Кейс Ваайман - Духовность. Формы, принципы, подходы. Том I
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Духовность. Формы, принципы, подходы. Том I"
Описание и краткое содержание "Духовность. Формы, принципы, подходы. Том I" читать бесплатно онлайн.
Эта книга — путеводитель по безграничному пространству духовности. Кейс Ваайман ставит перед собой вопрос, что же такое духовность, и рассматривает все возможные ее проявления: духовные традиции древних и современных мировых религий, духовность человеческой жизни, духовность обычных людей и религиозных деятелей, духовность библейская, духовность мистическая, духовность христианская, проявляющаяся в мученичестве, аскетических движениях, в жизни общины верующих, социальных и исторических процессах, происходящих в церкви, богослужении, еретических движениях, эсхатологическом мировоззрении, богословии, духовность современной культуры. Книга Кейса Вааймана уникальна и не имеет аналогов. Данное исследование будет интересно не только специалистам — философам, религиоведам, богословам, психологам, серьезным студентам, но и всем тем, кто вместе с автором этой книги задается вопросом о человеческой духовности.
Задача Хана де Вита состоит в том, чтобы сделать очевидной психологическую интуицию, представить методы, обнаруживаемые в традициях созерцания, и привести их к диалогу с научной психологией. Он исходит из метафоры «пути», который можно описать посредством состояний или этапов опыта, через которые пролегает этот путь. Опыт бытия всегда оказывается связанным с тем этапом, на котором оказывается человек. Каждый этап включает несколько уровней: ментальный, коммуникативный и уровень поведения. Затем де Вит углубляет и конкретизирует эти уровни: надежность приобретенного знания (от которого надо будет вновь отказаться), трудности при передаче вытекающего из этого опыта, осмысление и опыт тела человека и так далее. Постепенно формируется представление о том, что может охватывать созерцательная психология, ограниченная направленностью рассматриваемых источников (особенно буддийских) и способом их прочтения (особенно методом «инвентаризации») [1364] . Абсолютно другой путь, свойственный только ему, избрал Хельминьяк. Его заявление состоит в том, что духовности как науке должно быть отведено свое место на стыке с психологией [1365] . Основываясь на проделанном Лонерганом анализе самоосознания человека, он проводит границу между духовностью и психологией следующим образом: помимо души (эмоции, чувства, аффекты, память и т. п.) существует дух (самоосознание, осмысление, размышления, выбор), который открывает доступ к истинному и ценному, при условии, что дух открытый, сомневающийся, честный и любящий. По нашему мнению, основание конструкции Хельминьяка слишком узкое: он однобоко определяет духовность, отталкиваясь от слова «dyx-овность» (spirit-uality), исходя из произвольной эпистемологии и никак не ссылается на имеющиеся исследования в сфере духовности.
Важное поле напряжения во всех психологических интерпретациях феномена духовности — это интрапсихическая интерпретация в сравнении с диалогической. Некоторые исследования априори низводят мистический опыт до внутрипсихического процесса или субъективного состояния сознания: духовное событие рассматривается как процесс, имманентный субъекту,
который обращается внутрь себя и нисходит к глубоким структурам сознания. В других исследованиях духовный опыт интерпретируется как встреча с несводимой инакостью Другого — диалогическое взаимодействие между Богом и человеком [1366] . Однако может статься, что для исследования духовности более всего приемлем герменевтический подход к психике вообще и к такой установке по отношению к духовному, в частности [1367] .
Заключение. Психологическая точка зрения описывает духовность следующим образом. (1) На первый план выдвигается главным образом человеческий полюс феномена духовности: его рост и развитие, однако и его пагубная сторона (регрессия, патологическое поведение); его склонность к воображению и жажда соприкосновения; его желание действительно приобщиться к духовности и соблазн упростить ее только до внешнего проявления; его способность проложить путь, соединяющий перемежающиеся переходные состояния, но также и привязываться к привычным образцам. (2) Психология показывает, как духовный путь сопровождается критическим осмыслением, что часто претворяется в процесс духовного сопровождения, в котором личное участие человека в духовном процессе подвергается тщательной самокритике.
Библиография
Bakan D., Sigmund Freud and the Jewish Mystical Tradition, London, 1990.
Bednar R. & Peterson S., Spirituality and Self-esteem. Developing the Inner Self, Salt Lake City (Utah), 1990.
Bodnar A., Dialogues at the Meeting Place of Psychotherapy and Spirituality. A Movement toward Integration, Toronto, 1992.
Campbell O., An Investigation into Distinguishing Personality Correlates to Mysticism, Ann Arbor (Michigan), 1990.
CatalanJ., Experience spirituelle et psychologie, Paris, 1991.
Collins J., Mysticism and New Paradigm Psychology, Savage (Maryland), 1991.
Conn J., Spirituality and Personal Maturity, New York — Mahwah (Newjersey), 1989. Danesh H., The Psychology of Spirituality, Victoria (British Columbia), 1994.
Finley Т., The Contemplative Dimensions of Psychotherapy. A Transpersonal Approach, Pasadena (California), 1987.
Groeschel B., Crecimiento espiritual у madurez psicologica, Madrid, 1987.
Halevi Z., Kabbalah and Psychology, Bath, 1986.
Helminiak D., The Human Core of Spirituality. Mind as Psyche and Spirit, Albany (New York), 1996.
Spiritual Development. An Interdisciplinary Study, Chicago, 1987.
Hoffman E., The Way of Splendor. Jewish Mysticism and Modem Psychology, Boulder (Colorado)— London,1981.
Imoda E, Human Development. Psychology and Mystery, Leuven, 1998.
The Innate Capacity. Mysticism, Psychology, and Philosophy, ed. R. Forman, New York — Oxford,
1998.
Jaffe L., Liberating the Heart. Spirituality andJungian Psychology, Toronto, 1990.
Kakar S., The Analyst and the Mystic. Psychoanalytic Reflections on Religion and Mysticism, Chicago, 1991.
Kassel М., DasAuge im Bauch. Erfahrungen mit tiefenpsychischer Spiritualitat, Olten, 1986.
Keating C., Who We Are Is How We Pray Matching Personality and Spirituality, Mystic (Connecticut), 1987.
McDermott-Shideler M., Spirituality. An Approach through Descriptive Psychology, Ann Arbor (Michigan), 1992.
May R., Cosmic Consciousness Revisited. The Modem Origins and Development of a Western Spiritual Psychology, Rockport (Massachusetts), 1993.
Mazzoni C., Saint Hysteria. Neurosis, Mysticism, and Gender in European Culture, Ithaca — London, 1996.
Mihalas D., Depression and Spiritual Growth, Wallingford (Pennsylvania), 1996.
Mortazavi D., Soufisme et psychologie, Monaco, 1989.
Nieto J., Religious Experience and Mysticism. Otherness as Experience of Transcendence, Lanham (Maryland), 1997.
Noordzij J., Religieus concept en religieuze ervaring in de christelijke traditie. Proeve van een psychologie van de spirituele ontwikkeling, Kampen, 1994.
O’Leary D., Windows of Wonder. A Spirituality of Self-esteem, New York, 1991.
Patterson R., Becoming a Modem Contemplative. A Psychospiritual Model for Personal Growth, Chicago, 1995.
Provitola G., Perfection Quest or Spiritual Quest. Narcissism and Its Relationship to Spiritual Discipline, New York, 1987.
Richard R. & Deze C., Psychologie et spiritualite. A la recherche d’une interface, Sainte-Foy (Quebec), 1992.
Roberts R., Spirituality and Human Emotion, Grand Rapids (Michigan), 1982.
Shah I., Learning Haw to Learn. Psychology and Spirituality in the Sufi Way, London, 1978.
SlGLAG М., Schizophrenic and Mystical Experiences. Similarities and Differences, Ann Arbor (Michigan), 1988.
Spirituality. Perspectives in Theory and Research, в Journal of Psychology and Theology 19, 1991, № 1.
Spirituality and Psychology, The Way Supplement, 1990, № 69.
Ulanov A., CarlJung and Christian Spirituality, New York, 1988.
VierlK., Psychologie als spirituelle Betatigung, Stuttgart, 1994.
VigneJ., Elements de psychologie spirituelle, Paris, 1993.
Welsh A., The. Other Side oj the Mountain. The Value and Limitations of Analytic Psychology in the Traditional Stages of Christian Spiritual Development, Berkeley (California), 1995.
WimberJ. & Springer K., The Dynamics of Spiritual Growth, London etc., 1990.
Wit H. de, Contemplatieve psychologie, Kampen, 1987.
De verborgen bloei, Kampen, 1995.
2.2.7. Социология
В течение нескольких последних десятилетий духовность и социальные науки соприкасаются друг с другом. При этом в зависимости от принимаемой точки зрения четко акцентируются важные аспекты феномена духовности.
Структурная точка зрения изучает «способ, посредством которого формируется общество в целом, согласно принципам его формирования» [1368] , — тот способ, которым взаимопереплетаются его социальные системы (экономика, политика, управление, образование, здравоохранение, структура безопасности), его религиозные институты (церкви, вероучения, движения) и культурный сектор (искусство, спорт, средства массовой информации). Эта макросоциальная структура, которая включает большие и меньшие связи (мезо- и микроуровень), не является статичным целым: структуры оказывают воздействие друг на друга на всех уровнях, в атмосфере конкуренции или согласия, дезинтеграции или реконструкции, подтверждения или критики, обвинений или пагубного воздействия, взаимоуважения или сталкивания интересов.
Структурная точка зрения характерна для духовности освобождения, которая помещает себя в область политико-экономических сил, чтобы там, на основе социального анализа и рискованных воспоминаний о христианской традиции, могло произойти Божье освобождение. Это относится также и ко всем другим видам духовности освобождения: экологическая духовность изучает социо-экономическую систему, виновную за загрязнение окружающей среды и истощение Земли; духовность движения за мир анализирует военно- промышленный комплекс; феминистская духовность проливает свет на концентрацию патриархальных сил. Анализ социо-культурной системы — это первый шаг духовного процесса. Второй шаг — это стратегическое действие. В этой связи важными средствами является сама группа и разрабатываемая ею система. Группа — это духовная среда, в которой рассматриваются ценности и осуществляются желаемые процессы перемен: базовые сообщества, миротворческие группы, женские группы. Посредством социальных действий и связей эти идеалы разделяются более обширной группой.
Перспектива «ценностей» изучает объединяющий опыт реальности, который придает значение социальным системам на всех уровнях [1369] . Парсонс называет это культурной системой — «осадок» символов, идей, ценностей и религиозных убеждений в данном обществе [1370] . Духовность принимает во внимание ценностные ориентации, которые оказывают влияние на поведение и общественную жизнь людей. Например, Макс Вебер доказывает, что кальвинистское благочестие (в котором важной добродетелью считаются бережливость и подтверждение предопределения человека в виде земного преуспевания) — это важная составляющая «духа капитализма» [1371] . Ценностная точка зрения также открывает глаза на связь между современным западным обществом, которое придает значение самостоятельности, здоровью, саморазвитию, выгоде, прогрессу и технологии, и современной духовностью, в которой преобладает самоодобрение.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Духовность. Формы, принципы, подходы. Том I"
Книги похожие на "Духовность. Формы, принципы, подходы. Том I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Кейс Ваайман - Духовность. Формы, принципы, подходы. Том I"
Отзывы читателей о книге "Духовность. Формы, принципы, подходы. Том I", комментарии и мнения людей о произведении.























