рима от основания города» охватывает события римской истории от легендарных её истоков до гражданских войн и установления империи, т. е. эпохи современником которой был автор.

Из 142 книг до нашего времени дошло 35 книг – с первой по десятую и с двадцать первой по сорок пятую, освещающие события до 293 и с 219 до 167 г. до н. э.О содержании других книг известное представление дают созданные ещё в древности краткие их изложения – «периохи», или «эпитомы». Перевод их также включен в настоящее издание.

Настоящее издание подготовлено коллективом переводчиков – филологов-классиков и историков античности.

Содержит обширную пояснительную статью Г. С. Кнабе.






83. Об Иссе см. примеч. 148 к кн. XXXI; о дассаретиях см. примеч. 134 к той же книге. Тавлантии – иллирийское племя, обитавшее в Юго-Западной Далмации. Пирусты обитали в горах совр. Северной Албании и совр. Черногории.


84. Даорсы обитали близ Ризона. Каравантий – брат царя Гентия.


85. Текст неисправен. Мадвиг предлагал конъектуру «за Иссой».


86. О лабеатах см. примеч. 95 к кн. XLIII.


87. Об Эгинии см. примеч. 43 к кн. XXXII; об Агассах – выше, XLIV, 7, 5.


88. Возможно, имеется в виду эпизод, упомянутый выше, XLIV, 46, 3.


89. Т.е. Энею – см. примеч. 9 к кн. XL


90. Ср.: Полибий, XXX, 10, 2 (14).


91. Лебадея – город в Беотии. Была знаменита храмом-пещерой с оракулом Трофония – мифического героя, связываемого различными сказаниями то с Аполлоном, то с хтоническими божествами, то с Зевсом (в Лебадее был также храм Зевса-Царя); со временем его имя превратилось в культовое прозвание Зевса (Юпитера, по Ливию; ср.: Страбон, IX, 414; Греческие надписи, VII, 3077).


92. С пещерой Трофония был как-то связан и культ Герцинны (Геркины), божества местной реки и горячих источников.


93. Округленное (как и у Эсхила, Вергилия и др.) число – у Гомера (Илиада, II, 493) перечислено 1186 кораблей. Храм Артемиды («Дианы») – в Авлиде.


94. Древний прорицатель – Амфиарай, аргосский царь, участник похода Семерых против Фив, предсказывавший близкую гибель войска, с которым он шел. Поглощенный землей, стал бессмертным. Культ Амфиарая в Оропском храме (где был и его оракул) был впоследствии (в 73 г. до н.э.) признан римлянами, освободившими храм от налогов.


95. Т.е. Афине-Градодержице (ср.: XXXI, 30, 9),


96. Коринф, ставший к тому времени последним центром сопротивления Риму, был разрушен римлянами в 146 г. до н.э. (после войны с Ахейским союзом) и лежал в развалинах целый век (до Цезаря, который вывел сюда колонию, после чего город быстро восстановился в прежнем значении).


97. Эпидавр – город в Арголиде (на южном берегу Саронического залива), знаменитый богатым храмом Асклепия (Эскулапа), почитавшегося здесь вместе с Аполлоном. Храмовые сокровища в I в. до н.э. были разграблены сперва римлянами, затем пиратами (см.: Плутарх. Сулла, 12; Помпей, 24, 5).


98. О Ликиске см. примеч. 96 к кн. XLII; Тисипп Этолийский – деятель того же толка (Полибий, XXX, 13, 4) и столь же одиозный.


99. Ср. выше, гл. 27, 6.


100. По Плутарху (Эмилий Павел, 28, 3), «сто талантов, т.е. вдвое меньше, нежели они платили своим царям» (пер. С. Маркиша).


101. Таким образом, границами установленных четырех регионов Македонии служили реки: Стримон (совр. Струма), Несс (Нест) (совр. Места), Аксий (совр. Вардар), Пеней (по мнению Шлесинджера, не фессалийский), а также гора Бора.


102. Речь шла о новых законах, рассчитанных на новое устройство (ср. гл. 32, 7).


103. Полибий в этой связи называет другие три категории, включавшие в себя только тех, что были обвинены в антиримской деятельности. Одна из них – те, кто был недоволен ходом событий, но ничем того не выказывал, ничего не предпринимал и, не пытаясь бежать от суда и следствия, не пренебрегал никакими средствами защиты, – была ему особенно близка – он ведь и сам как-то чуть не оказался в таком положении (Полибий, XXVIII, 3, 7—9). В прочих, явно виновных, он осуждает главным образом страх, заставлявший их трусливо цепляться за жизнь. Ливий был более далек от этих событий, но беспристрастный тон его рассуждений заслуживает быть отмеченным.


104. Ср.: XLII, 30, 5.


105. Это было важно, ведь этот город был местом союзного собрания. Римляне брали контроль над побережьем в свои руки.


106. В каждом из четырех районов.


107. О том, что эти законы все еще в ходу, писал Юстин (История, XXXIII, 2, 7); это может относиться ко времени Помпея Трога (I в. н.э.), чью всемирную историю Юстин кратко излагает, или ко времени самого Юстина (II в. н.э.).


108. У греков существовал обычай направлять такие религиозные посольства для участия в празднествах и играх.


109. Собств. «игры». Ср.: Полибий, XXX, 15: «Кто может прекрасно устроить праздничные состязания, тот сумеет и приготовить великолепное пиршество и показать себя умелым вождем в сражении». Смысл Полибиевой сентенции у Ливия оказывается перевернут.


110. Матерь Луя (Луя Сатурна) – древнейшее божество с неясными функциями. У Ливия упоминается всего два раза – оба в связи с сожжением вражеского оружия, приносимого в жертву богам (ср.: VIII, 1, 6).


111. Ср. описание сиракузской добычи Марцелла, пронесенной во время овации (XXVI, 21, 7 сл.).


112. Плутарх (Эмилий Павел, 29, 3) пишет даже, что воины получили только по 11 драхм (драхма была примерно равна денарию).


113. Текст испорчен; перевод по конъектуре Мадвига, принятой Шлесинджером.


114. Глава посольства (см.: Полибий, XXX, 3, 7), бывший консул 171 г. до н.э. (XLII, 29, 1).


115. Ср.: Полибий, XXX, 9 – о Полиарате, который (вместе с Диноном) возглавлял антиримскую группировку на Родосе и укрылся было при дворе Птолемеев в Египте. Затребованный римлянами, но отправленный царем Птолемеем на Родос, он несколько раз пытался бежать, пока не был выдан родосцами римлянам.


116. Этот огромный и потому почти что неуправляемый корабль был оставлен Филиппу V по выдаче им всего флота (в 196 г. до н.э.) (см.: XXXIII, 30, 5).


117. В порядке исключения из правила. Ср.: XXXVI, 21, 5.


118. Впоследствии он успешно воевал в Испании с лузитанами (претором 151 г. до н.э.), был консулом 144 г. до н.э.


119. Кажется, это первый известный пример ораторской обструкции такого рода.


120. По Плутарху (Эмилий Павел, 31), сенаторы выступили уже после голосования первой трибы.


121. Гальба и стяжал славу выдающегося оратора (Цицерон, Брут, XXI, 82; XXII, 86; XXIV, 92 сл.).


122. Только должностные лица имели право созывать народные собрания.


123. См. примеч. 36 к кн. XXXI.


124. В действительности к немедленному сражению призывали солдаты, а Павел отказал им (XLIV, 36, 3).


125. О триумфах на Альбанской горе см.: XXVI, 21, 6 и примеч. 102 к кн. XXVI, XXXIII, 23, 3, 7—9 и примеч. 58 к кн. XXXIII.


126. Ср.: XXXVIII, 53, 8 и 56, 3; примеч. 163 к кн. XXXVIII.


127. См.: Периохи, 14 (победа Мания Курия), а также: XXX, 45, 2—5 (триумф Публия Корнелия Сципиона).


128. Это имена Филиппа II и Александра Македонского.


129. О таком же аргументе в сходных обстоятельствах см. также: XXVI, 21, 3; XXXI, 48, 12.


130. Здесь утрачен лист манускрипта – тут было окончание речи (см.: Плутарх, Эмилий Павел, 31, 6) и описание триумфальной процессии.


131. Плутарх сообщает о 750 сосудах, вмещавших по 3 таланта серебра в монетах (Плутарх. Эмилий Павел, 32).


132. См. также ниже, гл. 41, 1; ср.: XLIV, 35, 14; 44, 1—3 и примеч. 105 к кн. XLIV.


133. Ср.: XLIV, 32, 9.


134. Альба Фуцинская – город в горной местности, в 102 км на северо-восток от Рима (по Валериевой дороге). Служила также местом заточения Сифака (XXX, 17, 2) и Битуита (Периохи, 61). Персей здесь и умер в 165 или 162 г. до н.э., по некоторым рассказам, уморив себя голодом или не выдержав издевательств «сторожей». Умерли и двое его детей, а третий, Александр, «выучился латинскому языку и грамоте и служил писцом у должностных лиц, считаясь прекрасным знатоком своего дела» (Плутарх. Эмилий Павел, 37, пер. С. Маркиша).


135. Римская тюрьма не была рассчитана на долгое содержание заключенных, а в нижнем ее помещении их попросту убивали.


136. Квириналии – праздник в честь бога Квирина (17 февраля).


137. Шлесинджер предполагает, что речь идет о викториатах (ср.: XLI, 13, 7).


138. Возвращение к практике мирного времени; во времена значительных войн один из двоих преторов, ведавших Испаниями, высвобождался (как и один из двоих, отправлявших свою должность в Риме) для других настоятельных дел.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Рима от основания Города"

Книги похожие на "История Рима от основания Города" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Тит Ливий

Тит Ливий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Тит Ливий - История Рима от основания Города"

Отзывы читателей о книге "История Рима от основания Города", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.