» » » » Андрей Морозов - Антигитлеровская коалиция в годы Второй Мировой войны (Роль ленд-лиза в победе над общим врагом)


Авторские права

Андрей Морозов - Антигитлеровская коалиция в годы Второй Мировой войны (Роль ленд-лиза в победе над общим врагом)

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Морозов - Антигитлеровская коалиция в годы Второй Мировой войны (Роль ленд-лиза в победе над общим врагом)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Антигитлеровская коалиция в годы Второй Мировой войны (Роль ленд-лиза в победе над общим врагом)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Антигитлеровская коалиция в годы Второй Мировой войны (Роль ленд-лиза в победе над общим врагом)"

Описание и краткое содержание "Антигитлеровская коалиция в годы Второй Мировой войны (Роль ленд-лиза в победе над общим врагом)" читать бесплатно онлайн.








Второй крупной транспортной артерией западных союзников был путь из США через Тихий океан в Австралию и Новую Зеландию и оттуда через Индийский океан и Красное море в Египет. Этим путем снабжались припасами и подкреплениями из британских доминионов (Австралия, Новая Зеландия) английские войска воевавшие в Африке, а в порту Александрии формировались конвои для транспортировки грузов через Гибралтар. С мая 1943 года и до конца войны лодки стран "оси" уничтожили в Индийском океане 149 судов общим тоннажем 925 042 тонны. Из 45 немецких лодок посланных в этот регион только 16 смогли дойти до новых портов базирования{6}, что обеспечило лишь временный успех.

Северные конвои для СССР

Первый северный конвой вышел из Англии 21 августа 1941 года под прикрытием авианосца, двух крейсеров, пяти эскадренных миноносцев и трех тральщиков. Конвои, обозначавшиеся литерами "PQ"(по инициалам П.К. Эдвардса, английского морского офицера, занимавшегося планированием конвоев) шли из английских портов через Исландию, оккупированную союзными войсками, в Мурманск, обозначенные же "QP" - обратно. До конца 1941 года в обоих направлениях прошло 13 конвоев, в том числе 9 из них - в СССР. Первоначально потери были конвоев были незначительными, но Гитлер настоял на переброске в северные районы дополнительных сил. Активизировались немецкие подводные лодки и авиация. Первым их крупным успехом стало потопление английского крейсера "Эдинбург"(11 500 тонн, потоплен подлодкой U-456 30.04.42), который возвращался из Мурманска с грузом советского золота в оплату поставок по ленд-лизу. С 24 по 30 мая немецкая авиация потопила пять и повредила 4 транспорта из крупного конвоя PQ-16(30 судов), всего - 114 000 тонн. Кроме того, авиаударам подвергся сам Мурманск.

Следующий конвой - PQ-17, покинувший Исландию 27 июня 1942 года, стал жертвой политических игр Черчилля вокруг ленд-лиза и понес огромные потери. На борту 35 транспортов этого конвоя находилось 297 самолетов, 594 танка, 4246 грузовиков и тягачей, а так же 156 000 тонн других грузов(общая стоимость грузов конвоя -700 млн. долл.). Охранение конвоя составляли 4 крейсера, 3 эскадренных миноносца и 2 британские подлодки. Немцы же сосредоточили в Норвегии мощнейший линкор "Тирпиц", два "карманных" (малых) линкора - "Адмирал Шеер" и "Лютцов" и тяжелые крейсера "Адмирал Хиппер" и "Принц Евгений". Получив данные о крупных силах немецких надводных кораблей, британское Адмиралтейство не решилось использовать для защиты PQ-17 собственные линейные корабли и крейсера. Конвою было приказано рассредоточится, после чего транспорты были фактически лишены охраны и предоставлены самим себе. За три дня непрерывных атак немецких подлодок и авиации конвой потерял 22 корабля (водоизмещением 142 518 тонн), т.е. более 60 % состава, и 99 316 тонн ценных военных грузов. Еще три транспорта было потеряно на обратном пути.

Из следующего конвоя PQ-18, отправившегося из Англии 2 сентября 1942 года в составе 40 судов, было потоплено 13 транспортов. Такие высокие потери, понесенные конвоями по вине Адмиралтейства, дали ему повод прекратить проводку конвоев и начал отправку одиночных судов. Это только усугубило ситуацию. Из 13 транспортов прорвались только 3 и поставки через Мурманск были остановлены до декабря 1942 года{6} (На самом деле потери стали лишь поводом, чтобы отозвать транспорты, понадобившиеся союзникам для высадки войск в Северо-Западной Африке. Освободились корабли именно к декабрю, когда десантная операция в Африке уже была завершена.).

В январе-марте 1943 года ситуация улучшилась. Из 48 транспортов двух конвоев в Мурманск прибыли 40, однако вскоре англичане снова прекратили проводку конвоев, мотивируя это увеличившейся угрозой со стороны немецких подлодок и авиации (В очередной раз союзники пренебрегли просьбами СССР о новых поставках, перебросив транспорты в Средиземное море для десантных операции на Сицилии и в южной Италии, и оставив Советский Союз без помощи в преддверии летней кампании). Только после специального обращения Советского правительства поставки были возобновлены в ноябре 1943 года и продолжались до конца войны без значительных потерь. Благодаря значительно усиленной противолодочной борьбе к концу 1944 года погибли все 26 немецких лодок, действовавших в северных широтах, а из 250 судов полярных конвоев августа 1944 - апреля 1945 было потоплено только два{6}.

Другие поставки в СССР

Значительная часть военной техники и грузов поставлялась в СССР более безопасными путями - через Аляску, Сибирь и Дальний Восток, а так же через Иран. В Иране же осуществлялась сборка самолетов и автомашин, доставлявшихся туда в разобранном виде на кораблях. Для того, чтобы обеспечить безопасность перевозок и построить сборочные заводы, союзники оккупировали Иран). 25 июля 1941 года в страну вступили с юга британские войска, а с севера - советские. Потери британцев в столкновениях с регулярной армией Реза-шаха Пехлеви составили 22 человека убитыми и 42 ранеными. Советские потери неизвестны. Позднее небольшая территория на юге страны (порт Бушир, провинция Фарс) досталась американцам.

Ленд-лизовские грузы шли в порты северной оконечности Персидского залива: Басра, Хорремшехр, Абадан и Бандар-Шахпур. Сухопутный путь из этого района был в то время один - из Бандар-Шахпура по Трансиранской железнодорожной магистрали через Ахваз и Кум до Тегерана. Мало-мальски развитой транспортной сети между пограничными портами Ирака и Ирана не существовало. В ходе подготовки к приему ленд-лизовских грузов порты в Хорремшехре, Бандар-Шахпуре и Басре были реконструированы. От Ахваза спустилась на юг к Хорремшехру железнодорожная нитка с ответвлением к иракскому селению Танума (на левом берегу Шатт-эль-Араб, напротив Басры). Американская строительная фирма "Фолспен" проложила от Танума шоссе через Хорремшехр и Ахваз на север Ирана. Автомобильная техника прибывала в виде сборочных комплектов - в ящиках, и машины собирали прямо на берегу. В порту Хорремшехр выросли авиа- и автосборочный заводы, в порту Бушир и в Басре - автосборочные. Работали на них местные жители - арабы и персы, администрация состояла из американцев и англичан, принимали продукцию советские военные специалисты. Платили местным рабочим мало, и качество сборки поначалу было очень низким. Советские военспецы настояли на улучшении условий труда и жизни рабочих, и повышении их квалификации. Были построены барачные городки, налажены быт и питание, оплата труда стала сдельной, а за брак начали здорово штрафовать. Очень скоро производство наладилось{7}.

Из Бушира первые 50 грузовиков Dodge отправились в СССР 23 февраля 1942 года. Путь оттуда был намного длиннее, чем из северных портов Персидского залива. Через Ширазский проход в горах Загрос и город Исфахан колонна двинулась на дальний северо-запад страны, в Иранский Азербайджан. На отрезке Миане-Тебриз прошла высокогорные перевалы и прибыла на территорию СССР через советскую и иранскую Джульфу - пункт на границе Ирана и Нахичеванской АССР.

Перегон автомобилей более чем на 2000 км через горы и перевалы, по дорогам и без них оказался делом чрезвычайно сложным. В пути происходила обкатка, а машины шли гружеными до предела - везли запчасти, оружие, продукты, медикаменты. Титаническими усилиями за первую половину 1942 года удалось проложить по территории Ирана разветвленную систему дорог, построить пункты питания, отдыха и технической профилактики, наладить охрану колонн и мест стоянки, что было немаловажно - на дорогах свирепствовали банды и подстрекаемые немцами дикие племена кашкайцев{7}.

Пока в Персидском заливе главенствовали англичане, в СССР приходило 2000 автомобилей в месяц, хотя был установлен план - сдавать в день 120 машин. В марте 1943 года надзор за Трансиранской железной дорогой и портами Персидского залива взяли на себя американцы. С середины года заработали сборочные предприятия в местечках Эш-Шуайба (на юго-западе от Басры, Ирак) и Андимешк, что на Трансиранской железнодорожной магистрали. Сразу поток увеличился - с юга стало поступать до 10 000 автомобилей в месяц. Только автосборочный завод в Андимешке отправил в СССР около 78 000 машин. Всего же южным путем СССР получил две трети ленд-лизовских автомобилей.

С удалением фронта от границ СССР этот путь потерял свое значение, и в 1945 году грузы пошли через Черное море. Сборку автомобилей в Иране и Ираке стали сворачивать, предприятия демонтировать. 15 октября 1944 года был выведен личный состав из советского военного лагеря в Эш-Шуайбе. 24 октября прекратили свою деятельность советские приемщики в Басре. В ноябре 1944 года были собраны последние автомобили в Андимешке, тогда же было ликвидировано советское представительство в Бандар-Шахпуре.

Кроме того, сборкой ленд-лизовских машин занимались и предприятия в самом СССР. Горьковский автозавод занялся сборкой американских автомобилей уже с ноября 1941 года. Даже когда летом 1943-го ГАЗ сильно разбомбили, работа продолжалась прямо под открытым небом. В октябре 1944-го сборочное оборудование и техперсонал были отправлены в Минск, где заняли помещения отвоеванного у немцев авторемонтного завода "Даймлер-Бенц" (будущий МАЗ). Первые 50 грузовиков этого предприятия пошли на фронт уже в ноябре 1944 года. Сборкой "ленд-лиза" занимались также московские заводы ЗИС и КИМ - там же и ремонтировали вернувшиеся с фронта машины{7}.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Антигитлеровская коалиция в годы Второй Мировой войны (Роль ленд-лиза в победе над общим врагом)"

Книги похожие на "Антигитлеровская коалиция в годы Второй Мировой войны (Роль ленд-лиза в победе над общим врагом)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Морозов

Андрей Морозов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Морозов - Антигитлеровская коалиция в годы Второй Мировой войны (Роль ленд-лиза в победе над общим врагом)"

Отзывы читателей о книге "Антигитлеровская коалиция в годы Второй Мировой войны (Роль ленд-лиза в победе над общим врагом)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.