» » » » Борис Михалев - Философ Горы


Авторские права

Борис Михалев - Философ Горы

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Михалев - Философ Горы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Философ Горы
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философ Горы"

Описание и краткое содержание "Философ Горы" читать бесплатно онлайн.








- Но спасение ведь основано на этике и аскетизме. Где тогда место познавательному и художественному творчеству в твоей системе ценностей?

- Закон часто отождествляют с этикой, а творчество - с наукой и искусством. Я бы сказал, что это три разных, но равноценных пути к одной цели. И все они могут быть как на начальной, так и на высшей стадиях. Законное познание приспосабливается к миру, искусство - развлекает. Творческая же этика - это монашеский подвиг.

- Религия утверждает, что нравственность обязательна, а красота и познание - нет.

- Этика - наиболее доступная форма духовности. Ее можно использовать как мерку богонаправленности любых путей, которые, будучи правильными, различаются лишь в силу непройденности до конца, подобно граням пирамиды - чем ближе они к вершине, тем ближе и друг к другу. Как по компасу, каждый проверяет правильность ориентации своего движения, испытывая повышение способности к восприятию ценностей, лежащих в русле других путей. Сколько людей, столько и путей к совершенству. Царство же Божие не знает разделения. Совершенство одно, и если оно достигнуто, то не важно, каким путем.

- Может ли по твоему войти в Царство Божье, например, человек нравственный, но невежественный?

- Не может быть такого человека. Нравственное совершенство дает и полноту знания.

46.

- В заботу погружен мир, и мораль его проникнута ей, хотя, вроде бы, и иное у нее предназначение. Низостью и бессилием веет от озабоченных моралистов. Забыли они о евангельской беспечности птиц небесных и лилий полевых.

- Касательно заботы, принципиальное значение имеет, забота о чем: если о мирских благах - это одно, о преодолении греха - другое. Более того, отсутствие первой заботы, как раз и есть вторая, и наоборот. Беззаботность относительно мирских потребностей требует усилий, то есть заботы о духовном росте, иначе грехи заставят забыть все, кроме них. Эта мирская беззаботность и имеется ввиду в Евангелии: ищите прежде Царствия Божьего, а все остальное вам приложится. Попытка же беззаботности как таковой, от всего, и от поиска Царства Божьего есть преступное нерадение. Лень и расслабление, из него вытекающее - лишь источник усиления принудительной заботы о мирских благах.

47.

- Бывает мораль творческая и послушная. Первая вырывает человека из мира, вторая его к нему приспосабливает.

- Послушание и устроение в мире - разные вещи. Мотивировка морали мирским интересом простительна, когда человек еще отвлеченно не мыслит. Мирское же устроение как путь - это уже идея, атрибут обобщающего сознания. На этой стадии человек обязан понимать мораль не иначе, как средство борьбы с самим собой. Послушание Богу внутри, а не миру снаружи - истинная духовная ценность. Идея же земного приспособления порочна изначально, путь его - в обратную сторону от творчества. Начиная обобщать, человек встает как бы на промежуточную ступень между сугубой принудительностью и высшим творчеством. Грубые страсти, и соответственно, необходимость закона еще присутствует, однако уже забрезжил луч понятия об освобождении, как цели.

48.

- Излишне возвышенная мораль может задавливать богатство творческой натуры, требовать пренебрежение красотой во имя добра. Это препятствует осуществлению божественного предназначения личности.

- Противоречие морали и творчества может означать или постановку морали на службу низменному интересу, или заблуждение относительно природы творчества. Есть истинная гармония бесстрастия и иллюзорная гармония эмоций. Поэтому и внутреннее гармоническое состояние может быть как творческим, так и лжетворческим. Мораль же, перестав служить исключительно цели духовного роста, извращена, и вообще называть ее таковой неправомерно. Нельзя пренебречь красотой во имя добра, равно как и добром во имя красоты. В любом случае пренебрегаешь обоими. Мораль инструмент искоренения грубого греха, творчество - тонкого. Продолжение морали - аскетизм, он и есть как бы творческая мораль. Эти две ступени подобны приемам очищения одежды: сначала щеткой удаляют грубую грязь, затем моющим средством - тонкую. Для возможности творчества мораль должна быть завершена, нельзя прервать мораль и перейти к творчеству. Что раньше было внешне принудительным, должно стать внутренне естественным. А так как мораль направлена только против грубого греха, все, вступающее с ней в противоречие, не может быть ничем иным, кроме страстей, этот грех вызывающих. На творческой стадии мораль теряет не силу своих норм, а объект подавления. Она как бы становится незаметной. То, что прежде представляло сложность, вполне освоено - нет потребности в грубом грехе. "Творец" же, тяготящийся моралью, лишь обманывает себя относительно своего духовного облика.

49.

- Добродетели бывают отрицающие и утверждающие. В мироощущении людей религиозных преобладают первые. Главными достоинствами признаются смирение, отречение, воздержание. Эти ценности не героические, в них нет истинной жертвенности, они направлены к благополучному устройству мирского существования. Те же качества человека, которые его действительно возвышают, отрывают от земли - мужество, благородство, честь - обычно в рамках традиционной религии недооцениваются.

- Безусловно, если смирение понимается не как подавление гордости, а как отказ от сопротивления своей греховности, трудно не найти в этом низость и мерзость. Если ценности, названные тобой отрицающими, есть не первая ступень на пути к освобождению, а способ обустройства в мире, в них, без сомнения, отсутствует всякое высшее содержание. Но такое понимание - не истинная их сущность, а людское извращение, к настоящим смирению, отречению и воздержанию не имеющее ни малейшего отношения. "Отрицающие" ценности, наряду с мужеством благородством и честью, могут быть как истинными, так и фальшивыми. Божественно то, что служит подавлению страстей, и не важно, носит оно активный или пассивный характер. Все же, что не имеет цели освобождения - от лукавого. Истинное смирение подавляет одну страсть - гордость, истинное мужество - другую - трусость. У гордости и трусости одинаковая внутренняя сущность, равно как и у смирения и мужества. И если хоть капля страстности закрадывается в смирение, оно обращается на службу трусости. Аналогично, небесстрастность мужества делает его рабом гордости.

50.

- Что заповедал нам Христос? Любить! Где эта любовь в истории христианства? Его лучшие люди - великие аскеты, до предела свою душу ожесточившие и учившие тому других. Пришло время выправить зигзаг, открыть источник любви в человечестве!

- Именно эти святые - воплощения христианской любви. Всем же человечеством целиком она вряд ли когда-нибудь овладеет. Иначе, как через это самое крайнее ожесточение, ее не достичь. Самоотвержение несовместимо с эмоциональностью. Любовь - бесстрастие, зовам сердца человеческого она не отвечает, а наоборот, им препятствует.

- Но ведь старцы учат аскетизму не ради любви, а ради спасения от гибели.

- Спасение - раскрытие того истинного внутреннего "я", в котором и есть источник любви, очищение его от наслоений, ей мешающих. Стремления уберечь внешнего человека от внешних неблагоприятных воздействий здесь нет. Этим человеком как раз и жертвуется.

- Но ведь спасаться, как бы там это понятие не облагораживать, вынуждает человека страх. Может ли чего-то бояться возвышенный творец?

- А как же! Разве не страшно рассеять самое драгоценное в себе - искру Божью - в бурлящем меняющемся потоке страстей? Мир сам по себе любовь убивает, заменяет ее иллюзорной имитацией. Страх Божий - это страх потерять из виду источник истинной любви и остаться один на один со страстью. Он противопоставлен эмоциональному страху страданий.

51.

- Не гибели следует страшиться, а низости. В этом правильная отрицательная ориентация, соответствующая высшему достоинству человека. Чему же учит христианство? Не погуби свою душу, дрожи за нее. Что может быть более унизительным?! Струсил человек, испугался ответственности за грех и согласился жить без творчества, без полета, за каменной спиной церкви. Ужас гибели угасил в нем искру Божью.

- Ты не тот смысл закладываешь в слово "гибель". Христиане другое имеют ввиду. В страхе погубить душу нет ничего общего со страхом за земную жизнь. Это и есть страх низости. Гибель души и есть гибель человеческого достоинства. Творчество, противопоставленное "дрожанию" за душу так или иначе имеет логическим завершением "дрожание" за тело. Лишь усилением и разжиганием греха чревата постановка иной цели, кроме освобождения, пусть самой благородной. Нерадение о спасении души в итоге всегда кончается именно низостью и потерей человеческого облика.

52.

- Настоящая любовь к Христу должна быть такова, чтобы ради Него человек готов был отказаться даже от истины.

- Если допустимо противопоставить Христа и истину, то в чем тогда Его миссия?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философ Горы"

Книги похожие на "Философ Горы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Михалев

Борис Михалев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Михалев - Философ Горы"

Отзывы читателей о книге "Философ Горы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.