Макарий Оптинский - Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей"
Описание и краткое содержание "Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей" читать бесплатно онлайн.
Великое успокоение, мир и вместе твердость и радость испытывает всякий, читающий строки писем преподобного старца иеросхимонаха Макария, независимо от того, пишет ли тот к мирянам или к монашествующим . Всем без различия старец преподает уроки подлинного духовного мудрования о мире и жизни, всем указывает на высоту Евангельских заповедей. И наипаче любит говорить о смирении. Смирение, смиренномудрие – это основное состояние души, которое проповедует батюшка Макарий, оно нужно всем и всегда. По слову его писем, утвержденному мнением преподобного Исаака Сирина, «яко соль во всякой пище, тако и смирение во всякой добродетели нужно».
Письмо 276
Христос Воскресе!
Почтенная о Господе мати П.! На два твои письма единым отвечаю: ты пишешь, что находишь чувства свои мирнее к сестрам, — о сем воздавай славу Богу; но и вперед ожидай, ко искусу, приражений, которые, с помощью Божией, низлагай самоукорением и смирением; прочти главу св. аввы Дорофея "О еже укоряти себя, а не ближняго" — и имей это в памяти; увидишь там: "От еже себе укоряти, дарует покой"; что-либо ни приключится. Господь да поможет тебе познать свою немощь и даст исцеление душе твоей.
Осуждать других хранися, и сей велий есть недуг души; зри свои язвы и престанешь осуждать. Аще кто и посевает между вами с сестрою плевелы раздора, но Бог не попустит произвести в действо, аще по истине, со смирением жительство проходим. И. Л. и И. М.
Письмо 277
Достопочтенные о Господе мати Р. и П.!
О разрешении сего поста на пищу, точно так, как ты написала: разрешать на рыбу в субботы и недели; а во вторник и в четверг, когда бывают полиелеи; в среду же и пяток, когда бывают бдения; о чем и в уставе положено в начале сего поста; там даже и дни назначены: только за 5 дней до Рождества оставляется рыба. Мы, яко немощные, сему правилу и следуем, а совершенные все могут о укрепляющем их Христе (Флп.4:13).
Правило четочное в дванадесятые праздники оставляется; равно все Святки и Светлую Седмицу, с великого Пятка. В дванадесятые надобно разуметь и вечер под дванадесятый праздник; днем же их под дванадесятый можно исправлять.
Каноны же в зимнее время можно читать, а в летнее некогда, ибо с вечера бывают бдения.
Но при всем том надобно иметь духовный разум: с каким оное проходим, и смотреть, от делания сего какие плоды происходят; не полагаться на то только, что правило исполнила, по подобию той девы, о коей у св. Петра Дамаскина по 2-й книге в 9-м слове упоминается; и виною правила да не презрим долг любви к ближнему. К сему же прилично и св. Исаака Сирина слово: "Не за правила в день он истяжет нас Бог: но за то, что, через оставление правила, входят в нас скверныя мысли".
Смущает тебя, что сестры ходят к вам на правило, из чего приемлют повод некоторые к составлению пустых клевет, а они в воспрещении сем тебя не слушают. Точно, не должно ближним подавать претыкания и соблазна оставлением церкви; положим, что, по немощи, собственно для себя читаете, не могущие идти в церковь, но могущие сестры должны церковь не оставлять; а паче когда они во множестве к вам стекаются; этого нельзя одобрить; можно допустить по две и не более трех. Ты пишешь, что другим будет это обидно: во избежание чего не мешает поочередно допустить им ходить; то это будет почти и не заметно и не молвисто.
О сочинении про вас анекдотов будьте спокойны, да утешайтесь: Господь обещает блаженство, когда поносят нас правды ради(Мф.5:11); но горе и тому, егда рекут вси человецы добре(Лк.6:26). Ты сначала приняла клевету спокойно, но, может быть, с презрением их — "красны псы" — за то после и возмалодушествовала. Слова сказанные: "только вы берегитесь" — в каком тоне сказаны? Можно их сказать в предостерегательном, в сожалительном и в отвратительном; только лучше принять, в простоте сердца, в хорошую сторону, то не повредят.
Не блазнись о том, что мать N. пожелала с тобою объясняться: может быть, не хочет ли сблизиться и не быть чуждою: а то, живя в одной обители, служа единому Богу и имея к нам грешным обе соотношение, находитесь по духу как чуждые. Когда вопрошает о высоких и превышающих твой разум, отвечай неведением, и не погрешишь: а что знаешь, скажи, подобно как о деньгах сказала, и не погрешила.
Книга Цветник, или Лимонарь, содержит в себе разные душеполезные повести, списанная Софронием и Иоанном, и в ней высокого нет; кроме того, что показаны некоторых отцов деяния и слова вкратце.
Любезного нашего батюшку отца А-ия еще с 1-го декабря мы лишились. Вся братия с сожалением с ним рассталась.
В скиту занять место отца А-я пал жребий на меня: угодно было отцу игумену, по согласию с батюшкою, поручить мне управление; а я не считаю себя достойным сего и могущим; но за послушание, и что некем более заменить, — должен был повиноваться; перешел в келлию отца А-я; не надеюсь на себя, чтобы мог что исправить, а хотя бы десятую долю подражать ему; некоторые считают и поздравляют меня с возвышением, — но я и не думаю о сем, а все, кажется, тот же.
Мать П., ты, ощутивши от сего пользу, держись же твоего правила: не покоряйся приносящему тебе врагу горькое напоение. Когда ты бываешь в мире, то находишь себя виновной; а в смущении противное, — это от врага; когда не будешь сопротивляться, воспоминая мирного устроения рассуждения, то много имаши [21] пострадать; от чего да избавит тебя Господь и пошлет Ангела Хранителя, прогоняющего козни врага. Премилосердый Господь да сохранит вас в мире, согласии и любви друг к другу; и да ниспослет на вас Свое благословение, Коего покрову вручая вас, остаемся недостойные ваши богомольцы, многогрешные И. Л. и И. М. 16-го декабря 1839 года.
Письмо 278
Касательно приезда Н. О-ой к нам мы ей писали еще и вашего письма не получая, чтоб она ничего не боявшись и не опасаясь к нам приезжала; хотя и не имеем такового дарования, чтобы могли исцелять таковые страсти: это зависит от собственного ее произволения, сопротивлением страсти и понуждением себя ко благому, и от Божией помощи. Она пишет весьма гладко, хоть и обвиняет себя, но так искусно, что не знавши и иглы не подденешь. На сих лошадях, на которых приедут к вам О-вы, она может к нам приехать небоязненно; мы и сами грешны, а паче я, пишущий сие.
С сестрами О-ми довольно было труда, и все оттого, что обе правы и ни одной нет виноватой; всякая видит сучек в глазу другой, а в своем и не видит, что завален целым бревном, и не хотят себя укорить. Теперь, мать Р., до тебя доходит очередь потрудиться с ними; может быть, и легче будет; они решились жить по разным келлиям, меньше будет повода к неудовольствиям.
Спасибо вам, что вы жалеете обо мне грешном мнимоначальнике Макарие; я никак не считаю себя начальником, а все тот же брат; у нас один начальник, о. игумен Моисей; мне же за послушание поручено только иметь попечение в скиту, без всякого определения и указов, а для меня оные и не нужны; хлопоты прибавились и забота; писать время имею меньше, также и читать; отговориться не имел сил и духа, да и соблаговоление на сие батюшки о. Леонида было. Прошу ваших молитв, да не будет мне на осуждение сие порученное мне послушание.1-го января 1840 года.
Письмо 279
Описываете свои немощи душевные; ну что ж нам делать? Куда деваться? Сколько можно, надобно противляться стужению страстей, и не падать действием; но в случае поползновения не отчаиваться, но, зазирая себя, прибегать к твердыне смирения и каяться перед Богом, и худшим всех себя вменять. Вам довольно известно, что у Бога лучше грешник с покаянием, нежели праведник с гордостью; во укрепление и во утешение себе прочтите у св. Исаака Сирина слово 7-е и 46-е; увидите, что покаяние иного может, а смирение и кроме дел благих спасает человека, да при оном и страсти силу свою теряют. Скажете, что трудно оное стяжать; когда будете искать умственно и чувственно, то приобрящете. Но бывает и от попущения, и действия страстей, и если не смиряемся, как пишет св. Григорий Синаит в 117-й главе в конце оной. Может быть, и сего ради попускается страдать от лютости страстей, дабы, видя других немощи, были к оным снисходительнее, и о своих мнимых добродетелях не превозносились, а во глубину смирения низводились.
Сердечно соболезнуем о неустроенных сестрах З. З-е и К. Л-е. До какой степени возросла злоба их, что принужденными находятся развести их! Ежели они и за сим не умиротворятся, то какой-нибудь невольный крест должен с ними повстречаться к наказанию их.
Н. О-на поехала от нас 30 января, кажется, поспокойнее и с благим расположением сопротивляться страсти и покоряться во всем; да укрепит ее Господь.
Всем вашим о Христе сестрам посылаем наше недостойное благословение. Недостойные ваши богомольцы, многогрешный И. Л. и многогрешный И. М. 10-го февраля 1840 года.
Письмо 280
О положении сестер ваших В. и З-и весьма горестно для нас слышать, потому более, что мы виновны были в их переходе. О бывших их коловратностях и неисправлениях, сколько возможно, они сами себя обличили, укорили и зазрели, желают положить истинное начало, пожить со смирением и терпением во откровении тебе; мы же тебя молим, яко же св. Павел Филимона, о чадах наших, духовно порожденных, В. и З-е, иногда непотребных, ныне же и тебе и нам благопотребных; по благому их намерению приими их, сиречь утробу нашу, яко чад искренних, наставь и вразуми, да не порадуется враг о погибели душ человеческих (Флм.9:13), они теперь начало полагают и все тебе скажут, яже о себе; да упразднит Господь все козни и сети вражьи и да исторгнет плевелы насеянные и произрастающие вражду и смущение. О келлиях же для них мы уже не знаем что вам и сказать; но уповаем, что при свете мира между всеми вами даст Господь обрести для них и уголок, покрывающий бренность телесную для спасения бессмертного духа; и ты по благоразумию своему распорядишься вразумляющу тебя Богу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей"
Книги похожие на "Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Макарий Оптинский - Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей"
Отзывы читателей о книге "Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей", комментарии и мнения людей о произведении.