» » » » Татьяна Чернышева - Природа фантастики


Авторские права

Татьяна Чернышева - Природа фантастики

Здесь можно скачать бесплатно "Татьяна Чернышева - Природа фантастики" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Критика, издательство Издательство Иркутского университета, год 1985. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Чернышева - Природа фантастики
Рейтинг:
Название:
Природа фантастики
Издательство:
Издательство Иркутского университета
Жанр:
Год:
1985
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Природа фантастики"

Описание и краткое содержание "Природа фантастики" читать бесплатно онлайн.



В монографии проводится классификация фантастических произведений, выделяются три группы фантастических образов и два типа повествований в современной фантастике; исследуется происхождение и развитие их. Особое внимание уделено научной фантастике и характеру связи ее образной системы с тем еще не вполне изученным процессом, который автор называет «современным натурфилософским мифотворчеством».

Книга адресована литературоведам и критикам, преподавателям вузов и всем любителям фантастики.


Научный редактор — доцент Л. Л. Селявская

Рецензенты: проф. Ю. И. Кагарлицкий, доцент В. К. Гайдук






Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе, с. 158.

²47

Средневековый роман и повесть. М.: Худож. лит., 1974, с. 123.

²48

Там же, с. 125.

²49

Средневековый роман и повесть, с. 99. Следует учитывать, что подобные детали откровенно фантастичны в рыцарском романе, в чем убеждает ироническая авторская интонация. Но проникнуть туда они могли из христианских легенд, в контексте которых подобное поведение зверя не является фантастикой. Так, в «Луге Духовном» Иоанна Мосха рассказывается о святом Герасиме, которому служил лев, выполняя у него черную работу осла, а после смерти старца «стал биться головой о землю и кричать» и «вскоре умер на могиле старца» (Памятники византийской литературы IV–IX веков, с. 236). Здесь послушная преданность льва не фантастика, а доказательство святости старца и могущества бога. Все это связано с концепцией чуда в средние века, о чем еще пойдет речь. Как видим, не только в современной фантастике один и тот же образ, одна и та же ситуация в разных контекстах могут восприниматься и как собственно фантастика (т. е. за гранью веры), и как чудесное явление, в которое верят или полуверят. Такие явления наблюдаются уже в средневековой литературе.

²50

Пайен из Мезьера. Мул без узды, с. 38.

²51

См.: Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе, с. 165 — 166.

²52

Простота и естественность общения людей с духами — это отражение древних представлений о мире. В раннем средневековье в Китае (III–IV вв.) Б. Л. Рифтин отмечает как раз такой характер общения, когда духи встречались «просто на дороге» (Рифтин Б. Л. Зарождение и развитие вьетнамской новеллы. — В кн.: Повелитель демонов ночи. Старинная вьетнамская проза. М., 1969, с. 213), поскольку были естественной составляющей окружающего мира. Позднее духи стали чудом, встречи с ними чем-то удивительным, и они стали являться только во сне. Но тот и другой способ общения с духами рано или поздно превращается в условность. Так, в поздних вьетнамских и корейских новеллах мы вновь как бы возвращаемся к своеобразному равенству человека и сверхъестественных сил, но Б. Л. Рифтин подчеркивает, что это уже «литературная степень равенства», литературная условность, поскольку в реальность духа не верят. Тот же способ общения со сверхъестественными существами отмечает А. Д. Михайлов и в романах Кретьена, где он тоже является намеренным приемом. Но встречи с духами и умершими во сне тоже с течением времени становятся всего лишь литературной условностью, определенным принципом оформления фантастики, способом отделить фантастический мир от реального.

²53

Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе, с. 156.

²54

Ли Ч. Г. История инквизиции в средние века. Т 2. СПб., 1912, с. 419.

²55

Там же, с. 418.

²56

См.: Мелетинский Е. М. Мифы древнего мира в сравнительном освещении. — В кн.: Типология и взаимосвязь литератур древнего мира М.: Наука, 1971, с. 81 — 90.

²57

См: Тюменев Л. И. О предназначении людей по мифам древнего Двуречья. — Вест. древн. истории, 1948, № 4.

²58

Мелетинский Е. М. Мифы древнего мира в сравнительном освещении, с. 81 — 90.

²59

Каждан А. П. Византийская культура (X–XII вв.) М.: Наука, 1968, с. 124.

²60

Памятники средневековой латинской литературы Х — XII веков, с. 18.

²61

См.: Никитина М. И., Троцевич А. Ф. Очерки истории корейской литературы до XIV века. М: Наука, 1969, с. 16 — 17.

²62

Там же, с. 187 — 188.

²63

Цит. по кн.: Никитина М. И., Троцевич А. Ф. Очерки истории корейской литературы до XIV века, с. 160.

²64

Полякова С. В. Византийские легенды как литературное явление. — В кн.: Византийские легенды. Л.: Наука, 1972, с. 258.

²65

Там же, с. 258 — 259.

²66

Памятники византийской литературы IV–IX веков, с. 265.

²67

Конечно, смысл рассказа Г. Уэллса глубже, поскольку «необыкновенная воля» его героя в конце концов наталкивается на непреложные и нерушимые законы природы и терпит фиаско. Оказывается, даже чародеям нужно изучать физику и астрономию.

²68

См.: Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков, с. 181 — 182.

²69

Там же, с. 191.

²70

Там же, с. 216, 218.

²71

См.: Никитина М. И., Троцевич А. Ф. Очерки истории корейской литературы до XIV века, с. 17, 28.

²72

Тибетская летопись «Светлое зерцало царских родословных». Л.: Изд-во ЛГУ, 1961, с. 29.

²73

См.: Поло М. Книга. М.: Географгиз, 1955, с. 60 — 63.

²74

Меншуткин Б. И. Химия и пути ее развития. М.; Л. Изд-во АН СССР, 1937, с. 52.

²75

Византийские легенды, с. 34.

²76

Цит. по кн.: Никитина М. И., Троцевич А. Ф. Очерки истории корейской литературы до XIV века, с. 125.

²77

Там же, с. 160.

²78

См.: Тишков А. Предисловие. — В кн.: Волшебное зеркало. Дотанские новеллы. М.: ГИХЛ, 1963, с. 8.

²79

Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.: Наука, 1973, с. 201.

²80

Cм.: Рифтин Б. Л. Типология и взаимосвязи средневековых литератур, с. 11.

²81

Рифтин Б. Л. Зарождение и развитие вьетнамской новеллы, с. 215.

²82

См.: Аникин В. П. Художественное творчество в жанрах несказочной прозы. — В кн.: Русский фольклор. Русская народная проза. Т. 13. Л.: Наука, 1972, с. 13.

²83

Подробнее об этом см.: Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975.

²84

Рифтин Б. Л. Типология и взаимосвязи средневековых литератур, с. 18, 19.

²85

Крачковский И. Ю. Избр. соч.: В 6-ти т. М.; Л.: Изд-во АН СССР. Т. 4. 1957, с. 302 — 303.

²86

Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131 — 1153). М.: Наука, 1971, с. 23.

²87

После Марко Поло. Путешествие западных чужеземцев в странах трех Индий. М.: Наука, 1968, с. 136.

²88

После Марко Поло. Путешествие западных чужеземцев в странах трех Индий, с. 136.

²89

Там же, с. 137 — 138.

²90

Там же, с. 170.

²91

См.: Никитин А. Хожение за три моря. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958, с. 13.

²92

Гуляка и волшебник. Танские новеллы. М.: Худож. лит., 1970, с. 20.

²93

Монгайт А. Л. Исторический комментарий. — В кн.: Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131 — 1153), с. 85.

²94

Там же, с. 34.

²95

Византийские легенды, с. 37, 41.

²96

Исключение здесь составляют китайские рассказы об удивительном, так как в них занимательность с самого начала главенствовала.

²97

Азбелев С. И. Отношение предания, легенды и сказки к действительности (с точки зрения разграничения жанров). — В кн.: Славянский фольклор и историческая действительность: Сб. статей, М.: Наука, 1965, с. 13.

²98

См.: Тишков А. Предисловие. — В кн.: Волшебное зеркало. Дотанские новеллы, с. 7.

²99

Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре, с. 21.

²100

Памятники средневековой латинской литературы Х — XII веков, с. 171.

²101

Поло М. Книга, с. 63.

²102

Памятники средневековой латинской литературы Х — XII веков, с. 171.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Природа фантастики"

Книги похожие на "Природа фантастики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Чернышева

Татьяна Чернышева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Чернышева - Природа фантастики"

Отзывы читателей о книге "Природа фантастики", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.