Макарий Оптинский - Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей"
Описание и краткое содержание "Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей" читать бесплатно онлайн.
Великое успокоение, мир и вместе твердость и радость испытывает всякий, читающий строки писем преподобного старца иеросхимонаха Макария, независимо от того, пишет ли тот к мирянам или к монашествующим . Всем без различия старец преподает уроки подлинного духовного мудрования о мире и жизни, всем указывает на высоту Евангельских заповедей. И наипаче любит говорить о смирении. Смирение, смиренномудрие – это основное состояние души, которое проповедует батюшка Макарий, оно нужно всем и всегда. По слову его писем, утвержденному мнением преподобного Исаака Сирина, «яко соль во всякой пище, тако и смирение во всякой добродетели нужно».
Я написал вам для того сию материю, чтобы постарались скрыть о ее помощи, и какая есть на сие уважительная причина. Когда будешь давать ей на келлию деньги, то просто скажи — заняла, хоть на нас укажи, и о сем письме никому не открывайте. В том письме, что без вас было получено, кажется, что-то касалось до сих денег, и мать Н. оное читала, то и опередите сокрыть сие от всех, по нашему писанию. Видите — какая добренькая мать К., не щадит себя для сестры и еще обещает скоро прислать денег; спаси ее, Господи! Ты, мать П., порадовала нас своим писанием о своем устроении, что хотя мало начала приходить в познание себя и своих немощей. Замечаю сие устроение, тут рождается мир, а в противном случае — смущение; всеми мерами избегай сего последнего и держись мира. Да поможет тебе Господь, и мир да водворится богатно в сердцах ваших. Батюшка отец Л. посылает вам свое благословение, а не подписал потому, что я поленился нести к нему, а здесь печатаю. И. М. 7 ноября 1839 года.
Письмо 269
Достопочтенная о Господе мать Р.!
Письмо твое мы получили и утешились о твоем и сестры твоей мирном устроении. Дай Бог, чтобы оное не поколебалось от козней древнего злодетеля; когда с обеих сторон любовь и смирение предваряют, то ничто же враг успеет на вас. О достожалостном устроении N. и N. зело скорбим, что они находятся в таком худом и злобном устроении. Сохрани Боже, когда оное и доселе продолжается. В житии молдавского старца Паисия пишется, что он при всем кротком и любовном его сообращении, когда случалось видеть по многом увещании не примиряющихся братий, запрещал им не только входить в храм, но и на порог церковный не дозволял вступать и молитву "Отче наш" не читать, доколе примирятся; когда же ожесточались, то и из обители вон изгонял. Когда они еще недугуют сим недугом, то предложи им сие старцево правило, и пусть лучше готовятся пожинать мирских дел плевелы, нежели жить в обители на соблазн прочим и на погибель своим душам. О матери Ф. нечего дивиться; известно, что ее враг смущает против тебя завистью, в отношении к нашему лучшему расположению к тебе; имей памятозлобие на врага, а ее оставь, по воле ее, когда она не имеет в тебе нужды: — ты будь спокойна и терпи ее поречения: горе, когда все рекут добро о тебе(Лк.6:26). В. Г-на пишет, что она, объяснившись с тобою, совершенно к тебе примирилась: но мы, видя из письма И. И-ой худое ее устроение, хотя оное было и прежде объяснения с тобою, однако ж не можем сделать ей уречения, опасаясь причинить непримиримую злобу с И. И-ой.
А при сем и тебе, мать П., приписываем на твое писание; сердечно радуемся о твоем прозрении и благодарим Бога, что, по множеству болезней твоих, утешения Его возвеселиша душу твою(Пс.93:19); хотя будет иногда измена, не устрашайся, но благодушно пребывай, воззывая Божию помощь, сокрушая сердце свое и смиряя себя; ибо без сего никакие наши делания не благоприятны Богу. Скажу вам невыразимую нашу скорбь: любезного нашего батюшку отца А. разлучают с нами, берут в М. во игумена, хоть там был и архимандрит, но место игуменское. Мы все питались надеждою, не пришлют ли оттоль кого-нибудь, но вчера получил отец игумен с нарочным приказание явиться отцу А. к архиерею, и чтобы к 6 декабря был уже в М-е. О сем он еще не знает. Как жаль такого почтенного отца, вы себе не можете представить; верно и вы о нем пожалеете.25 ноября 1839 года.
Письмо 270
Приключения И. И-ой нанесли сердцам нашим велию болезнь, и не приберем разума, чем помочь горю; кроме как возложиться на благость Божию и просить Его всесильной помощи, отогнать кознь вражью от нее и всех вас успокоить. О, горе нам грешным! Выходим из мира для спасения, но враг и самые средства, служащие к оному, обращает во вред; это оттого, что нимало не хотим отвергнуться самих себя, но любим наши страсти, которые увлекают нас от настоящей цели. Не хотим нимало потрудиться о снискании смирения, которым бы все стрелы лукавого сокрушались.
Сильно вооружается на ищущих спасения враг, а противостать оному не хотим и повергаем оружие — смирение, без коего уже он повергает долу и не допускает к восстанию. — Это на многих мы видим. Господи, пошли руку Твою и прожени врага!
И ты сильно поползнулась дерзостью; в чем и должна раскаиваться, и за оное сознание да простит тебя Господь. Иеросх. Л. и многогрешный И. М. 23 декабря 1839 года.
Письмо 271
Христос Воскресе!
Почтеннейшая о Господе сестра, мати О.! Благодарение Господу, что получила от батюшки, во утешение себе, писание; равно и о сем слава да будет Господу, что даровал чувства возложить надежду и попечение на Господа Бога насчет вашей постройки и на начальство: посему вы и благодушествуете. — Вот явное заступление Божие, молитвами батюшки, на тебе явленное; и вперед советую тебе, сестра, во всех случаях скорбных и недоуменных, призывая молитвы батюшки, возлагаться на волю Божию с покорностью, то и самые скорби удобоносимее будут. Я слышал, что о пострижении тебя не представлено, то ежели ты о сем и смутилась, но утешай себя тем, что есть на это воля Божия, к лучшему возустрояющая: постригшись, хотя в обществе и возвысишься по званию, но больше взыщется, т. е. определят в какое-нибудь начальство или в другие должности, — тогда и тягость гораздо умножится: а ныне будь довольна теперешним твоим званием, оно тебе впору, и неси. Ежели ж будет воля Божия и выйдет постриг, — не отрицайся.
Описанные тобою случаи о двух тебе дарованных сестрах, к познанию твоей немощи и за их пользу, — хотя и скорбны, но прияли благоприятное окончание, т. е. кончились их раскаянием и соболезнованием; что ж делать, сестра? Я желал бы, чтобы никогда подобного не случалось; но когда так попускается; ежели б можно было свободиться, добре бы было; но, видно, нельзя, и Бог тако возвестил батюшке; прочти его письмецо, о котором я тебе писал в моем письме, что он писал ко мне о тебе, и веруй, что сие тебе на пользу, Бог покрыет тебя и сестру от вышесильных искушений.
Продолжай исполнять порученное от батюшки послушание, не отвергая приходящих с верою; хотя немощна и неразумна, но Господь на пользу каждого просветит тебя и даст слово. В случающихся смущениях между сестрами советую терпеть и возлагать на себя укоризну; давай прочитывать св. Дорофея "О еже себя укоряти, а не ближняго", также "О смирении"; и вообще, во всяком случае, пусть занимаются сею и св. Иоанна Лествичника книгою; хорошо читать и в прологах поучения, они очень полезны; назначай каждой прочитать, сколько Бог возвестит; и когда потребует нужда, напоминать о сем учении, как отцы поучают, бороться со страстями, дабы после иметь покой. Хотя и трудно бороться, но нужно, ибо жизнь наша есть бескровное мученичество. Господь да вразумит тебя и да даст мир Свой и да простит вся твоя согрешения. Остаюсь недостойный богомолец, многогрешный И. М.
P.S. Любезный наш батюшка отец игумен А. пишет нам, а я из письма его выписываю вам несколько слов: "Если св. Апостол Павел повелевает о всем благодарить Бога, то и я недостойный должен о себе благодарить Бога и донесть вам, отцы мои, что я в 3-й день декабря, благодарение Господу Богу, через молитвы архипастыря, принял освящение во игумена, и от десницы его принял игуменский посох, купно и вериги, т. е. всю тягость ига сего, с коими и прибыл во обитель свою, накануне праздника св. Николая, за полчаса до вечерни, где вся братия во святых вратах встретила меня со святым крестом, купно и крест мой встретил меня, который я со слезами и облобызал! Вот это первая мне честь; после чего, спустя несколько дней, сильно уны во мне дух мой, и воздремавшись, вижу, в тонком сне, лик отцов, и один из них яко бы первосвятитель, благословляя меня, сказал: ведь ты был в раю, знаешь его; а теперь трудись, молись и не ленись! И вдруг проснувшись, ощущаю в себе некое успокоение. Господи, даруй мне конец благой"!
Сию любопытную материю я нарочно вам сообщаю в пример, что Господь не оставляет в скорби, но посылает Свою помощь, и дабы видели положение и чувства отца А-я.
Письмо 272
Достопочтенная о Господе мати Р.!
В первом письме ты описываешь скорбь свою от сестер, что побеждаются друг на друга завистью о твоем расположении, в чем не находишь себя виновною. Мы сему ни мало не удивляемся, зная злобу вражью и сколь он, т. е. враг, завидя пребывающим в покорении (Феодора Эдесского гл. 44), старается разными кознями поколебать веру их и отвратить от спасительного пребывания: но вести по своей воле путем самочиния и возвысить на горы высокоумия мнением добродетелей или низвести в бездну пороков, рассеянием и расстройством жизни. Когда же мы пребываем в покорении и с советом все творим, то оные козни их разрушаются; и таковое душеспасительное действие не столько происходит от духовности и словесности вопрошаемого, сколько от веры вопрошающего и покоряющегося, — ибо, по вере их, действует Сам Бог в вопрошаемом, о чем прочти св. Иоанна Лествичника в продолжении 26-й степени о рассуждении благорассмотрительном, вторая статья, коей начало "елицы волю Господню познати…". Хотя и смущаются сестры прилогами вражьими, однако они их открывают и, верно, не соизволяют, но и скорбят о них, как видим из некоторых к нам их писем. Предложи им главы св. Симеона Нового Богослова, Феодора Эдесского с 4о-й гл. и далее, и аввы Дорофея — "О еже не составляти свой разум"; — и чтобы они рассмотрели, что это смущение их — козни вражьи суть, старающиеся поколебать их веру и наводящие обоюдную скорбь. Когда хотят иметь пользу, то не взирали бы на сие, хотя бы и подлинно так было, как им представляется; но чтобы сие открывали и обличали вражью злобу, и старались бы оной сопротивляться; от чего оная и исчезнет. Польза же их измеряется по количеству веры их. Ты о сем много не оскорбляйся: да ежели кто вздумает и оставить, мы о сем вещи не имамы [19], но желаем им обрести путь спасения. О сем мы здесь говорили сестрам вашим, сколько время позволяло и как Господь вразумлял, но это для них была теория; а на месте будет практика. Не слышателие бо, но творцы закона оправдятся(Рим.2:13).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей"
Книги похожие на "Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Макарий Оптинский - Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей"
Отзывы читателей о книге "Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей", комментарии и мнения людей о произведении.