» » » » Александр Верхозин - Самолеты летят к партизанам (Записки начальника штаба)


Авторские права

Александр Верхозин - Самолеты летят к партизанам (Записки начальника штаба)

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Верхозин - Самолеты летят к партизанам (Записки начальника штаба)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: О войне, издательство Политиздат, год 1964. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Верхозин - Самолеты летят к партизанам (Записки начальника штаба)
Рейтинг:
Название:
Самолеты летят к партизанам (Записки начальника штаба)
Издательство:
Политиздат
Жанр:
Год:
1964
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Самолеты летят к партизанам (Записки начальника штаба)"

Описание и краткое содержание "Самолеты летят к партизанам (Записки начальника штаба)" читать бесплатно онлайн.



Это одна из первых книг о людях, летавших в годы Великой Отечественной войны к партизанам Украины, Белоруссии и оккупированных районов РСФСР, об их самоотверженных делах и сложных судьбах. Написал ее Александр Михайлович Верхозин — бывший начальник штаба авиационного полка, которым командовала Герой Советского Союза гвардии полковник Валентина Степановна Гризодубова. В этом полку выросли талантливые, политически зрелые, волевые и мужественные летчики. На крыльях Родины они доставляли советским партизанам добрые вести, оружие, боеприпасы, продовольствие и медикаменты, вывозили на Большую землю тяжело раненных народных мстителей и детей. Книга привлекает богатством достоверного материала, правдивостью изображения событий и человеческих характеров.






Летом 1943 года Красная Армия перешла в решительное наступление, сначала на Курской дуге, а затем к берегам Днепра, освобождая важнейшие промышленные районы страны. Партизаны получили задание всячески срывать железнодорожные перевозки противника, чтобы не дать ему возможности подбрасывать к фронту резервы и производить перегруппировку сил.

Боевые действия партизан на вражеских коммуникациях — самый доступный и экономически выгодный способ наносить врагу ощутимые потери. Иногда достаточно бывало 200 граммов взрывчатки, чтобы пустить под откос воинский эшелон противника или состав, груженный сотнями тонн боеприпасов и оружием, задержать на несколько часов переброску резервов к месту боевых действий. А если этих двухсотграммовых мин пустить в дело сотнями и тысячами, да одновременно на разных участках, то вообще продвижение эшелонов противника можно было сильно затруднить. Да и для охраны железнодорожных путей пришлось бы снимать с фронта многие дивизии. Исходя из этих соображений и зародилась идея «рельсовой войны» советских партизан, великолепная идея одновременных ударов по вражеским коммуникациям.

Центральный штаб партизанского движения разработал план массированных ударов по железным дорогам противника…

«Замысел «рельсовой войны» сводился к тому, чтобы одновременными действиями привести в негодность сотни тысяч железнодорожных рельсов и тем самым достигнуть коренной дезорганизации железнодорожного сообщения противника» 6.

Готовя наступление в районе Курской дуги; немецко-фашистское командование решило очистить свои тылы от партизан, затруднявших перегруппировку фашистских войск. Против партизан, базирующихся в Брянских лесах, противник бросил до десяти дивизий с танками и артиллерией. Ведя ожесточенные бои, партизаны наносили фашистам чувствительные потери. Выбирая удобные для себя позиции, они отходили в глубь Брянских лесов, но не надолго. Гитлеровцы понесли большие потери и вынуждены были отступить.

В период Великой Отечественной войны брянские партизаны первыми повели так называемую «рельсовую войну». По заранее разработанному плану они одновременно на большом пространстве заминировали взрывчаткой, которую доставили им летчики, важнейшие коммуникации противника и подорвали свыше 17 тысяч рельсов.

В Брянские леса вот уже почти год летал Жора Чернопятов. Полеты свои он рассчитывал так, что ему всегда хватало времени для возвращения домой в ту же ночь. 12 июня он также летал с посадкой на площадку Усохи, в районе Осиповичей, и доставил к утру необычных пассажиров. На разгрузочной площадке из самолета вышли два немецких генерала, в полной форме, будто прилетели в командировку. Мы впервые увидели живых фашистских генералов. Подумалось: не с мирными ли предложениями прилетели «завоеватели вселенной»?

— Жора, где взял такую добычу? — спросили мы летчика.

— У лесных охотников. Вчера эта дичь попала в их капкан, а сегодня мне доверили доставить ее в Москву, прямо к столу — свежую, — ответил Чернопятов шуткой.

Сопровождавший генералов партизан в таком жо шутливом тоне рассказал:

— Еще вчера генералы кричали: «Хайль!» Предлагали за свои головы отпустить из гестапо по десять советских патриотов, а наш командир им ответил: «Мы их и так освободим». До посадки в самолет фашисты молчали, а после взлета, решив, что их будут выбрасывать с высоты, загалдели: «Капут, капут».

— Я думал их попугать, — сказал Жора, — да побоялся: вдруг господа генералы брюки испачкают… Как их тогда партизаны советским генералам представлять будут?

— Правильно сделал, — сказали Жоре. — Им сейчас не до шуток: отчитываться придется…

Ни разглядеть толком, ни поговорить с пленными генералами нам не пришлось. Их тут же усадили в специальный автобус и под охраной увезли в Москву…

При переброске взрывчатки партизанам мы придерживались заведенного порядка: посылали летчиков в те районы, куда они летали раньше. Иван Андреевич Гришаков, например, садился в Альбинское более 10 раз. Эта площадка ему казалась родным домом, и он старался сделать все возможное, чтобы партизаны были довольны. Выгрузив взрывчатку, Иван Андреевич сам следил, чтобы самолет загружался ранеными и детьми полностью. Кому же, как не Гришакову, лететь туда и на этот раз.

С вечера в Альбинском прошел проливной дождь. Партизаны в ночь на 6 июня не надеялись на посадку самолета, но Гришаков сел. При посадке он заметил, что колеса самолета продавливают глубокую колею. Заметил, а подумать о последствиях взлета с такого грунта забыл. В самолет поместили больше обычного раненых и детей. Летчик, горя желанием сделать больше пользы для своих друзей, решил взлететь. Несмотря на выпущенные щитки для облегчения взлета, самолет от земли долго не отрывался — разбег по мягкому грунту был тяжелым и длинным. Если говорить прямо, то создавалась такая же ситуация, при которой погиб Бибиков, поломали свои самолеты Запыленов и Васильченко. Казалось, что усилия летчика и хорошо работающие моторы победили: самолет взлетел. Вдруг в самолете все услышали, будто ударилось автомобильное колесо на ухабе. Летчик почувствовал, что самолет на какое-то мгновение стал неуправляем, казалось, вот-вот начнет беспорядочно падать. Нервы Гришакова собрались в комок, он действовал рулями, как автомат, и самолет занял нормальное положение в прямолинейном полете. Экипаж успокоился, каждый делал свое дело. Иван Андреевич взял курс на Москву.

Три часа неимоверными усилиями Гришаков держал самолет в нормальном положении. Даже атака ночного истребителя не нарушила прямолинейного полета. Десять пробоин сделал ночной бандит в самолете, наполненном ранеными и детьми. Стрелки отогнали «мессершмитта». После благополучной посадки, утром самолет осмотрели летчики и инженеры. Все они сошлись в одном мнении: ни теоретически, ни практически самолет лететь в таком виде не мог — не было правой половины стабилизатора, рулей высоты и хвостового колеса.

Если бы Гришаков и борттехник Съедин увидели после взлета, какое повреждение получил самолет, они наверняка отказались бы от дальнейшего полета и сделали попытку сесть на ту же площадку, с которой взлетели, и эта попытка могла стать роковой.

— Ну, голуба, — хлопая по плечу Гришакова, говорил инженер Милованов, — родился ты не иначе как в рубашке. Такой полет можно совершить только один раз в жизни.

— Я больше и не собираюсь, — ответил летчик.

В следующую ночь в Альбинском сделал посадку Б. Г. Лунц. Площадка оказалась не многолюдной, как это было раньше.

— Где же народ? — спросил Лунц у партизан, выгружавших из корабля взрывчатку.

— Ушли самолет искать, — хмуро ответил один.

— Какой самолет?

— Беда у нас тут. Прошлую ночь садился ваш летчик, взял много раненых, детишек, при взлете ударился о журавль колодца. В темноте мы нашли большой кусок крыла и колесо. И вот почти сутки ищем самолет. Где-то тут недалеко упал… там люди.

Борис Григорьевич, глядя на страдальческое выражение лица партизана, рассмеялся:

— Ищи ветра в поле. Самолет давно в Москве, и ваши детишки и раненые товарищи в целости и сохранности.

Посланные связные вернули поисковые группы. Люди повеселели, удивлялись, и пошла молва о храбром летчике Гришакове, который и на палке улететь может.

Инженер по ремонту Матросов и борттехник Съедин собрали бригаду из пяти комсомольцев-мотористов и разобрали самолет Гришакова для тщательного осмотра всех деталей. Оказалось, что все можно сделать в аэродромных условиях, без помощи заводских рабочих.

— Им и так дел хватает, — сказал инженер молодым помощникам.

Двадцать дней трудились мотористы над восстановлением самолета. Борттехник В. П. Съедин похудел. Он работал, не покидая аэродром и питаясь тем, что принесут товарищи из столовой. Не отдыхал и Иван Андреевич Гришаков. Он летал на задания на других самолетах, подменяя уставших или больных летчиков. Только через месяц он вновь попал в Альбинское на своем самолете. В августе к своим друзьям он совершил еще пять посадок.

Белорусский штаб обратился с просьбой безотлагательно посадить самолет в Горельце для вывозки командира соединения генерала Покровского, получившего тяжелое ранение. Изучать место посадки времени не было. Гризодубова поручила выполнение этого задания Лунцу. Прилетел он в отряд удачно, но вылететь в ту же ночь обратно ему не удалось: приближался рассвет. На вторую ночь Лунцу была послана радиограмма с запрещением вылета из-за плохой погоды в Москве.

Состояние раненого было опасным, он часто терял сознание. Промедление с вылетом и задержка в квалифицированной медицинской помощи могли стоить генералу жизни. Лунц понимал, что в данном случае жизнь человека в его руках. И он решил взлететь, надеясь сесть на Большой земле на любом, не закрытом туманом аэродроме. Летел Лунц в исключительно сложных условиях: была мощная облачность, шел обложной дождь.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Самолеты летят к партизанам (Записки начальника штаба)"

Книги похожие на "Самолеты летят к партизанам (Записки начальника штаба)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Верхозин

Александр Верхозин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Верхозин - Самолеты летят к партизанам (Записки начальника штаба)"

Отзывы читателей о книге "Самолеты летят к партизанам (Записки начальника штаба)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.