Павел Флоренский - Павел Флоренский Философия культа
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Павел Флоренский Философия культа"
Описание и краткое содержание "Павел Флоренский Философия культа" читать бесплатно онлайн.
(электронная версия книги - Флоренский П.А. - Собрание сочинений. Философия культа (Философское наследие) - 2004. Примечания в квадратных скобках соответствуют примечаниям внизу страницы бумажного издания. Примечания в фигурных скобках - примечаниям бумажной версии, вынесенных в конец книги).
103
Пс. 33, 12.— 47.
104
Текст в квадратных скобках дописан Флоренским карандашом в рукописи и в машинописный экземпляр не вошел из-за того, что не был разобран машинисткой.—48.
105
противоречие в определении (лат.).— 49.
106
находится в стадии обсуждения (лат.).— 49.
107
1 противоречие (лат).— 49.
108
Ср.: «С появлением Сократа греческий вкус изменяется в благоприятную для диалектики сторону; что же происходит тут в сущности? Прежде всего этим побеждается аристократический вкус; чернь всплывает наверх с диалектикой» (Ницше. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 565). Диалектика делает из разума тирана. Схематизирование и систематизирование—занятие философов-ремесленников (Там же. Т. 1. С. 669).— 49.
109
Пс. 110, 10; Пр. 1, 7; 9, 10.—50.
110
Ζωον (греч.), animal (лат.) — одушевленное, живое, животное (церк.-слав.) = живое существо; $ήρ (греч.), bestia (лат.)—животное (Ρ)*-) — зверь.— 52.
111
Платон. Определения 411а = Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1994. С. 615/Пер. С. Я. Шейнман-Топштейн; «Бог—бессмертное существо».—52.
112
предшествующее, исходное (лат.).—55.
113
Ин. 1, 14.—55.
114
Миниа. Месяц декемврий. Киев, 1910. Л. 284 об. (25-й день).—55.
115
Миниа. Месяц март. Киев, 1911. Л. 145 (25-й день). Стихира на Слава и ныне: на стиховне.—55.
116
Канон молебный ангелу хранителю. Творение Иоанна монаха, Черноножнаго, глас 8. Нач.: «Неусыпаемаго хранителя души моея...» (Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 174).—56.
117
Cм. текст «К данному разделу Флоренский вложил в тетрадь несколько скрепленных вместе выписок, которые не вошли в машинописный экземпляр.» в ПРИЛОЖЕНИИ
118
Лк. 1, 51.— 59.
119
Из стихотворения Г. Р. Державина «Бог»: «Я связь миров, повсюду сущих...»—59.
120
человек литургисающий, «служащий» (лат.).—59
121
Далее в рукописи Флоренский отметил карандашом: «О словесности службы — цитаты»,— но данная тема не была развита.— 60.
122
В рукописном экземпляре окончание фразы иное: «...ради мнемонических целей и по соображениям удобства, мы его удержим».— 61.
123
Обо всем, что можно знать (лат.)—так говорят о бессвязном рассказе о разных разностях.— 62.
124
Английская сравнительно-антропологическая школа: Герберт Спенсер (1820—1903) — один из родоначальников позитивизма; Эдуард
Барнетт Тейлор (1832—1917) — этнограф и религиовед. У Флоренского в тексте ошибка: «...Стенли Джевонса...», но он имел в виду не Уильяма Стенли Джевонса (1835—1882) — логика и экономиста,—а F. В. Jevons'a — религиоведа. Грант Аллен (Grant Allen)—религиовед; Робертсон Смит (Smith, 1846—1894) — религиовед и антрополог; Эндрью Ланг (A. Lang)—религиовед; Джеймс Джордж Фрейзер (Frazer, 1854— 1941) — этнограф, религиовед.— 65.
125
Французская социологическая школа: Эмиль Дюркгейм (Durkheim, 1858—1917)—глава французской социологической школы; Тутэн (J. Toutain)—религиовед; Губерт и Маусс (Н. Hubert et Μ. Mauss); Соломон Рейнак (S. Reinach) ; Фюстель де Куланж (Fustel de Coulanges, 1830—1889) — историк —65.
126
Сведения об авторе неизвестны.—68
127
Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров, 1779—1857). См.: Слова и речи, говоренные в разные времена. Т. 1—3. Киев, 1857.— 70.
128
Флоренский имеет в виду статью В. Я. Брюсова «Фиалки в тигле» (Весы. 1905. № 7), где Брюсов сравнивает трудности перевода с превращением фиалок в тигле в пепел и попыткой воссоздать из этого пепла новые фиалки.— 70.
129
Это слова самого протоиерея Николая Михайловича Боголюбова (1872—?).— 72.
130
Сведения об авторе неизвестны.— 73.
131
приведение к абсурду (лат.).— 73.
132
Диаконское возглашение на Божественной литургии//Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 122.—74.
133
Ср. новейшее исследование на эту тему: Иларион (Алфеев) игумен. Христос—победитель ада: Тема сошествия во ад в восточнохристианской традиции. СПб., 2001.— 76.
134
Нумерация параграфа в рукописи и машинописном экземпляре пропущена.— 78.
135
Текст в квадратных скобках дописан Флоренским в рукописи и в машинописный экземпляр не вошел из-за того, что не был разобран машинисткой.— 78.
136
Видманштеттовы фигуры—своеобразный узор, образующийся на отшлифованной поверхности метеоритного железа, обработанной слабой азотной или соляной кислотой. Впервые эти фигуры наблюдал в Вене Видманштеттен в 1808 г.— 79.
137
Дмитрий Николаевич Овсянико-Куликовский (1853—1920)—литературовед, лингвист, историк культуры. См.: Овсянико-Куликоеский Д. Н. Очерки из истории мысли // Вопросы философии и психологии. 1890. № 2.— 79.
138
Гипократ (ок. 460—ок. 370 до н. э.)—древнегреческий «отец медицины».— 79.
139
Томас Хант Морган (1866—1945)—американский биолог, один из основоположников генетики.—80.
140
Возможно, имелись в виду слова В. С. Соловьева из работы «Философские начала цельного знания» (1877): «Только такая жизнь, такая культура, которая ничего не исключает, но в своей всецелости совмещает высшую степень единства с полнейшим развитием свободной множественности,—только она может дать настоящее, прочное удовлетворение всем потребностям человеческого чувства, мышления я *оли и быть, таким образом, действительно общечеловеческой, или вселенской, культурой, причем ясно, что вместе с тем и именно вследствие своей всецельности эта культура будет более чем человеческою, вводя людей в актуальное общение с миром божественным» (Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 176).—<?>
141
Спиноза пользовался двумя категориями: natura naturans (порождающая природа) и natura naturata (порожденная природа).—80.
142
Анри Бергсон (1859—1941) — французский философ.—81.
143
Эрнст Мах (1838—1916) — австрийский физик и философ.— 81.
144
Леонтьев П. М. Мифическая Греция и Италия//Пропилеи: Сборник статей по классической древности, изданный П. Леонтьевым. Кн. I. М., 1851.— 81.
145
Бартольд В. В. Соч. Т. VI. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 1966. С. 489 —491 .—83.
146
Ср.: Первые шаги философии Ц Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1996. С. 118—122.—84.
147
Стэнли Холл Гренвилл (1846—1924) — американский психолог, один из основоположников педологии; учил, что стадии развития психики детей повторяют этапы развития человеческого рода.—84.
148
«Да будет культ святых» или «Да будет святая простота».— 85.
149
Флоренский ошибся. Цитата взята из статьи: Вяземский И. В. Очерк истории развития современного гипнотизма // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1904. № 10. С. 743.—85.
151
Ср.: Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1994. С. 584: «а люди, жившие здесь еще раньше, совершали захоронение прямо в доме, мы же не делаем ничего подобного».—86.
152
Краснов А. Н. Основы землеведения: Руководство для студентов университета, преподавателей средних учебных заведений и самообразования. Вып. 4. Ч. 1. География растений: Законы распределения растений и описание растительности земного шара. Харьков, 1899.—87.
153
Александр Иванович Огнев (1884—1925) — зоолог, философ, друг Флоренского; окончил историко-филологический и физико-математический (по естественному отделению) факультеты Московского университета.—87.
155
Здесь Флоренский развивает мысль на учреждение жертвоприношений у иудеев, высказанную ранее в Постановлениях Апостольских (I, 6; VI, 20), в «Свиданиях» Климента (I, 35), у святых Иустина Философа (Разговор с Трифоном иудеем, 19; 67), Иринея (Против ересей, IV, 14 и 15), Иоанна Златоуста (Против иудеев, II). В частности, святой Иустин Философ писал: «Все прежде названные праведники угодили Богу, не соблюдая субботы, и после них Авраам и все потомки его до времени Моисея, при котором народ ваш явился неправедным и неблагодарным пред Богом, сделавши в пустыне тельца. Почему Бог, снисходя к слабости народа, повелел приносить и жертвы только во имя Его, чтобы вы не идолопоклонствовали, а вы этого не соблюли, но даже закалали детей своих в жертву демонам».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Павел Флоренский Философия культа"
Книги похожие на "Павел Флоренский Философия культа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Флоренский - Павел Флоренский Философия культа"
Отзывы читателей о книге "Павел Флоренский Философия культа", комментарии и мнения людей о произведении.