Кейс Ваайман - Духовность. Формы, принципы, подходы. Том I
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Духовность. Формы, принципы, подходы. Том I"
Описание и краткое содержание "Духовность. Формы, принципы, подходы. Том I" читать бесплатно онлайн.
Эта книга — путеводитель по безграничному пространству духовности. Кейс Ваайман ставит перед собой вопрос, что же такое духовность, и рассматривает все возможные ее проявления: духовные традиции древних и современных мировых религий, духовность человеческой жизни, духовность обычных людей и религиозных деятелей, духовность библейская, духовность мистическая, духовность христианская, проявляющаяся в мученичестве, аскетических движениях, в жизни общины верующих, социальных и исторических процессах, происходящих в церкви, богослужении, еретических движениях, эсхатологическом мировоззрении, богословии, духовность современной культуры. Книга Кейса Вааймана уникальна и не имеет аналогов. Данное исследование будет интересно не только специалистам — философам, религиоведам, богословам, психологам, серьезным студентам, но и всем тем, кто вместе с автором этой книги задается вопросом о человеческой духовности.
Жанр мистического богословия продолжал процветать вплоть до XVII века [1207] , причем создавались научные кафедры мистического богословия [1208] . Классическим примером может служить Summa theologiae mysticae* французского кармелита Филиппа де ля Тринитэ. После длинного предисловия, в котором автор рассматривает природу мистического богословия, идут три основные части: о пути очищения, свойственном начинающим, о пути озарения, характерном для преуспевших, и о пути единения, присущем достигшим совершенства. Затем в рамках этого двухуровневого тройственного разделения последовательно рассматриваются субъекты духовной жизни: в первой части — душевная молитва, возложение наказания за грехи, смирение, испытания и очищение, во второй — созерцание во всех его аспектах, упражнение в добродетели, вдохновленное созерцание и мистические явления, в третьей — высшие формы молитвы, богословские добродетели и интенсивное упражнение в добродетелях, духовный брак и евхаристия.
Следовательно, нас не должно вводить в заблуждение наименование «мистическое богословие», которое после Фомы Галла украшало введения в духовность [1209] . В этих мистических типах богословия мы имеем дело не с какой-то конкретной частью духовности (мистицизм), а с целой духовной программой, в которой термин «мистический» применим к каждому этапу духовного путешествия [1210] . «Формально термин “мистическое богословие” начинает означать особое доктринальное и научное исследование того пути, который ведет душу к единению с Богом в созерцании, через различные этапы духовной жизни, постигаемые как подготовка к этому единению»47. Поэтому «новизна» этих
мистических типов богословия заключается не в чем-то материально воздей- ствуемом (материальный объект), а в позиции, исходя из которой осуществляется подход к сфере духовности в целом (формальный объект).
Заключение. Духовность рассматривается как познавательный процесс, отмеченный тремя переходными периодами: 1) очищением, которое полностью обращает душу в потоке эманаций, чтобы через эти эманации привести ее к Тому, кто превыше всего этого; 2) озарением, которое отводит ее от всех когнитивных структур (познавать и быть познаваемым) для того, чтобы соучаствовать в абсолютном мраке отсутствия знания; 3) единением, которое отделяет нас от самих себя, так что мы можем полностью принадлежать Ему, который превыше всего [1211] . Эти типы мистического богословия резко отличают характер процесса, когнитивный аспект и строго разделенная на этапы природа духовности.
Библиография
Antonius a Spiritu Sancto, Directorium mysticum in quo tres diffcillimae viae… illustrantur, 1677.
Arintero J., Evolution mistica, Salamanca, 1930.
Augustin de Saint-Ildephonse, Theologia mystica, Alcala, 1644.
Bonaventura, De tripliti via, ± 1260.
Breton J., Mistica teologiay doctrina de la perfection evangelica, Madrid, 1614.
Cai.deira E, Mistica teologiay discretion de espiritus, Madrid, 1623.
Constantin de Barbanson, Secrets sentiers de I’amour divin, 1622.
Devine A., A Manual of Mystical Theology, London, 1903.
Dictionnaire de mystique chretienne ou essai d’encyclopedisation historique et methodique de tous les phmomenes merveilleux, Paris, 1858.
Dionysius de Karthuizer, De contemplations, ± 1450.
FiOCCHi A., Praelectiones theologicae mysticae, Roma, 1934.
Gabriele di S. M. Maddalena, Le ricchezze della grazia, Terni, 1953.
Gelen V., Summa practica theologiae mysticae, Koln, 1646.
Gerson J. de, De mystica theologia, ± 1400.
Theologia mystica speculativa et practica, ± 1400.
Godinez М., Practica de la teologia mistica, 1682.
Gorrino A., La vita interiore. Dottrina, fatti, consigli, Torino, 1936.
Guadalupe A. de, Mystica theologia supematuralis infusa, Madrid, 1665.
Herp H., Theologia mystica, 1538.
Hugo van Balma, Theologia mystica (между 1250 и 1290 гг.).
Johannes a Jesu Marla., Theologia mystica, 1607.
Joseph a Spiritu Sancto Lusitanus, Enucleatio mysticae S. Dionysii Areopagitae, Koln, 1684.
Joseph du Saint-Esprit, Cursus theologia mysticae-scholasticae, Sevilla, 1710–1740. Kronseder E, Das Leben in Gott. Einfuhrung ins geistliche Leben, Regensburg, 1935. Lamballe E., Mystical Contemplation, or The Principles of Mystical Theology, London, 1913. Lejeune P., Introduction a la vie mystique, Paris, 1899.
Manuel de theologie mystique, Paris, 1897.
McIntosh М., Mystical Theology. The Integrity of Spirituality and Theology, Chicago, 1997. Maes B., Mystieke Theologie ofte verborghen Godgeleerdheid, Gent etc., 1921.
Maximilianus A Bernezay, Traite delavie intmmre, 1687.
Mendez de San Juan J., Praxis theologiae mysticae, Madrid, 1673.
Michael a S. Augustino, Institutiones mysticae, Anvers, 1671.
Navarro G., Teologia mistica, Madrid, 1641–1651.
Philippus a SS. Trinitate, Summa theologiae mysticae in qua demonstratur via montis perfection- is, 1656.
PlZANO DE Leon E, Compendium totius mysticae theologiae, Madrid, 1649.
Poulain A., Des graces d’oraison. Traite de theologie mystique, Paris, 1901.
Reguera М. de LA, Praxis theologiae mysticae, Rome, 1740–1745.
RoCABERTl J. DE, Theologia mystica, Barcelona, 1669.
Saudreau A., La vie d’union a Dieu et les moyens d’y arriver d'apres les grands maitres de la spiritualite, Paris — Angers, 1909.
Schram D., Institutiones theologiae mysticae ad usum directorum animarum, 1774.
Stolz A., Teologia della mistica, Brescia, 1940.
Thomas aJesu, De contemplatione divina, Anvers, 1620.
Thomas Gallus, Explanatio, 1242.
Truhlar K., Lesperienza mistica. Saggio di teologia spirituale, Roma, 1984.
VALLGORNERA T. de, Mystica theologia dim Thomae, utriusque theologiae scholasticae et mysticaeprin- cipis, Barcelona, 1662.
VlVES Y Тито J., Compendium theologiae ascetico-mysticae seu theologiae mysticae fundamentalis et specialis, Ratisbonae — Neo-Eboraci, 1907.
Zahn J., Einfuhrung in die christliche Mystik, Paderborn, 1908.
Аскетическое богословие
Название theologia ascetica* впервые появляется в XVII веке [1212] . Шоррер определяет новый взгляд на духовность, выражаемый в этом названии, следующим образом: «Это наука, которая изучает действие, согласованное с его конечной целью; соответствующая добродетель воли — это обычно расположение (habitus) или же непреклонное и настойчивое желание действовать так, чтобы достичь этой цели» [1213] . В этом определении явно проступает аскетическое очертание, целенаправленное действие представляется главным и поддерживается непреклонной волей.
В этом сконцентрированном на воле и целенаправленном действии важное значение приобретает порядок средств. Неудивительно, что мы сталкиваемся с этим в трактатах на данную тему. В одном из аскетически ориентированных введений (De natura et statibus perfectionis*, написанном в 1629 г. Ле Годье) характер «средств» мощно выступает на первый план. Трактат начинается с очерка «о совершенстве» (часть I). Затем (часть II) следует знакомая картина духовной жизни, которая развертывается в соответствии с тремя этапами совершенства. До этого момента данный труд все еще полностью согласуется с традицией руководств по достижению совершенства. Но затем идут части III–V. Они занимают в книге самый большой объем и полностью посвящены трактовке аскетических средств (1156 из 1562 страниц) [1214] . Порядок средств еще более отчетливо выдвигается на первый план в Direttorio ascetico Скарамелли (1753), который считается классическим примером аскетического жанра. В этом труде, состоящем из четырех частей, духовная жизнь полностью представляется как путь к достижению совершенства, который является общим для всех христиан [1215] . Ориентация на эту цель определяет структуру Direttorio: последовательно рассматриваются средства, которые помогают людям достичь этой цели (часть I), препятствия, встречающиеся на этом пути и которые необходимо преодолеть (часть II), нравственные добродетели, олицетворяющие совершенство (часть III), и божественные добродетели, составляющие суть совершенства (часть IV) [1216] . В рамках этой схемы Скарамелли систематизирует главные основы духовной жизни: духовное направление, чтение Писания, размышления, молитва, проверка совести, почитание святых, контроль над собственными побуждениями, упражнение в добродетелях и божественные добродетели. Здесь мистицизм рассматривается как нечто «эктраординарное» [1217] . Определяя особый характер духовности с точки зрения цели, средств, действия, воли и взращивания добродетелей, автор очерчивает рамки мистицизма, который характеризует ся нерегулярностью, благодатью, отречением и пассивностью.
Аскетический жанр преобладал на протяжении XVIII и XIX веков [1218] и продолжал существовать до XX столетия56. Порой некоторые авторы пытаются хотя бы условно интегрировать мистицизм в эту модель, что еще более явно обнаруживает аскетический акцент: «Аскетическое богословие как наука христианского совершенства обращается к мистическим явлениям, лишь поскольку они относятся к совершенству и стремлению к нему» [1219] .
Аскетическая позиция определенно выступает на первый план, когда мы сравниваем Ле Годье и Скарамелли. У Ле 1одье цель (совершенство), путь духовной жизни (в соответствии с тремя этапами) и средства (более 70 % материала) все еще разграничены и соотносятся друг с другом. У Скарамелли все сливается: весь путь духовной жизни (в соответствии с тремя этапами) относится к порядку средств (100 % материала). Здесь четко проявляются конечные следствия аскетической позиции: соотношение «цель — средства» начинает управлять духовной жизнью в целом. Чтение Писания и литургия, размышления, безмолвие и молитва, упражнение в добродетелях, раскаяние и епитимья, умерщвление плоти и испытание совести, таинства и религиозные обряды, самоконтроль и духовная направленность, образ жизни и евангельские наставления, любовь к ближнему, апостольство и уединение — все это средства, помогающие осуществить энергичное целенаправленное действие.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Духовность. Формы, принципы, подходы. Том I"
Книги похожие на "Духовность. Формы, принципы, подходы. Том I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Кейс Ваайман - Духовность. Формы, принципы, подходы. Том I"
Отзывы читателей о книге "Духовность. Формы, принципы, подходы. Том I", комментарии и мнения людей о произведении.